FantLab ru

Чайна Мьевиль «Яйцо канюка»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.98
Голосов:
69
Моя оценка:
-

подробнее

Яйцо канюка

The Buzzard’s Egg

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Империя быстро расширялась, присоединяя к себе все новые и новые племена, вольные города и поселения. И в основном обходилось без войн, ведь правители нашли лучший способ мирной аннексии — похищение и взятие в заложники местных богов...

Входит в:

— сборник «Три момента взрыва», 2015 г.



Три момента взрыва
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Three Moments of an Explosion
2015 г.
(английский)
Three Moments of an Explosion
2015 г.
(английский)
Three Moments of an Explosion
2016 г.
(английский)
Tři okamžiky exploze
2019 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человек, заключенный в тюрьму, имеет возможность обрести свободу. Пусть даже очень гипотетическую. А как быть Богу, воплощенному в идоле?

В созданном Мьевилем мире победившие в военном набеге закрепляют свою победу тем, что забирают у побежденных идолов их богов. Идолы побежденных помещаются в специальный храм-узилище, их охраняют, протирают, обихаживают, но держат в изоляции от тех, кому боги-неудачники не обеспечили победу.

Можно улыбнуться, представив себе таких заключенных, подумать о превратностях судьбы и соотношении божественных величин в политеистическом мире. Но Автор анализирует несколько иной аспект проблемы.

Может ли божественный идол обрести свободу? Когда человек выходит из тюрьмы, он может пойти, куда ему угодно, куда сможет и захочет. А бог-истукан выходит из храма-узилища лишь для того, чтобы оказаться в ином храме. В этом ином «родном» храме ему будут поклоняться и жертвовать, и просить, требовать, взывать. В «родном» условно свободном храме он уважаем, но несет на себе груз ответственности за всё и за всех. В узилище же нет поклонения и жертв, но и ответственности нет тоже. И даже можно задаться вопросом: а кто же кого не уберег — божественный идол свой народ или народ своего бога.

Если рассматривать свободу как освобождение от обязательств и ответственности, в храме-узилище у идола ее как раз больше. Вот только поклонения и жертв нет, а без этого хиреет любое языческое божество. Отсюда вывод: чем больше свободы, тем меньше жизни, а полную свободу дает лишь уничтожение. Хочешь освободить бога, разрушь его.

Такая вот философия усматривается в данном рассказе. В рамках жанра довольно оригинальная и даже занимательная в привязке к сюжету. В полубезумном финале есть момент трагического триумфа.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный философский рассказ, потенциал которого раскрыт на треть, максимум. Как и вполне исторические римляне, местные завоеватели старательно свозят к себе в город всех завоёванных идолов\божков, с целью морально сломить покоряемые народы. Но как вся эта ситуация будет выглядеть с точки зрения такого бога? Будет ли вообще у него желание «выйти на свободу», или плен даст ему долгожданное спокойствие?

Довольно любопытная история, в полной мере поднимающая тему ответственности. Но, как показалось лично мне, Мьевиль либо поленился, либо не увидел здесь потенциала, достаточного для полнокровного романа или хотя бы повести. По-моему, мотивы и идеи «Яйца канюка» раскрыты далеко-далеко не до конца.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх