fantlab ru

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора: до-знание»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
15
Моя оценка:
-

подробнее

Столовая Гора: до-знание

Роман, год

Аннотация:

Управление федерального агентства по безопасности некой европейской страны командирует своего сотрудника в город со странным названием Столовая Гора. Необычность задания состоит в том, что его содержание оперативнику неизвестно и со всеми деталями он должен ознакомиться прямо на месте. Только вот «на месте» никто не спешит ввести его в курс этого самого дела. А дело начинает закручиваться уже с самого первого момента прибытия агента в назначенное место. И чем дальше развиваются события, тем непонятней и абсурдней становится их интерпретация...

Примечание:

Журнальный вариант романа, сильно сокращённая — по сравнению с книжной — версия. К тому же повествование здесь ведётся в настоящем времени, а не в прошедшем.


Входит в:

— журнал «Полдень, ХХI век'02», 2007 г.


Номинации на премии:


номинант
Астрея, 2008 // Повесть


Издания: ВСЕ (1)


Периодика:

Полдень, XXI век. Журнал Бориса Стругацкого, №2, 2007
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычность данного произведения подчеркивает уже сам стиль: объемные абзацы без разделения на прямую речь и описание обстановки. Словно бы кто-то сторонний вспоминает давно прошедшие события, воскрешая их в своей памяти. Сюжет под стать стилю: оперативник со странным именем Аякс направлен в город Столовая Гора с совершенно неясными целями. Про сам город он ровным счетом ничего не знает, так что вначале ему придется немного повозиться, чтобы адаптироваться в нем. Очень скоро ему становится ясно, что его миссия для большинства жителей города — своеобразный «секрет полишинеля»: те же полицейские знают о ней куда больше самого оперативника. Такое впечатление, что Аякс — это «пробный камень», который кто-то неведомый умело забросил в чужой огород, чтобы вызвать хозяина на откровенный разговор...

Тема довольно интригующая и необычная одновременно. Расследовать дело, о котором ровным счетом ничего не известно — каково это?! Нелегкая задача не столько для главного героя, сколько для самого писателя. Где-то до половины повести он вполне справляется со своей задачей, умело нагнетая страсти и интригу. А вот когда события пересекают «экватор» и выходят на финальную «стометровку», начинаются совсем непонятные вещи. Диалоги персонажей становятся всё мудреней и мудреней, и извлечь из них полезную информацию становится всё сложней и сложней. Поступки этих персонажей под стать их словам: уверен, что у читающего сложится впечатление, что по крайней мере половина из них столь же безумна, как и местный дурачок Арон. Похоже, в своем стремлении заинтриговать читателя писатель явно переборщил: не думаю, что окончательно запутанный и сбитый с толку человек способен упиваться закрученностью сюжета и восторгаться умышленной недосказанностью диалогов. Текст повести начинает пестрить разного рода идиомами и «крылатыми выражениями», а действующие лица, словно бы издеваясь, начинают всё больше и больше темнить на абсолютно ровном месте. Действие вроде бы развивается, только неясно, в каком именно направлении: то ли дело в золоте, которое добывается в местной шахте, то ли в уникальной кастовой системе горожан, то ли в мифическом «храме Иезекиля», который по слухам находится на самом нижнем уровне древней шахты. Таких альтернатив я насчитал с добрый десяток! Внимание они рассеивают довольно сильно — сложно сконцентрироваться на чем-либо конкретном. Тем более, что через пару страниц автор сам разваливает свою же гипотезу и начинает всё по новой. В итоге ты полностью теряешь ориентацию и начинаешь откровенно «плыть по течению», не думая уже ни о чем. Финал откровенно разочаровывает: главный герой так и не приближается к разгадке, а, скорее, сам становится очередной загадкой. Иначе как объяснить то, что он сам уничтожает решающее свидетельство, ради которого провел в городе столько незабываемых дней? Подсказки от автора не ждите, ведь он и сам не хочет никакой разгадки: его интересует реакция Аякса на происходящее, а вовсе не логика поведения. Важная для понимания информация либо недоступна для ознакомления, либо искусно закодирована разными двусмысленностями или условностями. Вслед за одним из персонажей я хочу спросить: а нужна ли тут ясность? Складывается впечатление, что автора интересует сам процесс, а не его результат. Нечто похожее я в свое время читывал у Куприна в рассказе «Штабс-капитан Рыбников». Там автор также интригует читателя разгадкой личности Рыбникова, косвенно намекая, что тот является японским шпионом. Но финал не приносит никакой ясности в деле, а наоборот запутывает его с новой силой. И всё же Куприн смог создать правильную и достоверную атмосферу преддверия русско-японской войны, которая настраивает читателя на происходящее и позволяет ему самому дойти до правильного ответа. Правда, уже за рамками произведения. А вот у Хуснутдинова такой прием не получился, и читатель задаст себе очевидный вопрос: а на что он потратил несколько часов своего свободного времени? Ответа от меня лично не ждите: я и сам этого не понимаю.

-----------

РЕЗЮМЕ: полумистический детектив о странных событиях, произошедших в одном европейском городе, знаменитом своей золотоносной шахтой. Читатель сам должен взять на себя роль детектива, чтобы докопаться до истины. Так что если вы не чувствуете в себе силы для подобного подвига, лучше не беритесь за чтение.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх