fantlab ru

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Оценок:
69
Моя оценка:
-

подробнее

Столовая Гора

Другие названия: Столовая Гора: до-знание

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

Опасные тайны города золотодобытчиков хранят не его заброшенные, бездонные штольни, а куда более скрытные и глубокие помещения — души его обитателей. Цена расследования этих секретов — цена приобщения к ним.

Обычное задание для обычного агента. Обычный городок с обычными жителями... Но не всегда поиски истины приводят к ожидаемому результату. Ведь стоило лишь неловко задеть это осиное гнездо, как из недр земли наружу начала медленно подниматься пугающая и необратимая, туманная и непостижимая... правда.

Входящие в Гору, оставьте упованья.

Примечание:

В 2007 году в журнале «Полдень, ХХI век» вышла сильно сокращённая версия этого романа.


Номинации на премии:


номинант
Портал, 2009 // Крупная форма

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2009 // Премия "Золотая цепь"

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Столовая гора
2008 г.
Столовая Гора
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне запутанная история, в которой я мало, что поняла, т.к. это во многом какой-то театр абсурда, происходящий не известно где, не понятно с кем и не ясно в какое время. Тем не менее сама подача истории интересна и книгу читать хотелось.

Первая пара страниц была похожа на детектив советских времен, затем стало походить на современный детектив кого-нибудь из европейских авторов, дальше началась вакханалия не похожая не на что читаемое ранее, в которой каждую ночь людей скидывают «с горы» и виновником этого почти всегда является ГГ и при этом местная полиция, заводя дело на приезжего ГГ, скорее его охраняет, чем обвиняет в чем-либо, а далее больше... у героев появляются двойники, все жители городка поделены на касты, а сама Гора — источник золотодобычи, то ли является крупнейшей мистификаций некогда не имевшей золота, а концерн «Столовая Гора» — величайшей аферой, пирамидой созданной на самоуверенности и деловой смекалке его основателя, то ли это действительно бывшее богатое месторождение золота, которое позволяет до сих пор всем местным жителям — потомкам первых золотодобытчиков жить безбедно и независимо от всего остального мира. И вот пока я думала над всем вышеперечисленным, события в книге перешли в треш с бесконечными перестрелками, цыганами, прыгунами в пропасть и воскрешениями погибших. Ну и конец книги, так сказать, ожидаемая вишенка на торте — это конец всего, чисто лавкрафтовское окончание с соответствующими персонажами.

В итоге у меня такое ощущение, что я приняла много-много неструктурированной информации, которую если разложить по полочкам, то получится что-то стоящее, а пока для меня это просто набор образов и идей.

Оцениваю всеж роман достаточно высоко за его оригинальность и за то, что со временем может у меня освоится информация и появится осмысление прочитанного, либо кто-то из читателей разжует все мной непонятое и внесет ясность.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Длинный роман, на страницах которого что-то происходит. Правда-правда, происходит и происходит, но понять что не всегда представляется возможным. Агент департамента национальной безопасности послан в городок «Столовая гора», чтобы найти своего предшественника. И тот начинает искать. Пропавшего агента, странных людей, слитки свинца, девушек, сумасшедших тёток, спиртные напитки, при этом он пачками кого-то убивает и скидывает в пропасть, между этими событиями его кто-то постоянно бьет по голове, потом что-то происходит, кто-то куда-то и на кого-то нападает, что-то кому-то объясняет, главный герой что-то понимает, а что-то не очень, поэтому он что-то спрашивает о чем-то, о чем понятно одному ему. Читать все это иногда интересно, а иногда и не очень, есть тут что-то от книг Мураками, только нет глубины Муроками. Есть что-то от Суэнвика и его «Путь прилива», но нет уютности Суэнвика, есть, в конце-концов, непонятность Малицкого и его «Вакансии», но нет интересного сюжета. Есть «что-то», что заставляет это читать, хотя всю книгу можно пересказать одним предложением: «Аякс пытается понять где он и зачем он тут». И в конце, к радости читателя, все становится ясно и вот только за эту стройную концовку я повысил балл, т.к. если бы она была совсем не стройная, то ставить высокий балл совершенно не за что и вся эта антимония вполне могла уместиться в коротенький рассказик. Я так и представляю, чтобы сделал с этим сюжетом Роберт Шекли.

Что касается метафизики и скрытых смыслов, то я их практически не заметил, ну или не хотел замечать. Но в целом, оглядываясь на все эти бесконечные страницы, я понимаю, что идея-то была хороша, ведь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
создать город, в котором живут персонажи из фильма Нолана «Memento», которые каждый раз создают себе новую жизнь, пытаясь понять тайну Горы, переходя со временем из касты в касту и следя, чтобы правда не пришла к ним слишком рано
это правда сильно. Но вот интересных сюжетных линий, событий, приключений — вот этого этому роману катастрофически не хватило. На фильм бы хватило, а вот книга получилась слишком серенькой.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неслабо.

Тем не менее, три вещи, которые убивают интерес к книге:

1. Странная манера общения у персонажей. Все они изъясняются каким-то эзоповым языком, постоянно недомолвки, намеки, мытье мозгов в стиле нуар. В реальной жизни это бы уже начало бесить, обычно нормальные люди, когда решают свои производственные дела, стараются делать это коротко и ясно. Особенно странно это выглядит при допросе в полиции, например. Любовная линия — это вообще роялище, увы. Хотя всему этому есть оправдание в сюжете (за что спасибо), выглядит странно. Например, если люди хотят утаить тайну — они молчат, если хотят раскрыть тайну — они говорят, а вот если они все время туманно намекают и недоговаривают — то что они хотят тогда? Думаю, они могли бы хотеть научить собеседника думать в определенном ключе, но вот хотели ли они этого в сюжете? Нет.

2. Нелепый экшен. Там постоянно кого-то убивают, главного героя незаметно (!) бьют по голове на пустынной улице два раза, автоматные перестрелки на улицах, люди дохнут, а всем пофиг. ГГ вообще опасный малый, людей кладет пачками так, как будто в бухгалтерии работает — буднично и со скукой. Где он научился? А где адреналин-то? Все спокойны. Уголовная ответственность ГГ вообще не пугает. Ох, лучше бы поменьше, но получше. Чтобы саспенс сохранить. Это ведь не боевик.

3. Поменьше бы всякой масонщины, избито уже донельзя. Поближе к современным реалиям.

Для сравнения можно вспомнить «Имя Розы», где текст идеален — тоже есть детектив, тайны, экзистенциализм, замкнутое пространство монастыря. Вот там саспенс отлично сделали! Но то другая категория, разные смысловые уровни и т. д.

Я не буду говорить про мелочи: в городке с 6 тыс. населением есть автосалоны, гостиницы, рестораны, два морга, полицейский участок. Маловероятно на самом деле. Максимум — библиотека и участковый )). Также

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
после укола наступил приход, в ходе которого ГГ мерещились какие-то змеи — я не понял, что это, честно говоря. Вообще знакомство с этой сывороткой не менее странно, чем экшен, тоже мимоходом — там было написано что-то вроде: «на полу лежали два шприца с сывороткой правды» — как будто это аскорбинка, а не фантастический препарат, о котором в тексте до этого не было никаких упоминаний.

Похожие идеи есть в «Квантовом воре» Райанеми, но тот тоже не идеал. Также «Мотель Парадиз» Э. Маккормака, но это больше арт-, чем не арт-, и не фантастика. Да и книги очень и очень разные.

Развязка шикарна.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Специальный агент некоей спецслужбы (в тексте имеется указание, что это контрразведка) Марк Аякс получает назначение в небольшой курортный городок Столовая Гора. В городке безследно исчез предшественник Аякса агент Хассельблад и в данной ситуации необходимо разобраться. Начальство ведет себя странно — запрещает связываться с «конторой» напрямую, оставляя для связи личный номер руководителя Управления. Столовая гора оказалась не простым курортом, а довольно загадочным городом. Когда-то в местном руднике добывали золото, но добыча давно остановилась, шахта законсервирована, но по-прежнему, каким-то мистическим способом определяет всю жизнь. на первый взгляд, благополучного городка. Очень скоро Аякс начинает понимать, что и заброшенный рудник, и сам город, и его жители скрывают массу тайн и загадок...

В «Столовой Горе» запрятано изрядное количество аллюзий, закодированных ссылок, скрытых цитат, смысловых пластов. Читаешь роман и словно принимаешь участие в какой-то культурологической игре. Начало — явный «noir-детектив» (одинокий герой в чужом городе, посреди враждебного окружения — врагом может оказаться любой), вот античная мифология (см. фамилию главного героя), вот «Замок» Кафки, вот известная цитата из Ницше про бездну, которая «вглядывается в тебя». И, конечно, «Твин Пикс» и вообще своеобразная линчевская атмосфера. Можно прийти к выводу, что автор читал хорошие книги и смотрел столь же хорошее кино — по нынешним временам, согласитесь, это не мало. Однако и авторские игры с цитатами, и тревожная атмосфера романа оставляют меня совершенно равнодушным. Если странная аура, исходящая от «Твин Пикса», была почти физически ощутимой, реальной, правдоподобной, то от «Столовой Горы» тянет остается впечатление холодности, искусственности и какой-то вселенской тоски. Причем это не та экзистенциальная, метафизическая тоска, которую испытываешь от произведений Ю. Мамлеева или А. Старобинец, а обыкновенная читательская тоска — «Столовую Гору» просто-напросто скучно читать; желание разгадывать скрытые смыслы романа, разбросанные по тексту загадки также пропадает очень скоро. Ну да, поездка Марка Аякса в Столовую Гору — оказывается квестом внутрь самого себя. И кто знает, какой ад, каких демонов ты в себе обнаружишь. Иллюзорность жизни... Иллюзорность бытия... И, вообще, «жизнь есть сон». Про это даже испанец Кальдерон когда-то написал пьесу, а аргентинец Кортасар не один рассказ.

Подводя итоги можно было бы сказать, что «Столовая Гора» — вычурная, снобская, бесполезная и убийственно скучная вещь. Правда, остается возможным лишь одно допущение: вероятно, для чтения этого романа требуется особый душевный настрой, попадание в ритм авторского дыхания. Возможно так. Но проверять истинность этого допущения у меня отчего-то нет никакого желания. Вы уж меня извините, но одноразового мучения со «Столовой Горой» для меня вполне достаточно.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Андрей Хуснутдинов — из наиболее самобытных и перспективных современных писателей. Его умение сочетать острейший сюжет с кафкианской иррациональностью меня восхищает. Обычно тех, кто высокомерно умничает, совершенно невозможно читать, смертельно скучно; но вот ты берешь «Данайцев» или «Столовую гору» или, скажем, «Гугенота», — и начинаются азартные игры с твоим мозгом. Роман из увлекательного и изобретательного триллера незаметно превращается в фантасмагорию, в бред, реальность снимается слоями, как кожура с луковицы, крыша едет, башню сносит, а потом луковицу разрезают, и внутри обнаруживается новая... Каким образом автору удаётся при своих экспериментах сохранять увлекательность и изобретательность до конца книги? Магия, иначе никак.

Хуснутдинов — искусный маг.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычные впечатления остались у меня после прочтения этого произведения. По большому счету, книга совершенно не моя, но необычность идей автора и оригинальность сюжета и подачи материала не могут не вызвать интерес и уважение. Но обо всем по порядку. Сперва несколько слов о сюжете. Агент контрразведки Марк Аякс направлен своим начальством в маленький городок Столовая Гора, для того, чтобы расследовать исчезновение своего предшественника Хассельблада. В ходе расследования быстро выясняется, что тихий с виду городок, некогда построенный возле огромной шахты, а после закрытия шахты ставший дорогим курортом, скрывает странные и страшные тайны. Что-то по-прежнему скрывается в недрах горы: то ли нелегальная добыча золота, то ли загадочный храм, то ли еще более страшная тайна. Почти все жители городка в той или иной степени причастны к этой тайне, но всех их связывает нерушимый обет молчания. Тех же, кто пытается хотя бы намекнуть главному герою на сущность происходящего, ждет немедленная и жестокая гибель. Самое же интересное начинается, когда герой постепенно становится своим в этом городке. Один за другим ему открываются секреты и тайны Столовой Горы, но за каждой новой разгадкой прячется новая загадка, еще более таинственная и страшная. В итоге создается полное впечатление этакого своеобразного кошмарного сна, в который попал главный герой, и из которого он никак не может выбраться.

Несмотря на то, что я не являюсь поклонником абсурдистской литературы, роман первоначально всерьез увлек меня. Но на мой взгляд, нагнетая атмосферу кошмара, автор несколько перестарался. В какой-то момент у меня создалось впечатление, что автор сам запутался в хитросплетениях сюжета. К тому же обилие перестрелок и убийств в какой-то момент перестало пугать и стало вызывать скорее ироничную усмешку.

Не слишком удачны и персонажи произведения. Главный герой, чьими глазами мы видим все происходящее, производит достаточно странное впечатление. Большинство же прочих персонажей просто выполняют соотвествующие определенные функции, хотя попадаются и довольно удачные образы, например, начальник полиции или старик-архивист. Впрочем, при таком обилии персонажей тщательно прорабортать каждый образ действительно очень сложно.

В итоге «Столовая гора» оставила у меня впечатление некой незавершенности, недокрученности что ли. Из романа мог бы получится интересный запутанный детектив, увлекательное мистическое произведение, напряженный боевик, утонченый роман абсурда, а получился странный гибрид всех этих жанров. В какой-то момент повествование увлекло меня, но концовкой я остался серьезно разочарован. На мой взгляд, автору не удалось поставить в этой истории эффектную точку и разрубить тот запутанный узел, который был накручен на протяжении всего романа. Увы, «Столовая Гора» родила мышь

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, действительно для получения удовольствия от прочтения этой книги необходимо быть в нужном настроении.

Завязка предельно проста. Агент контрразведки Аякс отправляется по воле начальства для выполнения задания в маленький городок Столовая Гора. Прибыв туда, детектив начинает ощущать на себе всю необычность, а чаще и абсурдность всего происходящего в Горе. Само повествование дробится на небольшие сценки-зарисовки, а развитие сюжета очень напоминает компьютерные квесты. Герой постоянно оказывается в одних и тех же локациях, но встречается при этом с разными персонажами. Но когда очередной персонаж уже готов открыть агенту какую-либо тайну, то всенепременно умирает. В принципе, это и является основным лейтмотивом при развитии сюжета. Герои в этом романе разные, но, по сути дела, ни об одном из них нам ничего не известно. Все они пытаются научить Аякса уму-разуму, выступая некими учителями в классе коррекции. Мол, мы ему и так, и эдак объясняем, а он так ничего и не понял, хотя пробыл в городе уже достаточно долгое время. Читать достаточно интересно, но постепенно под конец повествование замедляется, автор все больше уходит в рассуждения, хотя, как мне кажется, следовало открыть побольше деталей из мира романа. Концовка, как и весь этот мистический детектив, открыта для разных толкований. Терзаясь между различными решениями, герой выбирает свой путь, и на этом свет гаснет. Возможно, нас ждет и продолжение.

Подводя итог, скажу, что для меня это произведение выглядело несколько необычно, прочитав его, я не разочаровался, но от финала ждал большего.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая предыдущие отзывы понимаю, что для чтения романа действительно необходимо попадание в ритм романа, в струю авторского мышления. Погрузившись в мир Хуснутдинова получаешь огромное удовольствие от обилия отсылок, блестящей литературной игры и закрученного сюжета. Единственное, что не радует, так это некоторая вторичность романа по отношению в роману Кафки «Замок» нужен ли нам Кафка — лайт?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх