FantLab ru

Элеонора Мандалян «Сфинкс»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.20
Голосов:
47
Моя оценка:
-

подробнее

Сфинкс

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В больнице доктора Гроссе оборудовано 5 подземных этажей. Они строго засекречены, так как на них проводятся жестокие операции и чудовищные эксперименты над человеком.

Доктор Гроссе, хозяин этого хирургического комплекса, придумал как обеспечить себе бессмертие..

Примечание:

Журнальный вариант романа «Дерево Дракона» (1985).


Входит в:

— журнал «Искатель 1983'6», 1983 г.

— антологию «Фантастика, 85», 1985 г.



Издания: ВСЕ (2)

Фантастика, 85
1985 г.

Периодика:

Искатель № 6 1983
1983 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный рассказ!

Теперь понятно откуда взята идея американского фильма «Остров». Идея выращивать своего клона, чтобы потом забрать себе его органы.

Написано очень хорошим языком. Чувствуется, что автор очень любит роман Беляева «Человек-Амфибия». Особенно когда описываются «кентавры» и «сфинкс».

Понравилось, как прописаны персонажи. Все очень яркие и запоминающиеся.

В общем один из лучших в сборнике «Фантастика 85»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Должна ли наука придерживаться принципов этики и морали? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности — всенепременно должна, но на деле не всё оказывается так гладко. Вся прогрессивная общественность горячо и искренне клеймит военных преступников, врачей-изуверов, создателей оружия массового поражения и им подобных. На деле же получается, что все наработки этих злодеев и преступников официальная наука берет без зазрения совести, не глядя как, где и каким путем были сделаны эти открытия. Фармакология, нейрохирургия, военно-полевая медицина, атомная энергетика, ракето- и самолетостроение, космическая отрасль — список можно продолжать — очень многим обязаны тем, кого сейчас нельзя называть, вот их и не называют, но одно дело риторика, а совсем другое — чистый бизнес, для которого pecunia non olet.

История Эриха Гроссе, описанная в повести «Сфинкс», — яркий пример того, о чем я говорил выше. Гениальный врач, сын военного преступника нашёл пристанище на Западе, конкретное место не указано, но вероятнее всего речь идет о США. Эрих Гроссе — архетипичный пример сумрачного гения, служителя науки, отрицающего любые принципы морали и гуманизма. Его клиника широко известна, его имя вызывает уважение, но почти никто не знает о том, что под зданием госпиталя расположена секретная подземная часть, где проводятся самые одиозные операции и эксперименты, которые только возможны в медицине. За астрономическую плату богачей возвращают здесь к жизни, ценой жизни бедняков, которых похищают прямо на улице, чтобы превратить в источник здоровых органов, годных для трансплантации уважаемым клиентам.

В повести нет положительных героев, нет от слова совсем, сопереживать и сочувствовать здесь некому. Антагонист являет собой некий гибрид докторов Моро, Франкенштейна и Менгеле, автор представляет его без малого Темным властелином, искусным манипулятором, абсолютно бесчувственным и бессердечным человеком. В образе нет никакой глубины, ни намека на двойственность — он плохой, потому что плохой, так решила автор. Его возлюбленная Клара, которая по замыслу должна восприниматься «хорошей», вообще не подходит под данное определение. Верная ассистентка Гроссе на протяжении многих лет, соучастница всех его темных дел, и всё это пытаются оправдать великой силой любви? Хорошо, тогда, наверное, искренняя любовь культистов к Дьяволу тоже является индульгенцией и путевкой в рай?

Вся повесть являет собой странную комбинацию из фантастики начала ХХ века и пламенного антифашистского памфлета, причем про идеологическую компоненту автор вспоминает только ближе к концу повести и судорожно пытается «впихнуть невпихуемое», делая только хуже, превращая повествование в какой-то цирк на колесах — генетическая память или телепатия, в общем текст, тяготевший до этого к твердой фантастике, внезапно превращается в какую-то полумистическую спекуляцию, без логических объяснений, просто ради того, чтобы закрыть нестыковки сюжета. Видит Бог, даже комиксы для американских подростков во многом превосходят по логике концовку данного произведения. Финал получился открытым, но есть ощущение, что это лишь из-за того, что автор не знала, чем закончить, сделав вид, что «таков путь».

Психологическая мотивация персонажей также не выдерживает критики. Клара, всю жизнь смотревшая на Гроссе, как на воплощение божества, начинает сомневаться в нем именно в тот момент, когда он начинает делать первые шаги по сближению с ней, то что у нее у самой руки в крови, об этом предпочитают как-то умалчивать. Сам же «злодейский злодей» словно не знает, чего он хочет от жизни, хватаясь то за одно, то за другое. Главный вопрос: какой смысл Гроссе проводить незаконные операции, рискуя свободой, делом всей своей жизни, если в его руках открытие, которое тянет на Нобеля — а это деньги, мировая известность и всё прочее. В целом повесть отражает дух своего времени — главное обличить «загнивающий Запад», но указывая на сучок в глазу ближнего, легко не заметить бревна в своем.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх