fantlab ru

Мария Галина «Покрывало для Аваддона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Оценок:
95
Моя оценка:
-

подробнее

Покрывало для Аваддона

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Две дамы-преподавательницы средних лет подрабатывают тем, что приводят в порядок могилы, за которыми родственники усопших не могут или не хотят присмотреть сами. Ну какие проблемы может породить это занятие? Разве что перепутаешь двух покойников-однофамильцев и проработаешь полдня даром. Но вот если одна могила окажется принадлежавшей великому математику и каббалисту, и в процессе приборки передвинешь на ней то, чего не следовало... Последствия такой ошибки разгрести будет не так-то просто.

Входит в:

— сборник «Покрывало для Аваддона», 2002 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 55

Активный словарный запас: средний (2754 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 70% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (3)

Покрывало для Аваддона
2002 г.
Все имена птиц. Хроники неизвестных времен
2019 г.

Аудиокниги:

Покрывало для Аваддона
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Если следовать твоей прямолинейной логике, то у четвероногих должно быть по две жопы»

Всё, что касается каббалы, у меня автоматически к прочтению.

А тут ещё авторство такой замечательной писательницы, как Мария Галина! Её «позднюю трилогию» («Малая Глуша», «Медведки», «Автохтоны») считаю одними из вершин российской фантастической словесности. Ностальгия, эрудированность, эзотеризм. Как будто Быков с Пелевиным объединились, и выдали лучшее, что могут!

«Покрывало Аваддона» отсылает нас к ещё голодным девяностым, когда институтские преподавательницы вынуждены были ухаживать за могилами чужих людей, зарабатывая на кусок хлеба.

И вот однажды покрасили они могилу каббалиста. Не ту и не так.

"— Ну, знаешь… Это уже шизофрения.

— Нет, — говорит Ленка, — всего лишь метафизика.»

Череда странных одесских персонажей и локаций, острые естественные диалоги. Всё выглядит, как самоценный черновик к «Автохтонам».

Каббала, Библия, мнимые числа, покрывало реальности, всемогущий Рабби Моше, семисвечники, тетраграмматоны, Сфирот, цадики, голем — всё, как мы любим.

"— Может, погадать на книге? Знаешь, как духа вызывают? Он же дух всё-таки, нет?

— А что, — говорит Августа, — это мысль. А на какой книге?

— На Библии, понятное дело. Библия у тебя есть?

— Есть, — говорит Августа, — Лео Таксиля. «Для верующих и неверующих».»

За хиханьками и хаханьками придурковатых криминальных похождений нет-нет да и проглянет холодящая гематрия истинной каббалы. Семьсот двадцать второе имя бога.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, состоящая из чёрного юмора и базирующаяся на парадоксах. Преподавательницы ВУЗа за баксы за могилами ухаживают, а меж делом болтают об «Улиссе», кабалле да прочей метафизике. Добролюбова (поэта) некрасивой придурковатой старушке сосватывают. Криминальный авторитет, вымогающий у духа Имя Бога...

Не буду лукавить, преувеличивать. Читателю, воспитанному на чёрной волне постмодерна, и не такое читывать доводилось. Да даже и вне чёрной волны, тот же Воннегут, многими вещами куда как позабористее цепляет. Но всё же... редкая, очень редкая прелесть! Бешеная динамика, плюс коктейль из мистики и фантасмагории, плюс чёрный юмор. Слышал, «Гиви и Шендерович» кто-то юмористическим романом называл. Тю! Там и иронию за гротеском искать приходится. «Покрывало для Аваддона» — вот где юмор! Круче у Марии разве что «Курортная зона». Но там особый случай, там за жизнь.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несуразные итоги премий, почившие во чреве прений, подтолкнули на раздумья о поиске зачатков тех безумий, что несомненно теплились задолго до скончания «нулевых».

Мне кажется, я смог узреть рожденье смуты через конкретный образец литературы.

Я, буду откровенен, издавна пленён эзотерической мистерией. Мне таинства и символы заполонили ум в то время, с коим надвигался новый век. Но здесь, в своей рецензии, литературный мистицизм раскрою всё в том же для себя ключе, как принял его сам совсем недавно.

Иной виток, иная жизнь в литературе. В России зарождалась смута на экономически благоприятном фоне. В разрозненной писательской общине, где, не признавая факты друг для друга, заводилась саранча — фантастика в литературе.

Доселе с лёгкостью живя разъединёно, одна собою стала подменять классический мотив для прозы.

И вот уж третье тысячелетье, в котором обычный «реализм» померкнет на смену мистицизму, в котором варятся Пелевин и Сорокин.

Один заимствовал из Кастанеды мудрость, чтобы заполнить ею Пустоту словесных выражений, чтоб и герои не болтали глупость, когда их автору взбредёт их мучить в текстах.

Другой всей мудростью пренебрегал, а тексты наполнял гнуснейшим мусором своих воззрений, коим несть числа читателей он приобрёл в России.

Так вот, иные времена настали, и вышла на берег крутой с бумажной «Волги» повесть той Марии Галиной, которая статьи критические писала для журналов.

Повесть «Покрывало для Аваддона» в двухтысячном вошла в шорт-лист авангардной премии Аполлона Григорьева. О ней поведаю на тот предмет несоответствия в итогах премий всем нашим чаяньям читательским, которыми живёт и весь наш лит.процесс.

Тайные сообщества, библейские пророчества и каббала с магическими камнями — всё будет здесь в избытке, заранее, читатель, тебя предупрежу.

Анекдотичны похождения двух неординарных девушек, коими в еврейских кладбищах могилы убираются и тщательно приводятся в тот надлежащий вид, что иностранцам нравится, и, соответственно, которыми за это щедро платится тем героиням-девушкам по пятьдесят «бакинских» долларов на рыло, миль пардон.

Спасает женский юмор — он самый привлекательный тот элемент в повествовании, что не даёт читателю законнейших сомнений на счёт уплаченных за книгу всех деньжат. Всё произведение на ровном уровне — сплошная беготня и поиски. Мария Галина использует здесь методы Донцовой Дарьи: бессмысленна цепочка ситуаций, которые из памяти порой уходят за очерёдным поворотом по сюжету. Героини прорисованы в диалогах как живые вместе с мальчиком со скрипкой, но, в такой поспешной череде событий, на других героев не хватает слов для описаний, как тут же всё сменяется — уходит фон второстепенных личностей, чтоб сразу же пуститься в марафон по-новому для главных героинь.

Здесь, в произведении Галиной, мир как будто наш, но всё в нём, всё-таки, там чуточку не так, как всё привычным кажется читателю на самый первый раз. Феерия из мистики и юмора — спасает положение, но всё-таки не верится, что может быть и так, как всё нам здесь представлено по мнению писателя.

Увидится любому здесь и сплошь да рядом заговор, преступный синдикат, стрельба из автоматов и взрывы наугад. Мария Галина об этом скажет в спешке, и мы всё изобилие не видим в самой точности, совсем не успевая с автором разглядывать присутствие столь «второсортных» личностей, которые на путь встают одесских героинь. Казалось бы, в какой-то мере, страшен мир. Но эту, вот, догадку вам сейчас же опровергнет столь милая компания из двух чудесных дамочек (одесских педагогов) и мальчика со скрипкой. Им всё, как диво дивное любому из читателей, легчайшим обстоятельством покажется история, вот словно бы здесь речь идёт о совсем уж незатейливом походе малых деточек в одной из группок ясельных.

И веришь до конца: всё будет хорошо у них, и лишь синяк скромнейший на мягком месте одной из героинь напомнит им те незабвенные часы столь необычнейших, забавных происшествий. И в них там, кстати, всё намешано, и я представлю вкратце. Всплывают имена еврейские, затем упоминанье о магических камнях, потом уж и сказания библейские, а следом каббала — всё вперемежку там, ну, в общем — винегрет.

Но раз за разом весело становится к концу. И стиль художественный мягонький — ведь женскою рукой! Но памятуя о высоких темах в любой литературе, буду откровенен в своих чувствах. А чувства эти выражу вот так: узнал исход истории, закрыл страницу повести, и сразу же забыл, о чём конкретно сказано в прочитанном из книги.

Кому захочется развлечься так, моя рекомендация: читать, читать, читать. А тем, кому такое «фэнтези» из беготни героев в поисках чего попало всё же — скучный жанр, поведаю одно: достаточно имён в литературе, кто на верхних полках, к которым можно возвращаться вновь и вновь, а писателя Марию Галину оставьте молодёжи. Её критические тексты куда для нас серьёзней, чем суповой набор из мистики, преступности и Библии.

Любой тут будет удивлён, что уморительная повесть в премиальный список с нефантастическими текстами вошла, откуда «сексуальная контрреволюционерка» Павлова и петербуржец Кононов на пьедестал взошли. Возможно, вследствие того был сделан выбор, что текст с красивейшей аллюзией в занятных выражениях, в котором сам сюжет взрывается в мозгу снопами искр из ловких пертурбаций, как нынче всё же принято у «модненьких» писателей.

Задумайтесь не в шутку, кто выгоднее в прозе: фантаст иль реалист? Кто с истиной не дружит: пёстрая фантазия иль мрачный реализм?

Есть у фантастов премии свои, а не фантасты само по себе. Давайте все так жить, а не навязывать стороннее. А то, глядишь, нагрянет к нам всамделишный ужасный Аваддон.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Остроумно, стильно, образно! Просто праздник нежданный :) Спасибо, Мария Семеновна!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь, я не очень большой любитель черного юмора. Часто смеяться над произведениями в этом жанре что-то совсем не тянет. Юмор в этой повести светлым явно не назовешь (ну, что светлого в том, что две интеллигентные дамы вынуждены подрабатывать, прибирая по заказу чужие могилы, да и то, что произошло из-за их ошибки и случайной болтовни «в тему» над упокоищем знаменитого математика и каббалиста, к милым шуточкам не отнесешь). Но все выписано так — не побоюсь этого слова — смачно. Герои (и не только главные) яркие, разговоры уморительные, ситуации с хорошей порцией безуминки, а уж столкновение голема и всадника без головы (за что — как из мир во всем мире, чуть не вызвавший Судный День — спасибо деточке Изе) явно покруче сражения Чужого с Хищником. :)

В общем, с моим чувством юмора эта история явно срезонировала.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно замечательная история, читается просто с наслаждением! Какие персонажи, какие диалоги! Мне понравилось очень и не представляю, как это может НЕ понравиться. Очень рекомендую всем прочитать и порадоваться чувству слова и остроумию автора!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх