Василий Плехов «Гладиатор»
Цепь и бронзовый ошейник ограничили его свободу, но не сделали его рабом. Зачем рабу свобода? Рабу – незачем, человеку – необходима. Раб – не тот, кто носит ошейник, а тот, кому нравится быть рабом. Свободный же – всегда свободен, даже в цепях. А он любил свободу. А больше всего он любил драться. И никогда лев не будет есть траву…
Входит в:
— сборник «Миражи ноосферы», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergu, 10 ноября 2018 г.
СВОБОДУ ПОПУГАЯМ, ИЛИ РАБ – ЭТО ДИАГНОЗ
Зачем рабу свобода? Эта расхожая мысль прядильной нитью проходит через всё произведение, именно она задаёт узор подспудных мыслей главного героя и ложится в ковёр читательского восприятия из плотной пряжи авторского замысла.
Кружится веретено сюжета, бежит прядильная нить житейской философии раба, льётся невинная кровь века железного, ибо золотой век, если и существует, то не иначе, как в самих золотых слитках и только для тех, где этими слитками владеет. Власть раба – его ошейник. Но нужен ли рабу ошейник? Или раб – не тот, кто носит ошейник, а тот, кто никогда не снимет его?
Узор прядильной нити прост: раб – тот, кто считает себя рабом, а свободный человек – свободен в цепях. Такой вывод готовит автор, такая суровая нить из шерсти любого агнца. Только где искать золотое руно?
Расцвет рабства – это античность, и цвет клейма его – Рим. Не зря автор за иллюстрацию избрал именно Древний Рим, чья мощь и сила стояли на плечах рабов. Таким «плеченосцем» автор и создал своего героя – кимвра, мальчонком попавшего в плен к римлянам, выросшего рабом, но умершего свободным. Именно его жизнь и составляет канву произведения, служит картинкой для философских построений и копаний в психологии «носящих ошейник».
Не во всём получается согласиться с автором. Для него раб – это диагноз. Для меня же, скорее, тяжёлое заболевание, синдром приобретённого дефицита свободы. И быстрое лечение в этом случае только смерть. Свободен – но мёртвый, живой – но раб, с надеждой на свободу. Нет раба, который не мечтал бы о свободе. Даже богатые рабы при очень богатых хозяинах (история знает такие примеры) не могли купить свободу, если хозяин был против. Даже золотой ошейник не теряет своего назначения и давит на шею. А ведь золото тяжелее железа. И если ставить диагноз, то можно сказать так: раб – это трус. Только смирившийся раб – это честный трус, тот, кто в ответе за свою трусость, кто честно искупляет её своим позорным положением и тяжким (не всегда) трудом. А беглый раб – это подлый трус, лжец, готовый ударить в спину, ждущий удобного момента, чтобы нанести удар, и лицемерно изображающий покорность в страхе перед быстрым освобождением – смертью.
Кто более виновен в этом случае, каждый решает сам.