FantLab ru

Александра Давыдова «Не/много магии»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Голосов:
29
Моя оценка:
-

подробнее

Не/много магии

Сборник, год

Аннотация:

Можно ли отравиться насмерть, влюбившись в мухомор? К чему приводят беседы с незнакомцами? Что делать, если в зеркале отражаешься не ты? И почему самолеты на самом деле не падают? Фокус в том, что слишком тонкая грань отделяет реальность от снов. Проще говоря, в каждом персонаже, авторе или тебе самом, всегда прячется немного магии.

В произведение входит:

  • Вчера
5.98 (61)
-
2 отз.
7.05 (22)
-
  • Сегодня
8.15 (27)
-
6.80 (175)
-
4 отз.
6.36 (52)
-
6.64 (14)
-
6.79 (14)
-
5.41 (106)
-
8.18 (11)
-
6.82 (11)
-
  • Завтра
7.00 (13)
-
7.20 (35)
-
2 отз.
6.62 (13)
-
8.39 (33)
-
1 отз.
7.57 (53)
-
1 отз.
7.42 (12)
-
6.40 (10)
-
6.54 (13)
-
7.00 (15)
-
1 отз.
5.75 (79)
-
1 отз.
  • Нигде
7.72 (18)
-
7.27 (11)
-
7.56 (60)
-
3 отз.
  • Сказки на ночь
6.45 (11)
-
7.00 (36)
-
6.92 (12)
-
  • Про охранника аэропорта
  • Про вечного пассажира
  • Про вечного встречающего
7.36 (11)
-
7.00 (11)
-
6.91 (11)
-
7.27 (11)
-
7.08 (12)
-
6.55 (20)
-
  • Сказка про тех, кто сделал магию материальной

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора


Издания: ВСЕ (2)

Не/много магии
2015 г.

Электронные издания:

Не/много магии
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, чем хороши авторские сборники? Тем, что ты, читая, слышишь только этого, выбранного тобой автора. Даже если он использует разные жанры и способы донесения до читателя своих идей, это всё равно только он, этот автор, и, ко всему, именно в авторских сборниках хорошо видны манера и стиль авторского письма. То есть если и изучать творчество определённого автора, то только по таким вот вещам. Это как разговор тет-а-тет, когда автор рассказывает свои истории буквально тебе на ухо.

А уж если тебе обещают что-то особенное, ни у кого ранее не встречавшееся, то это ещё один – и немаловажный! – повод купить авторский сборник. Купить и посмотреть, сдержал ли автор обещание насчёт особенного.

Сборник «Не/много магии» Александры Давыдовой необычен в первую очередь тем, что появился на свет с помощью краудфандинга, то есть причастными к его рождению оказались множество людей: читатели и писатели, художники и менеджеры разных площадок, соавторы и старые друзья. Самым счастливым повезло получить свой экземпляр в переплёте, а остальные стали гордыми обладателями электронной версии с личной (!) благодарностью от автора. Где вы ещё такое видели?

А что внутри? Что скрывается под обложкой, на которой потусторонний то ли трамвайчик, то ли паровоз катится по рельсам в одному ему известное никуда?

Внутри рассказы. Они разделены на 5 секций: «Вчера», «Сегодня», «Завтра», «Нигде» и «Сказки на ночь». Каждая из секций призвана показать новую сторону людей, мыслей, жизни.

Секция «Вчера» сразу окунает читателя в волшебство авторского стиля, даря головоломку (рассказ «Ниточки и марионетки») и мистику (рассказ «Туманная дорога»). Электрическая магия «Ниточек» загадывает загадки на иностранный манер, рисует некую тайну в отношениях двух семейств, а в конце шарахает читателя молнией прямо в мозг! «Туманная дорога» после «Ниточек» выглядит уютной комнатой. Выполненный в лучших традициях Бэнсона, По и проч., рассказ этот повествует о некоей местности, где когда-то с героем произошли таинственные события. Правда эти события или нет?

Секция «Сегодня» более серьёзная, в ней живут рассказы о том, что рядом. Магия так и плещется на страницах, рождая героев, которые следят за тканью бытия (невесомые «Шестерёнки»), героев, которые встречают прошлое (трагедия в «Вечной мерзлоте»), героев, которые живут по другим принципам (особенные в «Огнях святого Эльма»), героев, которые живут как в последний раз (конец света в «Горячем шоколаде»), героев, которым перепадает немного инопланетной магии в поезде дальнего следования (и немного гипноза в «Экстренном торможении»), героев, которых губит любопытство и трагедия прошлого (привет Титанику в «Принцессе Марии»), героев, которые из детектива окунаются в психологию (жестокая, собственническая «Чистая логика») и героев, которые сталкиваются с врагом в собственном доме (перуанская магия в «Плоском снеге»). В этой секции пересматриваются основополагающие принципы любого цивилизованного общества: дружественность, взаимопонимание, взаимопомощь, – но пересматриваются без нотаций, легко и как будто вскользь, так, что иной раз не понимаешь даже, что тебе о чём-то напоминают. Большая часть рассказов секции оставляет простор для дальнейших дум и этим может ввести в ступор читателя, любящего конкретику.

Секция «Завтра» и правда рассказывает про завтра. Будущее – далёкое и близкого прицела – выглядывает из рассказов и изображает человека во всей красе: дотошного («Фотографировать животных запрещено» и «Puzzle»), добивающегося своей цели («Ньаавэл таннья»), без рисков надевающего чужую шкуру («Придумать получше»), всё понимающего («Чёрный Дворецкий»), бегущего («Посмертный корабль из Сивера»), укрощающего огонь в себе и вокруг («Чёрное пламя и серые крысы»), прозревающего чужую суть («Тьии» и «Огонь под железным небом») и внезапно выросшего над собой («Жукоглазые членистоногие и слабые людишки»). Это серьёзные рассказы, часть из которых по-прежнему (авторский стиль!) напоминают головоломку с известными исходными данными и результатами, но без промежуточных сведений. Складывать из исходных данных и результатов эти самые сведения подчас интереснее, чем идти дальше.

Секция «Нигде» представлена тремя рассказами такой мощи, что она видится мне лучшей во всём сборнике. Вот факты: наркотическая «Кемь» рисует как будто контрабандистов и предателей, а на самом деле – ту самую волшебную (коварно волшебную!) пыль, что даёт лица; «В чашке мёда» можно утонуть, как в лучших светлых рассказах Рэя Брэдбери, это «Вино из одуванчиков» в видении Льюиса Кэрролла; ошеломительный «К вопросу о сваях» (написанный в соавторстве с Максимом Тихомировым, кстати) даёт новый шанс маленьким сердцам. Этот последний рассказ и жёсток, и притягателен: фантазия соавторов нарисовала все стороны смерти и посмертия (а не только одну, как это обычно бывает), заставила поверить сперва в злые намерения, а потом – в добрые, перевернула всё с ног на голову одними только образами закладных и ходящих домов, потом дала отдышаться – и разрешила сомневаться по новой. Нет, такой рассказ может жить только в секции «Нигде»!

«Сказки на ночь» подсвечивают все остальные секции добрым огнём свечи на ночном столике, лунным светом из полузашторенного окна, укутывают мягкой тьмой и в то же время – непредсказуемой прелестью детства. Небольшие истории, пронизанные понимание того, что детство, ребёнок, его безграничная, порой странная фантазия – бесценны, составляют эту секцию и напоминают о том, что автор любит поговорить не только со взрослыми. Здесь найдётся сказка для каждого: реалистичная ли («Бригитта готовит торт» и «Сказка про альпинистов»), предпраздничная ли («Сказка… о ком?»), мистическая («Три сказки про аэроотель» и «Сказка про ночь») или самая что ни на есть магическая («Бумажные сны», «Пропавшее солнце», «Про дома и улицы» и «Медузы и морские звёзды»). Добрая-добрая секция завершает сборник и оставляет после себя невероятно волшебное послевкусие.

Итак, что же вышло у Александры Давыдовой в сборнике «Не/много магии»? Прежде всего – вышло показать, что за писатель она есть, какие приёмы использует, чтобы зачаровать читателя. Второе – что она действительно умеет создавать невесомые истории, которые одновременно и магичны, и реалистичны. Третье – что она, если обещает магию, обещание своё держит.

«Не/много магии» смело можно рекомендовать тем, кто ищет светлых рассказов, тем, кто хочет услышать и узнать автора поближе, а также тем, кто верит, что магия существует.

Хотя насчёт мухоморов я всё ещё сомневаюсь!

+8

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сборник фантастических рассказов. Рассказы разные, но мне показалось, что большая их часть так или иначе касается темы путешествий. Короче говоря, то, что я люблю. В рассказе “Про вечного пассажира” даже есть такой пассаж, который отлично объясняет, почему всегда нужно куда-то ехать, лететь, двигаться навстречу новому:

«Потому что даже если дома тепло и хорошо, ты все равно в ловушке. Потому что ты загнан в теплый плед напополам с подушками и кошками. Загнан тридцатиградусным морозом и ветром — острым, как хрустальный нож, осколки которого вонзаются в щеки каждого осмелившегося выглянуть за дверь. Потому что если ты сидишь дома — ты покорился стихии. А покорился — значит проиграл.»

Если уж говорить о конкретных рассказах, то «Вечная мерзлота» показался мне странно знакомым. Где я еще могла читать о живущих взаймы? Не могу вспомнить. А от “Фотографировать животных запрещено» будто повеяло очерками Йейтса о фэйри. И как мне понравилось здесь вот это: “Быть туристом во времени ничуть не менее интересно, чем покорять пространство”. “Огонь под железным небом» почему-то заставил вспомнить анимационный фильм «Город пушек» из «Воспоминаний о будущем”. Но особенно запали в душу два рассказа: «Черный дворецкий» (очень футуристично и невероятно актуально) и «К вопросу о сваях» (очень мрачно и мистично, но с таким неожиданным и нестандартным финалом).

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идеальная книга для поездок и путешествий

Проверено двумя короткими поездками на поезде и самолете. Чтобы ее читать, не нужно ни удобное кресло, ни ритуал погружения. Сидишь на вокзале в ожидании рейса — открывай и читай любой рассказ. Рассказы интересные, не надоедают, много интересных новых миров, заявленных, наполненных, но не показанных до конца. И вот уже в новых местах, во всем, что тебя окружает, ты видишь немного магии.

Я думаю, что это книжка-путешественница, и теперь ее надо передавать дальше путешествующим друзьям, рыскающим по моей книжной полке с вопросом «Есть что почитать в поезд?»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх