Бертрам Чандлер «Привычка»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Австралия и Океания (Австралия ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Во время первого межзвездного полета произошла авария, и Тиллот вернулся на Землю в прошлое. Он захотел спасти от смерти свою жену.
Входит в:
— журнал «Amazing Science Fiction Stories, August 1960», 1960 г.
— журнал «The Most Thrilling Science Fiction Ever Told, No. 5, 1967», 1967 г.
— антологию «Фата-Моргана 3», 1992 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1960-е (2), 1990-е (1), 2010-е (1)
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /перевод:
- С. Грачева (2), К. Оноприенко (2)
страница всех изданий (4 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 4 декабря 2025 г.
Сегодня рассказ представляет интерес, пожалуй, только для любителей взгялнуть на развитие фантастики в историческом развитии. Что может быть банальнее петли времени-Уробороса для очередной хроновыдумки? Только слабая текстовая реализация и слишком небрежное отношение к деталям. Когда уже кристально ясно, к чему ведет автор, самым интересной ситуацией становится момент обыгрывания того, каким образом герой забудет то, что с ним произошло, чтобы вновь и вновь возвращаться на исходную позицию с чистым сознанием и отстутствием воспоминаний (или же, наоборот, будет все помнить и его жизнь превратится в нескончаемый повторяющийся ад, из которого нет выхода). И тут автор опять до безобразия формален, отделываясь вместо идей, способных сильно улучшить его позиции как рассказчика, парой вялых ничего не значащих предложений о «мудром» психиатре, избавившем от «галлюцинаций». Тем самым товарищ Чандлер окончательно ставит крест на произведении, в котором еще могло бы остаться по прошествии времени хоть что-то оригинальное.
С другой стороны, даже вне зависимости от качества рассказа, подобные истории о безысходности и полной беспомощности человека перед неизведанными силами Вселенной комментатора всегда заставляют слегка ежиться и вызывают ряд размышлений о нашем бытии и песчинкообразности раздутого эго хомо сапиенс в потоке бесконечности. Уже кое-что при полной индифферентности непосредственно к употребленному тексту. Я мыслю, эрго, существую. И на том спасибо.
god54, 13 января 2024 г.
С учетом сегодняшнего дня, а также количества опубликованных произведений по проблемам перемещения во времени и очень тщательного исследования всех возникающих и всех возможных парадоксов времени рассказ не представляет никакого интереса. К тому же с сюжетной точки зрения рядовое произведение. Только тем кто изучает творчество автора будет полезно для получения полного представления.
alex1970, 10 мая 2011 г.
Занятный рассказ о дальних звездных полетах и временном парадоксе.
Ничего особенного, но написан хорошо и история о странной привычке вышла занимательной
Darth_Veter, 8 октября 2021 г.
Рассказ об очередной «петле времени». Пилот космического корабля принимает участие в испытаниях первого сверхсветового двигателя. Испытания заканчиваются весьма необычно: герой попадает в надалекое прошлое. Но он не падает духом, а решает воспользоваться благоприятным моментом, чтобы исправить одну ужасную ошибку...
«Машина времени», конечно, невозможна. Но автор и не утверждает обратного: путешествие в прошлое есть побочный эффект от сверхбыстрого перемещения в пространстве. Говоря по правде, даже если бы герою удалось обогнать свет, он смог бы только взглянуть в глаза своему прошлому, но никак уж не попасть в него. Разорвать метрику пространства, чтобы победить причинность, — увы! — нельзя. Подобный сюжет — чисто литературный прием, имеющий своей целью эмоционально воздействовать на читающего. Для фантастического рассказа поступиться истиной — обычное дело. Главное при этом — обрести некую мудрость (т.е. мораль). В рассказе ее, правда, обретает не главный персонаж, а читатель. Смысл ее банален: пресловутый «второй шанс» — это то желаемое, которое никогда не станет действительностью. Так автор пытается компенсировать нарушенные им законы природы: якобы прошлое обладает определенным сопротивлением к изменениям и в конечном итоге по-прежнему остается нерушимым. Похожая история происходит и в новелле Серлинга «Можно дойти пешком» — прошлое остается прошлым, а вот герой получает наглядный урок, чтобы у него не было соблазна попробовать во второй раз. У Чандлера всё как раз наоборот: «петля времени» требует многократного (в идеале — бесконечного) повторения. Но результат всё равно будет одним и тем же.
-------------
РЕЗЮМЕ: притча о неизменности прошлого. Чтобы не жалеть о свершенном, будьте критичны в своих желаниях и весьма осторожны в своих поступках!
vam-1970, 13 ноября 2018 г.
Один из парадоксов путешествия во времени, связанный с физикой космоса. Катастрофа повлекла цикличность событий с повторяемостью эпизодов в жизни героя. Ничего особенного, тема не нова, но написана в 1960 году.