fantlab ru

Н.К. Джемисин «Врата Обелиска»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.42
Оценок:
61
Моя оценка:
-

подробнее

Врата Обелиска

The Obelisk Gate

Роман, год; цикл «Расколотая земля»

Аннотация:

Так погибает мир… В последний раз.

Тени сгущаются, цивилизация вступает в долгую холодную ночь. Алабастер Тенринг – безумец, сокрушитель мира, спаситель – вернулся с миссией: подготовить свою преемницу, Эссун, и этим навсегда определить судьбу Спокойствия.

А ещё остаётся пропавшая дочь в руках врага.

А ещё остаются обелиски и древняя тайна, наконец близкая к разрешению.

Спокойствие – это стена, противостоящая силе вещей, искра надежды, давно погребённая под слоем пепла. Но её не погасить.

© Перевод аннотации skein
Примечание:

Посвящение: Тем, у кого нет иного выбора, кроме как готовить своих детей для поля боя.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Роман

лауреат
BooktubeSFF Awards, 2017 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2016 // Роман

номинант
Fantasy Stabby Awards, 2016 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2017 // Роман фэнтези

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2017 // Роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2019 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2019 // Переводной роман (США)

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2021 // Зарубежный роман (США)


Издания: ВСЕ (2)

Врата Обелиска
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Obelisk Gate
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классическая «вторая часть трилогии». Почти всю книгу ничего не происходит, герои сидят каждый в своем поселении и занимаются всяким скучным, в промежутках предаваясь занудным истерикам (sic) про то, как они ненавидят всех окружающих и как омерзителен мир и как много страданий и боли. Все очень много разговаривают между собой ни о чем. Сюжет до самого финала не движется практически никуда.

И в отстутствие событий скучающий читатель начинает замечать неприятные мелочи, которые в первой книге как-то не бросались в глаза...

Оказывается, Джемисин совершенно не умеет описывать выдуманный ей мир. Про поселение, в котором проводит всю книгу одна из героинь, мы знаем только то, что оно окружено стенами (далее подробно описано, из какого камня сложены эти стены и как обработаны), а за стеной, ну, это, типа, здания. Какие-то здания, короче, неважно. В общем, поселение.

Оказывается, Джемисин очень странно описывает внешность персонажей. «Женщина была с очень темной кожей, по пояс голая, с маленькой грудью и крупными сосками необычной формы». Кроме величины и формы сосков, мы о персонаже вообще ничего не знаем. Автор(ка), ты хорошо себя чувствуешь?

Оказывается, Джемисин крайне небрежно относится к ворлдбилдингу. Например, в ее мире нет часов (что логично, без металла часы не построишь) – но все кругом договариваются встретиться в восемь-двадцать или в семь-сорок пять. Или в постапокалиптических условиях, когда население мира буквально вымирает от голода и холода и каннибализм становится практически нормой – разумеется, при таком первобытном раскладе к власти повсюду приходят женщины, потому что, ну, просто приходят и все.

В первой части вся эта неприглядная изнанка спрятана за довольно увлекательным сюжетом, а тут ее уже нечем скрыть и она выпирает, и это очень досадно.

И еще эти идиотические артефакты, по воле мага превращающиеся в гигантские кристаллические мечи +100. Аниме какое-то, ей-богу.

Надеюсь, завершающая часть трилогии будет получше.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первой книге была довольно интересная структура. Тут же все более линейно.

Сложно воспринимать всерьез историю, где парочка магунов спасает мир с помощью неведомых артефактов, которые могут превращаться в (каменные) мечи. Это уже аниме какое-то.

Смущает феминизация, женщины доминируют или как минимум на равных во всех аспектах жизни и профессиях, что выглядит очень странно в мире низкотехнологичного выживания. Местами очень сильно заметно, что автор женщина, часто конфликты выглядят как чисто бабские разборки, большая часть проблем главной героини вырастает из того, что она истерила или теряла контроль над собой.

С социальной структурой тоже непонятнки, общество неизбежно должно было прийти к магократии. Не ясно что мешает гардианам и магунам договориться между собой и править миром. То есть вообще-то ясно, что если бы так было, то автор не могла бы пафосно проповедовать инклюзию и толерантность.

Данный цикл интересно читать не сам по себе, а использовать его как увеличительное стекло, показывающее процессы и состояние социальной мысли в странах первого мира. Жаль только что Хьюго (первая и вторая книги цикла получили награду) стала почти такой же политизированной премией как нобелевка по литературе.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение следует

Parallel scaling. Yoking two oxen together instead of one. Two roggas together can do more than each individually. It works for obelisks, too, just… exponential. A matrix, not a yoke. Dynamic. So I need to figure out how to chain all of them together.

Суть в том, что два вола в одной упряжке могут сделать больше, чем каждый в отдельности — параллельное масштабирование. Двое колдунов, объединивших усилия, тоже. А при работе с обелисками мощь возрастает по экспоненте, матрица не упряжь. Усиление. Теперь надо выяснить, как включить в цепь всех.

Вторая часть «Разбитых земель» Норы К.Джемисин, удостоенная прошлогоднего «Хьюго» вслед за «Пятым сезоном», первой книгой цикла. Я не знаю, планировалась ли изначально трилогия или одиночный роман и продолжение родилось стихийно, отчасти стимулированное успехом фронтмена. Если судить по плодовитости писательницы, одарившей мир несколькими романными циклами и значительным количеством самостоятельных произведений, Муза гостит у нее часто и подолгу, а в муках рожать роман, который вынашивался семь или девять лет — не вариант Джемисин. Так или иначе, «Врата Обелиска» вышли в мир, продолжив триумфальное шествие по красной ковровой дорожке за самой престижной в мире фантастики премией.

В целом это оказалось вполне на уровне. Интерес читателя к разбитому миру, где Отец Земля единственное божество; большая часть человеческой популяции регулярно гибнет в локальных апокалипсисах; люди выживают, объединяясь в коммы; колдунов ненавидят и преследуют, но их усилиями обороняются от мелких вспышек гнева Отца. К миру, в котором развивались автономные истории девочки Дамайи, молодой женщины Сайен и зрелой Эссан — интерес горел ровно, уверенно, не нуждаясь в дополнительном подогреве неожиданными сюжетными поворотами и можно было позволить себе без помех проводить магистральную линию, заручившись поддержкой полудюжины стандартных ходов, пускаемых литераторами в ход со времен Апулея.

Тут будет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. чудесное спасение и временная амнезия одного героя, которого мы считали благополучно почившим;

2. неожиданная встреча этого очерствевшего душой человека с потерянной малышкой дочерью героини, к которой он потянется со всем пылом нерастраченной отцовской нежности;

3. внезапная встреча героини с еще одним бывшим любовником, которого все мы считали погибшим в финале первого романа, он не умер, оказывается, больше того — посвятит последние часы земной жизни передаче ключевого знания об особенностях мироустройства и работе с энергиями;

4. замечательные успехи, которые малютка продемонстрирует в овладении мастерством под руководством (см.п.1), несомненно, ей предстоит стать величайшим магом;

5. сомнения, которые читатель начинает питать, относительно действительного происхождения девочки: да полно, в самом ли деле отец ее этот пентюх Джийя? А может быть колдун-рекордсмен Алебастр? Или даже жестокий страж Шаффа? (салют мюзикл Mamma Mia) А может сперма особо могущественных колдунов обладает особым действием, позволяя программировать последующие беременности избранных женщин на вынашивание детей с особыми магическими способностями?;

6. понимание, которое осеняет малышку Нассун — это не мама была такой жестокой, когда сломала ей руку, заставляя контролировать магические способности через боль — это здесь со всеми так делают (не мы такие, жизнь такая), а следовательно, мама хорошая, папа плохой, а следовательно;

7. ой, что она сделает с папой!

свернуть

В целом, книга интересная, яркая, наполненная множеством приключений, масштабная до эпичности, многофигурная, насыщенная сложными психологическими схемами межличностных, парных, групповых социальных отношений. Взыскующего динамичных сцен одарит батальными, поклонников тарантиновских рек кетчупа — оторванными и отрезанными конечностями в кровавой юшке, зараженного аллиенманией -извивающимися каменными паразитами, внедренными в плоть обычных людей. Скучно не будет, точно. И еще руки, Джемисин, наверняка Близнецы, если не по солнечному знаку, то уж точно с асцендентом в этом созвездии, имеющем руки одним из символов. По количеству сломанных (и сросшихся), оторванных (и заново восстановленных) рук ее книги бьют все мыслимые рекорды.

