Жюль Верн «Мастер Захариус»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мэтр Захариус был знаменитым мастером часовых дел, а его часы высоко ценились во многих странах. Женевские часовые мастера злословили, что он продал душу дьяволу, а тот утверждал, что если бог создал вечность, то он создал время. Но неожиданно приключилось странное событие. Все часы, сделанные им, пришли в полное расстройство. А его здоровье стало таять прямо на глазах, словно они были соединены незримой нитью…
Первая публикация этого рассказа из 5 глав состоялась в журнале «Musée des familles» в апреле-мае 1854 года, под названием «Мастер Захариус, или часовщик погубивший свою душу. Женевская легенда» («Maître Zacharius ou l’horloger qui avait perdu son âme. Tradition genevoise»).
В этом первом варианте рассказа религиозной морали отводилось большое место – в нем женевский часовщик признал главенство Бога, склонившись перед Святыми дарами. Позднее, к изданию 1874 года, автор переработал рассказ – «одержимый гордыней старик не склоняет головы перед Святыми дарами». Причины такого изменения финала предполагаются разные: К. Хеллинг считает, что это реультат эволюции религиозных взглядов автора; Шено полагает, что на варианте 1854 года отразилось благомыслие редакции «Мюзе» — журнала, который и напечатал рассказ. Внук писателя Жан Жюль-Верн по этому поводу пишет, что «…готов думать, что в 1874 году Жюль Верн уже не разделял религиозных взглядов отца».
27 апреля 1874 года рассказ под названием «Мастер Захариус» напечатан в первом издании сборника «Доктор Окс». В издании того же сборника 19 октября 1874 года рассказ содержал 9 иллюстраций Т. Шулера (Th. Schuler).
Входит в:
— сборник «Доктор Окс», 1874 г.
— антологию «The Big Book of Classic Fantasy», 2019 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- И. Желвакова (1), Д. Тоул (1), М. Шпякина (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
maxxx8721, 25 марта 2016 г.
Совершенно неоднозначный рассказ. Начало интригует образом Мастера Захариуса, который являет собой образ настоящего гения — выдающегося и чуть-чуть сумасшедшего. Читатель всё больше погружается в атмосферу мира, состоящего из пружин, колесиков, стрелок, механизмов и шестеренок. Однако постепенно рассказ начинает превращаться в тягучую и скучную киселеобразную субстанцию, которую мне читать было очень скучно. Видимо, и Верна затянуло в это болото, и он решил поскорее закончить это произведение, иначе я не могу объяснить такой контраст и рассинхрон между размеренным началом и серединой рассказа и бешеным темпом последней главы, где целую страшную ночь, проведенную в мрачных развалинах, автор описывает... аж одним предложением (на Верна это явно непохоже). Словно рассказ писали несколько человек, благо не получилось как с письмом Дяди Федора.
В итоге, рассказ с грандиозной идеей (наука как поле битвы между Богом и Дьяволом) выдался скомканным и рыхлым, как весенний снег. Увы.
Евгений Борисов, 11 октября 2010 г.
Жутковатая повесть-сказка, написанная французским классиком в ранний период своей деятельности. Кажется даже, что от нее немного веет творчеством Гофмана и Гауфа. При помощи такого вот необычного для себя «инструмента» писатель решил рассмотреть конфликт Науки и Жизни, материального и духовного. Финалом достаточно ясно показано, что ожидает даже самого блестящего деятеля от науки, если он поддастся ощущению собственного всемогущества и единственной ценностью станет считать достижения этой самой науки.
god54, 18 февраля 2010 г.
Редкое произведение для такого мастера, которое можно скорее отнести к мистике, чем к фэнтези. Абсолютно не похоже на Ж.Верна и если бы не стояло его имя то узнать автора мне лично бы не удалось. Мрачное произведение о любви к отцу и жениху, о непростом выборе и эгоизме человека, использующего чужую любовь к себе. Наверное это всё-таки навеяно собственными неудачами в любви.