Иван Тургенев «Рассказ отца Алексея»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Повествователь передает рассказ отца Алексея, с сыном которого случилось большое несчастье: он был одержим дьяволом. Отец, пытаясь спасти Якова, решает идти вместе с ним на поклонение к Митрофанию, в Воронеж...
Входит в:
— антологию «Страх», 1993 г.
— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса», 2003 г.
— журнал «DARKER № 2'13 (23)», 2013 г.
— антологию «Нечестивое собрание», 2017 г.
Аудиокниги:
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Останний Зуч, 27 февраля 2024 г.
Очень странный и, на мой взгляд, совершенно не тургеневский рассказ, который, скорее, можно было ожидать как раз от его тогдашнего оппонента Достоевского с его навязчивой идей «всё зло от науки». По сути рассказ – о царившем в середине XIX века в российской глубинке дремучем невежестве (причём, в среде не только духовенства, но и вполне светского мещанства), которое не позволило определить у сына главного героя классическую шизофрению. В итоге вместо того, чтобы получить квалифицированную помощь медика, бедный парень был вынужден страдать от мучительных галлюцинаций, которые только усугублялись всевозможными методами «духовного исцеления», наподобие продолжительных молений и хождений за «чудотворными» мощами, и в конце концов, привели его к вполне прогнозируемому трагическому концу, основным виновником которой, как это абсурдно и даже чудовищно ни звучит, по сути стал его собственный отец, причём сам этого даже не осознавший. Если коротко – рассказ о том, что незнание убивает.
visionshock, 26 мая 2013 г.
Иногда живешь на свете и знаешь русских классиков лишь благодаря программе по школе или же университета. Впрочем русские классики и сами любили создавать поистине грандиозные, нереалистические произведения, например мастер русской мистики Гоголь, если пойти чуть дальше можно споткнуться о произведения Достоевского, «Крокодил» или «Двойник». На сегодняшний суд попадает Тургенев, который впрочем сумел меня удивить несказанно своим рассказом, намешав мистики и немного ужастика.
Что бросается в глаза сразу, это темная, туманная атмосфера нагнетающегося исхода, словно голос рассказчика идет через дымку, и от этого только больше усиливает произведение, давая ему новое дыхание, новую жизнь. Чувствуется эпоха сквозь страницы ее стиль и нравы, и даже ее страхи и от этого лишь больше мурашек, становится от страницы к странице лишь страшнее, пока действие не достигает своего апогея. Рассказ действительно чертовски хорош и отлично прописан, от описаний берут мурашки, от состояния парня веет мистическим психозом или чем-то ненормальным и все это сплетено в один клубок, тугой, удушливый, немного неприятный и действительно пугающий.
Русский классик и хоррор дело не совместимое? Ничуть, талант способен создавать все что угодно и Тургенев это доказывает.
Прекрасное чтение, и новая грань русской литературы того времени классиков и неожиданно. Однозначно читать чтобы проникнуться духом и смыслом эпохи и насладиться старинкой русской мистики в обертке хоррора.
Sawwin, 21 декабря 2013 г.
Откровенно слабый рассказ. Иван Сергеевич не посмел написать его от первого лица, а пошёл проторенной дорожкой пересказав чужой рассказ, так что в результате получился некий испорченный телефон, в котором растворилась и драма гибнущего человека и страшная мистическая история. И на время написания ссылаться нечего, Гоголь ведь сумел написать «Записки сумасшедшего» от первого лица, да так написать, что читателя насквозь пронзает.
А у Тургенева мы видим долгий, ни к чему не обязывающий зачин, затем саму историю, в которой не понять, то ли это случай из психиатрической практики, то ли мистическая повесть. И, наконец, вялая концовка, которая не вызывает другого чувства, кроме: «Уф, дочитал».
Конечно, в XIX веке самый факт: «У, черти!» -- придавал рассказу интерес и элементы ужастика, так что автор мог не заботиться о серьёзном сюжете и заканчивать рассказ, как кривая вывезет. К сожалению не избегнул этой участи и Тургенев. Если в своих лучших вещах он показывает себя истинно великим писателем, то фантастические рассказы оказываются проходными, чем-то на уровне Данилевского и Полонского. Жаль, конечно, но тут уже ничего не поделаешь, склад души у великого реалиста был таков, что фантастика ему не давалась.
Fiametta, 5 ноября 2010 г.
До чего же жуткое чтение. Как жалко отца Алексея и его сына. Но есть мнение, что это не мистика. Это очень подробное и верное (в медицинском плане) описание начала и развития шизофрении.
Uldemir, 27 апреля 2008 г.
Мастерски Иван Сергеевич замутил, не зря классиком считается! При том что мистическая составляющая рассказа не блещет особой оригинальностью, психологизм – на высоте! Для психики эта история может считаться каплей яда, который, однако, в столь умеренной дозировке вполне допустим. Действует тонко. Симптомы отравления – слегка испорченное настроение, жалость, печаль… Впрочем, все это проходит, а воспоминания о прочитанном остаются, так что рассказ стоит того, чтобы потратить на него полчаса своего драгоценного времени.