Но это не роскошь первого романа, как по мне. Начинаю читать третий, по нему, взявшему все возможные призы текущего года, стану судить о трилогии в целом.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Норы Джемисин удалось познакомиться несколько лет назад, когда первая книга её другого цикла в 11 году была удостоена премии «Локус». Книга мне откровенно не понравилась, ни сюжетом, ни очень специфическим стилем автора. И вот в 16 году у писательницы теперь уже «Хьюго» за «Пятый сезон», который, является обязательным к прочтениею перед Обелиском. И тут пришлось задуматься. ведь просто так, такие премии не даются. И действительно, автору со своей новой трилогией удалось создать весьма интересную историю, которая заслуживает внимания широкой общественности, при условии, что вы готовы пробираться через сомнительные стилистические дебри Джемисин.

Но каким бы ломанным и неприятным, обрывистым и местами сухим не был её стиль, неизбитость подачи истории о гибели очередного выдуманного мира

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
после обнаружения Луны, закрадываются сомнения, что это наш мир много лет спустя
заставляет не только читать, но и с определенной долей нетерпения ждать заключительную третью часть битвы за будущее Эссун, и вот почему:

Где вы видели положительного героя, который понял, что мир, в котором она живет, заслуживает не спасения, а погибели? И в этом парадоксе на самом деле кроется ключ к долгожданному затишью между разрушительными сезонами катаклизмов, что сотрясают Спокойствие веками. Нет, перед нами не озлобленная и сломленная женщина, которая ослеплена местью, но уходящие сезоны, тому свидетели, у неё есть все основания желать всем людям смерти. При этом в книге тот самый случай, когда желания совпадают с возможностями. От выбора и каждого действия Эссун зависят жизни без преувеличения всех людей. Только ей под силу остановить, либо продолжить апокалипсис.

Так чего же хочет эта женщина с непростой судьбой, которая теперь называет себя Эссун? В первую очередь, вернуть дочь, конечно же, своего единственного выжившего ребёнка, носителя ненавистной всеми магии земли, как и она.

Понять Алабастера, простить, принять и не убить его самой за то, что он начал пятый сезон катастроф и потрясений, который не оставит камня на камне от измученной планеты.

Затем, перевести немного дух, собраться с мыслями, разгадать тайну Обелиска и по возможности избавиться от следующего за ней везде Камнееда. Одна такая представительница этой расы, к ужасу Эссун, неплохо так лакомится окаменелостями на теле Алабастера. И все бы ничего, если бы от Эссун не зависела судьба всего мира. И негде ей обрести спокойствие, пока сезон вступает в свои права.

А что сам мир? После того, как Алабастер начал разлом мира прямо под своей альма-матер, имперские Орогены канули в небытие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почти все
Мир стремительно погружается в самый разрушительный сезон бедствий. На отдельных участках материка ещё остались, к сожалению, станции по контролированию сейсмической активности
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
навсегда изувеченные в коматозном сотостянии орогены, так и остались прикованны к своим постам
, люди ещё пытаются выживать общинами и не занимаются повсеместным канибализмом. Но пока природа только создаёт новых хищников, более древний враг человечества готовится к решающим действиям. Глубоко в земле много лет Камнееды ждут своего часа, чтобы навсегда стереть человечества с лица земли, и нет больше древней Империи, чтобы остановить их, как и нет орогенов.

Зато есть Эссун и пока ещё Алабастер, и таинственные пульсирующие обелиски в воздухе,и шахты в городах древности, где люди прошлого создавали в недрах невероятное оружие, и её дочь, которая только познаёт свою силу и ненавидит свою мать за то, что Эссун, заслуживающая десять колец по шкале силы и умений среди имперских орогенов, подготовила несмышлёного ребёнка к жизни во время сезонов намного лучше, чем та сама ожидала.

Мир принес Эссун боль и страдания, она прошла через унижение и рабство, она потеряла детей, дом, друзей, и так и не познала любовь, то самое чувство, которое обычно заставляет людей жертвовать собой ради чего-то большего нежели они сами. Когда-то из-за любви она убила своего первого ребёнка, из-за любви её муж убил ее третьего ребёнка, остался только один, второй ребёнок, которому Эссун любви дать не смогла, потому что сама она ее испытать за свой долгий жизненный путь не сумела.

Так что сделает Эссун, когда обелиск откроет ей свои врата, что сделает её дочь, когда подчинит себе сапфир? Хватит ли двум морально искалеченным душам любви, чтобы спасти этот мир?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
успеют ли они вернуть Луну на орбиту земли
и положить конец пятому сезону?

Обычно, когда наступает апокалипсис, планета остаётся, умирает цивилизация, ее достижения, уровень развития, её ценности, но не в этом сезоне. На этот раз пятый сезон просто будет некому вспоминать.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх