Катарина Сусанна Причард «Негасимое пламя»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 15 июля 2017 г.
Конечно этот роман весь погружён в описываемые времена. Война в Корее (1950-1953 гг.), разворачивающаяся и набирающая обороты борьба за мир во всём мире, всемирное движение миролюбивых сил и всё такое прочее (кое-что из этого всего я помню, только уже из середины 70-х — Всемирный конгресс миролюбивых сил). И потому книга не без некоторой архаики — не в литературном смысле, тут всё в порядке, а в стилистике мыслей и разговоров персонажей книги.
Вот эта явственная выпуклость книги в сторону антивоенной тематики, честно говоря, кажется слегка чрезмерной и порой просто нарочитой (ну, вот как нарочитым кажется разговор двух влюблённых о соцсоревновании между страстными поцелуями). Хотя, вот если представишь ситуацию, в которой оказался главный мужской герой романа Дэвид (гибель младшего сына в Корее) и всю ту переоценку своей жизни и газетно-издательской журналистской трудовой деятельности, то может быть и поймёшь, что у человека явственный кризис и резкий разворот смысла своего существования. И тогда становится понятна и одержимость Дэвида своими пацифистскими идеями, и все его сначала одиночные крестовые антивоенные походы, хождения в люди и прочие малоуспешные идеалистические прожекты, а потом уже присоединение к Движению.
Чтобы не было скучно, а заодно для более полного и глубоко раскрытия образа главного героя, Причард знакомит нас с его семьёй — знакомит плотно и детально, а со старшей дочерью Мифф попросту едва ли не сдруживает. И параллельно с идеологическими и пацифистскими главами писательница даёт нам возможность приобщиться к личной, частной жизни своих героев, тем более, что всё умело увязано в одну общую сюжетно-событийную схему. И тут же вводится ещё один довольно важный персонаж — важный и для полноты раскрытия образа Дэвида, и для возможности дать ему проявить себя в ситуации выбора не на идеальной идеологическом и митинговом уровне, а на уровне Поступка — Дэвид встречается с попавшим в наркотическую зависимость молодым парнем из простого рабочего семейства, Тони, ровесником погибшего в Корее сына. И вот эта возможность и внутренняя потребность Дэвида поучаствовать в судьбе Тони может помочь ему изжить в себе чувство вины за смерть своего собственного сына...
Некоторые совсем уже лирические моменты в книге поданы совсем сдержанно и целомудренно. Однако личные отношения с полюбившейся молодой женщиной также украшают страницы романа, окончательно делая книгу всё-таки художественным произведением, а не пафосным набором антивоенных речёвок и идей.
В любом случае было весьма любопытно вновь прикоснуться к творчеству Катарины Сусанны Причард, книга которой «Девяностые годы» украшает полку домашней библиотеки и побуждает прочитать всю её трилогию от начала до конца.