Вячеслав Рыбаков «Доверие (вторая версия)»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Звёздный ковчег/замкнутый мир
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Стремительное перерождение гуманного общества светлого будущего в тоталитарную диктатуру вследствие того, что, руководствуясь поначалу самыми благими намерениями — скрыть от людей угрозу скорой глобальной катастрофы и спасти, кого можно успеть — правительство Земли начинает лгать; ложь тянет за собой другую ложь, и вскоре объем закрытой информации возрастает настолько, что даже открытие, которое могло бы предотвратить катастрофу, остается незамеченным правительством; справиться с порожденным дезорганизацией хаосом не может и диктатура, но возникает она в этих условиях неизбежно.
Первая публикация: в журнале «Урал», 1989, № 1
Это вторая версия повести «Доверие», отличающаяся от первого варианта.
Входит в:
— сборник «Свое оружие», 1990 г.
— антологию «Странники», 2000 г.
— сборник «Первый день спасения», 2001 г.
— сборник «Письмо живым людям», 2004 г.
— антологию «Иное небо», 2019 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 93
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2939 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 46%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
arturramires, 6 января 2018 г.
Сильно.
Мне по душе, как автор пишет всяческие психологические нюансы и движения мысли, даже едва уловимые, даже переусложненные в своих хитросплетениях,
но не теряющие лёгкости, глубины и изящества...
Технологические же моменты, порой, грузят; и оттого их хочется побыстрее проскочить
grigoriy, 24 августа 2014 г.
Рыбаков умеет ставить вопросы, на которые, по-моему, не может быть однозначного ответа для всех ситуаций.Но главное-что автор заставляет нас задуматься о том, как действовать правильно.И хотя в повести ответ дан, но ведь он мог быть и другим..Отличная вещь!
видфара, 6 марта 2013 г.
Повесть очень честная, хлёсткая и для своего времени откровенно непроходная!
Не удивительно, что она была опубликована лишь в разгар Перестройки.
Хотя актуальность её и в 1976 г. неоспорима, и в нынешнее время видна невооружённым взглядом, и в будущем, увы, никуда не денется...
В «Доверии» лично для меня явно видны мотивы «Далёкой Радуги» — эксперимент астрономических масштабов, несгибаемые коммунары, столкновение личного и общественного... Герои интересны и хороши, но слишком утопичны. Пожалуй, только старик Ринальдо выбивается из этого ряда. Страшный человек. Несчастный человек. Впрочем, все страшные люди несчастны по-своему.
Финал, говорите, прежде был иной? Где бы поискать, сравнить...
demihero, 14 февраля 2010 г.
На Земле «Доверия» плохих людей нет: все герои повести утопично, почти недостижимо хороши и достойны всякого подражания. И общество таких людей — это светлое будущее романов Ивана Ефремова и братьев Стругацких. Вот только перед лицом катастрофы почти идеальная машина всечеловеческого государства вдруг даёт сбой, и люди из самых благородных и правильных побуждений совершают страшные преступления.
Эта повесть о доверии — аспекте человеческих взаимоотношений и о доверии в глобальном его смысле: об открытости информации как необходимом условии будущего мира всеобщего равенства. Авторский конёк Вячеслава Рыбакова — сталкивать своих неизменно правильных, симпатичных и живых героев в неразрешимых нравственных коллизиях (я даже слышал отзывы, что Рыбаков-де способен писать только moralité); среди прочих подобного рода повестей и романов вершины он достиг в «Доверии». Эта повесть — моя эталонная «десятка». Вещь настолько целостная и законченная — трудно поверить, что у неё была — и даже была напечатана — первая редакция с совсем иным исходом событий.
K_Serg, 9 июля 2009 г.
А перегрузил автор рассказ уж перегрузил так перегрузил. Куча теорий, куча действия и это все лишь для того чтобы сказать, что гуманисты слизняки и представляют угрозу для человечества, а диктатура это «панацея». Такую позицией я принять не могу. Поэтому такая оценка.
Эдди, 20 октября 2008 г.
Очень тонко подмеченный автором и прекрасно поданный психологически факт превращения любой административной структуры, как только она вырывается из под контроля общества, в замкнутую и самодовлеющую структуру. А замкнутость неизбежно ведет к ошибкам, как бы честны и высокоинеллектуальны не были члены этого самого сообщества.
Yazewa, 14 января 2008 г.
Слишком много технического, слишком много теорий. А это — не самые сильные стороны автора.
Человеческие отношения удаются гораздо лучше.
Вот только очень сильно заметно влияние стиля АБС...
Kalkin, 26 ноября 2007 г.
Два ощущения не покидали меня во время прочтения этой повести Рыбакова — отчетливое чувство реальности и боль. Все настолько реально, настолько близко нам, настолько с нами связано — что я жил в этой повести и боялся читать следующую страницу, зная ответ — и не веря ему до последнего! Но почва уходила из под ног, и рассыпается карточный домик людских судеб, и боль... Вдох...считаю до 10, унимая сердце, и переворачиваю еще одну страницу... Такое внимание к деталям, простым деталям человеческой жизни. К разговорам тех, кто никогда уже не вернется. К людской психологии.
И финал. Очень сильный и очень правдивый, как и вся эта повесть.
Он обрушился лавиной, сметая все, и первой мыслью моей было — неужели в нашем мире ничего этого еще не было?
be_nt_all, 24 апреля 2007 г.
Всё правильно. Лжи во спасение не бывает. А говорить правду, занятие часто более безумное чем раздача населению взрывчатки, способной уничтожить землю, из финала Бестеровского Тигра.
Вывод очевиден — надо срочно учится быть людьми. Разумными. Не только по названию.
Для начала нужно научится говорить правду СЕБЕ.
kastor, 25 ноября 2006 г.
Много лет не читал фантастику — боялся разочарований. Наверстывая теперь, Рыбакова начал с этой вещи. Если у автора все на таком уровне, то это очень мощно. Если нет, значит мне повезло. Буду продолжать. Когда-то была научная фантастика, потом появилась т.н. социальная. Эту книгу можно отнести к фантастике этической. Если такой термин не употребляется, предлагаю его узаконить. Собственно, почти все творчество Стругацких можно отнести к этической фантастике. Что касается «Доверия», то повесть еще и профессионально сработана: взяв однажды, уже не отпускает, порождает сопереживание и множество мыслей вдогонку. Что еще надо читателю?
Кстати, автор считает, что повесть, написанная аж в 1976 году, была опубликована слишком поздно. Ничуть не поздно, смею уверить. И читать ее будет не поздно еше очень долго.
Diddl, 5 апреля 2006 г.
Я более мощных психологических романов, чем у Рыбакова ни у кого не читал. Психологические портреты у Славы получаются просто божественно. Крепкая десятка. В повести я обнаружил только один перебор. Это идея писателя влезть в экономические дебри, когда он описывал использование средств производства.
vad, 15 сентября 2005 г.
Шеведр! Давно не читал что-то хоть близко похожего по уровню.
Падающие кости домино превращающиеся в лавину. Знать бы раньше и знать бы раньше, что надо было знать... Это может случиться в наше время. Мы слишком мало знаем природу мироздания, у нас есть только желание узнавать и животный интерес. Но что важнее — создавать или опасаться?
Теперь я не знаю ответ.