fantlab ru

Клив Картмилл «Линии смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.34
Оценок:
84
Моя оценка:
-

подробнее

Линии смерти

Deadline

Другие названия: Линия смерти

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Доктор Ситрук изобрел и построил атомную бомбу, не осознавая в полной мере, что будет, если она взорвется. Себроф с территории соседнего государства проник к Ситруку и украл у него бомбу.

© Ank

Входит в:

— журнал «Astounding Science Fiction, March 1944», 1944 г.

— антологию «Science Fiction of the Forties», 1978 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 6 (1944)», 1981 г.

— антологию «Фата-Моргана 4», 1992 г.

— антологию «Visions of Tomorrow: Science Fiction Predictions that Came True», 2010 г.


Похожие произведения:

 

 


Фата — Моргана 4
1992 г.

Периодика:

Astounding Science Fiction, March 1944
1944 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Science Fiction of the 40's
1978 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 6 (1944)
1981 г.
(английский)
Visions of Tomorrow: Science Fiction Predictions that Came True
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антивоенный опус про атомную бомбу. Впрочем, интересен он не своим сюжетом, а поведением его главного героя, получившего задание уничтожить изобретателя атомной бомбы. Для достижения своей цели ему придется не просто проникнуть на территорию противника, но и проявить чудеса изворотливости, чтобы не сгинуть от вражеской руки. За описанное в рассказе время он ТРИЖДЫ рассказывает о своем задании, каждый раз подстраивая историю под текущую ситуацию. Вначале — для борца Сопротивления, затем — для военного патруля и, наконец, для самого изобретателя. Самое забавное, что все его собеседники отнеслись к ней с пониманием и доверием! В итоге герой смог в буквальном смысле выйти «сухим из воды», даже не получив при этом опасной дозы излучения. Прямо Рихард Зорге какой-то... Интересно, что в нашей реальности произошло нечто подобное. Летом 1950 года в США были арестованы супруги Розенберги, которым было предъявлено обвинение в краже ядерных секретов с последующей передачей их Советскому Союзу. В деле было много неясностей и темных мест, но советская разведка проявила себя не с лучшей стороны. фактически рассекретив свою шпионскую сеть в Англии и США. Сами же шпионы не оказались такими изобретательными, как герой рассказа Картмилла, и рассказали поймавшим их органам сущую правду (точнее, часть той правды, что была им доступна). Поскольку главные фигуры «атомной кражи» оказались недосягаемы, американская Фемида не нашла ничего лучше, как выдать Розенбергов за «искусных советских шпионов», выкравших главный секрет западного мира. Супругов казнили в 1953 году, а первая советская атомная бомба была испытана на полигоне в Семипалатинске еще в 1949 году. В конце концов в мире сложился т.н. ядерный паритет — совместное владение ядерным оружием сразу несколькими странами (США, СССР, Англия и Франция). Впрочем, автор зря опасался, что ядерный взрыв вызовет цепную реакцию в атмосфере планеты — энергетика не та. Даже куда более мощный термоядерный взрыв не смог достичь указанного порога. Но если мы будем продолжать подобную гонку, то пророчество писателя может и выполниться...

--------------

РЕЗЮМЕ: острая сатира на тему кражи ядерных секретов. Была очень актуальна в 50-е годы прошлого века. Сегодня «ядерный клуб» состоит уже из 8 полноправных членов и двух кандидатов (Северная Корея и Иран пока могут создавать только ядерные реакторы).

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своё время тема атомной войны изрядно будоражила сознание обывателей. В условиях неспокойного мира, стоящего на пороге бойни, писатели-фантасты не могли оставаться в стороне. Практически в каждой космоопере 30-40-х годов фигурирует некое сверхоружие, способное уничтожить если не Вселенную, то хотя бы пару галактик. Авторы твёрдой фантастики так же вносили свою лепту, тот же Р. Хайнлайн в 40-ом году в рассказе «Взрыв всегда возможен» рассуждал об опасности «мирного атома». В период Второй мировой актуальность темы достигла апогея, особенно когда Германия прямо заявила о скором создании «оружия возмездия», способного переломить ход боевых действий. в этом плане повесть К. Картмилла, вышедшая в 44-ом году попала в самое яблочко тренда, будучи полностью посвящена проблеме спасения мира от ядерной угрозы.

Действие повести происходит на поверхности планеты Катор, хотя внеземной антураж почти не прикрывает знакомых реалий конфликта стран Оси и Союзников. Демократическая Сейла ведет войну против зловещей Сиксы. Каждая из сторон уже открыла секрет урановой бомбы и способна пустить её в ход, однако, ученые Сейлы боятся последствий, а беспринципный доктор Ситрук — сумрачный гений Сиксы — готов использовать мощное оружие без тени сомнений. Чтобы выкрасть у врага опасную игрушку, в тыл к немцам, пардон, к сиксам забрасывается бравый коммандос Йбор Себроф. Счёт до окончания миссии идет на часы, известно о чётком дедлайне, после которого Ситрук взорвет бомбу, но точное время неизвестно — весь мир застыл на волосок от гибели и его судьба зависит теперь от действий одного человека — в общем сюжет избитый донельзя.

Начало повести напоминает примерное описание какой-нибудь стелс-миссии из Call of Duty, но сюжет очень быстро теряет динамику и окончательно стопорится. Бесконечные диалоги, когда Себроф переливает из пустого в порожнее банальные истины просто утомляют. Сначала ему долго и нудно приходится доказывать командирше местных партизан, что он не верблюд, а затем убеждать врагов, что взрывать бомбу опасно. Да, несмотря на то, что Себроф эдакий супермен, но работать ему приходится почти исключительно языком, его главный и козырной перк можно было бы назвать «пламенное убеждение». Только вот активируется он не сразу, сначала автор изрядно вымотает читателей говорильней, а затем вдруг на ровном месте наш супермен достигнет желанного результата попросту продавив оппонента харизмой, иначе сюжет не продвинется.

Про обилие в тексте «роялей» можно и не говорить — главный герой всегда окажется в нужно месте, необходимый по сюжету персонаж ждёт за ближайшим кустом, готовый выпрыгнуть как чертик из табакерки, а чтобы проникнуть в укрепленное логово врага достаточно... просто ничего не делать, лишь изредка возобновлять свои унылые диалоги. Главный вопрос, который хочется адресовать логике повествования: для чего героя заставили похищать конкретную урановую бомбу, если при этом в живых останутся её создатели со всеми чертежами на руках? Проблемы с добычей и обогащением урана автор никак не обозначил, лишь оговорился, что в случае успеха миссии победа Сейлы будет так близка, что враг просто не успеет изготовить новую бомбу. Может оно и так, но зачем идти на ненужный риск, когда появляется возможность не только завладеть искомым, но и навсегда устранить возможность повторного создания грозного оружия — вот это непонятно, учитывая то, что Себроф не имеет никаких предубеждений перед убийством.

Даже финал автор умудрился смазать, быстро скомкав нить повествования и разъяснив читателю нехитрые подковерные интриги. Произведение напоминает не фантастику, а что-то из серии простеньких шпионских боевичков, которые после войны активно кропали восточноевропейские авторы — такого материала в избытке можно найти на страницах журнала «Искатель». Хороша ложка к обеду — вот лучшая характеристика для этой повести. Художественную беспомощность, скучные диалоги, безликих персонажей и заскриптованный сюжет на момент публикации искупала острая актуальность темы, когда ещё никто не видел реальных последствий испытаний ядерного оружия. На сегодняшний день повесть можно воспринимать лишь как документ ушедшей эпохи, в котором отразились страхи и надежды людей непростого военного времени. Помимо этого, повесть Картмилла запомнилась в истории фантастики шпионским скандалом, когда после её публикации всполошилось ФБР, ведь автор неумышленно раскрывал детали Манхэттенского проекта. Долгое время эта история считалась байкой, но позже она получила неопровержимые подтверждения и теперь это доказанный факт.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легко написанный рассказ и по этому читается быстро без напряга.Но избитая замусоленная тема.Гений- злодей и герой в тылу врага.Тупые подпольщики.Всё избито.И как бы легко рассказ не читался в конце ощущение пустоты.Мог бы и не читать и не чего бы не изменилось.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно невнятное произведение или боевик, рассчитанный на подрастающее поколение, которым важно действие, а не логическое построение сюжета и обоснованность тех или иных поступков. И при этом недопустима ссылка на 1944 год публикации, ибо в это время писались прекрасные произведения. Единственное, что может оправдать прочтение повести — это исторические параллели, что в это время немцы и американцы были близки к созданию атомной бомбы, а потому тема урановой бомбы была в тот период ох как актуальна. В остальном художественные достоинства произведения очень низкие.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх