Мэтт Рафф «Страна Лавкрафта»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Культы | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Аттикус Тернер, только что вернувшийся с Корейской войны ветеран, оказывается дальним потомком некоего Тита Брейтуайта, могущественного колдуна из городка Арпхэм, и обладает силой его крови. Это вовлекает в интриги американских колдовских лож не только Аттикуса, но и все его многочисленное семейство.
Им предстоит столкнуться с богохульными ритуалами, магическими гримуарами, путешествиями на край Галактики, монстрами с многочисленными щупальцами, призраками оккультистов, оборотнями, проклятиями и ожившими предметами!
Добро пожаловать в страну Лавкрафта!
Входит в:
— цикл «Страна Лавкрафта»
Награды и премии:
лауреат |
Премия «Индевор» / Endeavour Award, 2017 // Лучшая книга в жанрах фантастики и фэнтези | |
лауреат |
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2019 // Переводной роман фэнтези (США) | |
лауреат |
Премия Грэма Мастертона / Prix Graham-Masterton, 2020 // Переводной роман (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2016 // Хоррор (5 881 голос) | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2017 // Роман ужасов | |
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2017 // Роман | |
номинант |
Книжная премия штата Вашингтон / Washington State Book Award, 2017 // Художественная литература |
Экранизации:
— «Страна Лавкрафта» / «Lovecraft Country» 2020, США, реж: Дэниэл Сакхайм, Ян Деманж, Шерил Дунье и др.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
verydevilear, 16 июня 2018 г.
Это не книга, это атас. Или нет. Варианта два.
1. Атас
В общем, это коньюнктурная дрянь. Очень актуальная, трендовая. Дочитал и начал ненавидеть негров. Спасибо, автор.
2. Или нет?
В общем, решайте сами. Второй вариант интереснее, конечно, но даже он не делает книгу более читабельной.
Angvat, 6 июля 2018 г.
«А Балда приговаривал с укоризною: «Не гонялся бы ты, автор, за дешевизною».
Видят Древние, я не люблю творчество Лавкрафта и считаю его произведения достаточно слабыми. Впрочем, я сполна об этом высказался еще в отзыве на «Хребты безумия». Но литературную коньюнктурщину я не люблю еще больше. А данное произведение – именно коньюктурщина в квадрате. Если не в кубе.
Чтобы понять всю так сказать «соль» данного произведения, давайте немного углубимся в историю. В былые времена была такая забава – поглумиться над трупом того или иного деятеля. Ну, знаете там, достать трупик какого правителя из гробницы и высечь его плетьми, отрыть полуразложившийся труп энного папы Римского и провести над этим самым трупом фарсовый суд, водрузить на виселицу скелет одного английского пивовара. И эта прискорбная традиция никуда не делась и в наше время (разве что физически надругиваться над останками люди все-таки перестали). И вот несколько лет назад давно покойного папу Ктулху начали активно обмазывать всякими пахучими субстанциями по поводу того, что он-то мол был расистом. Что, на мой взгляд достаточно нелепо, так как данный автор вообще почти все чужое и непонятное не любил, а его мышление было вполне типично для эпохи, в которой он жил. Нет, подобные выпады были еще в восьмидесятых, но в последние пару лет они достигли каких-то истерических масштабов. Дошло до того, что даже статуэтку Всемирной премии фентези поменяли с унылой рожицы нашего Говарда Филлиповича на какое-то чахлое деревце. И тут автор данной книги выезжает на черном коне и презентует книгу, где злобные белые колдуны (и не только колдуны) прессуют несчастных негров. Да и название дает ей такое, чтобы сразу в глаза бросалось (в Сети такое нынче «кликбейтом» называют), хотя, по совести сказать, это вполне мог бы быть и какой «Городок Баркера», мало бы что поменялась. И книженку данную разумеется на ту самую премию фентези номинировали. Аж странно, что не дали. Видать, все же не дожал чего-то автор по мнению взыскательного жюри, не стал покойный экс-символ поливать помоями напрямую.
А вообще в такой манере можно наезжать на все, что хотя бы косвенно связано с творчеством Лавкрафта. Вот вы например знали, насколько расистская настольная игра «Древний ужас»? Нет? так давайте я вам расскажу. Из 12 стартовых персонажей всего двое негры, причем они одни из самых слабых и несуразных героев. В карточках активов опять-таки всего двое негров, причем это знахарь и оккультист, что явно сделано для того, чтобы выставить представителей данной расы людьми суеверными и недалекими. А во многих дополнениях негров вообще нет. Так что давайте срочно примемся перепечатывать тиражи данной игры. Или выпустим настолку «Страна Лавкрафта», где будут не сыщики сражаться с Древними, а бедные негры с притеснением со стороны злобных белых. Нелепость, говорите? Так вот мне появление опусов вроде того, что настрочил Мэтт наш Рафф, тоже кажется той еще нелепостью.
Petr, 17 августа 2019 г.
Самое лучшее, самое интересное, самое запоминающееся и самое глубокое по смыслу — это, собственно, само название.
Лавкрафтианы тут никакой нет, а то что есть даже к Мифам Ктулху отнести нельзя, на счёт этого тут не всё плохо, а всё ОЧЕНЬ плохо.
Да и самого джентльмена из Провиденса упоминают по ходу действа один раз, да и то в негативном контексте — припомнили ему тот самый расистский стишок, странно как и Р.Говарда тут не вспомнили, у него так вообще, даже в новых переводах слово «черномазый» не знают как заменить на что-то более толерантное для нашего времени, а слово на букву Н вообще «фирменный» знак в его произведениях.
Извините, отвлёкся.
Вообще при прочтении у меня сложилось впечатление, что самая большая мечта чернокожего жителя США 50-х годов ХХ столетия заключалась в том, чтобы въехать жить в «белый» квартал.
И дальше — вот прям всё у них есть — и несколько автомобилей на семью, и своя отличная работа, и своя типография, и даже свои комиксы (невольно заметил, что чернокожие 50-х живут при сегрегации в США побогаче, чем бОльшая часть нашей страны сегодня, я уж молчу про их современников, живших тогда в СССР), а проклятые белые только и делают, что мешают им нормально жить, то бишь безнаказанно убивать «плохих» белых, и безнаказанно грабить «нейтральных», «хороших» белых, заметьте, в книге нет от слова совсем.
Думал, может продолжение будет, где расставят все точки над i, и опять ошибся — в конце автор приносит свои благодарности всем, кто в течении 30 (!!!) лет помогал ему собирать материал для книги, отчего я решил, что в ближайшие 30 лет никакого продолжения не будет (может и слава б-гу).
Слыхал уже, что то ли Netflix, то ли ещё кто, уже собрались ЭТО экранизировать в виде сериала, заранее мои соболезнования зрителям.
Может кто-то и возмутится моей оценкой (автор старался, переводчик старался, слог такой нетяжёлый, да и вообще нужно к людям относиться мяКШе и на вопросы смотреть шиРШе), но я тоже возмущен, и возмущен немало — книгу эту меня вынудили прочитать обманом и приплели сюда Лавкрафта, который ни сном ни духом не имеет никакого отношения у этой книге.
Я человек простой — вижу книгу с именем Лавкрафта, покупаю не глядя.
Вот на этом Мэтт Рафф и выехал, обманув добрую часть покупателей.
Что называется, угадал с названием.
Любителям Мифов Ктулху идти мимо, ибо после прочтения побежите в аптеку за таблетками от давления, как я...
P.S.Как известно, нет плохих наций и рас, есть плохие люди, но мистер Рафф на протяжении всей книги пытался убедить меня в обратном.
ааа иии, 5 июня 2018 г.
Несколько новелл на стержне противостояния умных негров непрокосновенному натурофилософу из Сынов рассвета.
# фанфик, #северо-американское, #мистическая фэнтези, #неглупое... и # боевик на социальной подкладке. Прикладами в окна «паккарда», аэроторпедой по летающему мертвецу, заклятием по грабителю, киянкой по «еве», шарфик в карман — белым мат в три хода. Тайные ложи, револьверы, риэлторы, собаки, вдова-лунатичка, рыжий лобок, универмаг, астрономия, призраки, бакалея, беглый сын, сундук на цепи, полиция, оптимистичный финал, непредставимые цвета и прочие цитаты из Лавкрафта и ему подобных (списочек в тексте).
Ретро-триллер в обстановке золотого века Америки? Да. Но еще у автора в наличии Идея.
Суть лавкрафтианства, благодаря которой, объективно говоря, четвертого эшелона писатель отбросил тень в XXI век — ощущение, что мир лишь корка льда над бездной, и эту корку кое-кто втихую долбит, — Рафф использовал в качестве декораций. В роли угрозы у него расизм.
Самый непримеримый. На Юге выделяли места только для белых, на северо-востоке США хотели, чтобы негров рядом не было совсем. И работал в этом направлении (в 1954 г. толпы батраков еще не рванули на фабрики). Рафф утверждает, что не выдумал «закатные города», погром в Талсе, ковенанты и даже Safe Negro Travel Guide. Но, к его чести, показал и ответную реакцию: желание испортить белым всю малину, вселиться с угрозой для жизни в «их» квартал, числить всех цветных одним народом (африканцев шокирует до сих пор), оценивать все и вся, от Белого Дома до научной фантастики, по цвету кожи ... Пусть ощущение жизни на минном поле и страх выстрела в спину переданы очень хорошо, но вот так, без анализа, без причин и рецептов, словно это закон природы... Сравните, при желании, с Аароновичем и «Темной башней» Стивена Кинга и согласитесь — эту книгу борцам за права поднимать вместо знамени не стоит.
Полиграфия типовая для серии, язык перевода легкий, претензий не имею.
Рекомендации: по тэгам и в качестве примера — вот что грамотный писатель может сделать из заезженной до анекдота франшизы.
Nikquest, 6 августа 2018 г.
Под литературной эквилибристикой, лавкрафтианскими мотивами каких-то затрапезных культов, мистической порошей и попытками сыграть на социальной проблематике и расовой сегрегации отчетливо виден совершенно беспонтовый и невероятно унылый недотриллер о «белом расизме», который и является как целью, так и средством донесения прописной истины: неграм жилось плохо.
Вся книга о притеснениях чернокожих. Казалось бы, а где титульный Лавкрафт, на которого я и клюнул (ну, еще на нового для себя писателя, у которого одновременно вышли две книги в интересующем меня жанре)? Каким образом Америка 50-х с унижениями чернокожего населения сельских глубинок превратилась в страну, культивирующую условных Древних? А никаким. Самый максимум от Лавкрафта здесь – это упоминания его сущностей да некий ореол таинственного мистицизма, идущий от местного Ку-клукс-клана. Даже если бы в финале книги всех этих тупых, вечно ноющих и уй-боже-как притесняемых афроамериканцев лихо скормили пробудившемуся от столь ужасной нетолерантности Ктулху или отправили пинком под зад на какой-нибудь Юггот, даже тогда название-замануха вряд ли стало бы уместным. А так имеем лишь злоключения негров, подаваемые исключительно с позиции контрастно чинимых им неприятностей белыми гаденышами. Все это еще и написано ужасно скучно, неинтересно. Подобие сюжета пестрит идиотизмами и тут и там вскрывающимися мистическими нарывами, разбрызгивающими гной на обычнейшую соцагитку, персонажи поголовно грешат невменяемостями и нарочитой примитивностью, а дорожное путешествие вышло на редкость отвратным и нисколько не увлекательным. Да, все как завещал автор «Безопасного путеводителя для негров» – зачем героям лишние проблемы?!
И стоило ради этого приплетать сюда Говарда Филлипса?.. Ктулху его знает.
Кропус, 18 июля 2020 г.
Книга представляет собой нечто вроде энциклопедии по издевательствам над неграми в Америке, в промежутке от отмены рабства до введения политкорректности. Негров жалко. (Пишу без всякой иронии). А вот фантастический элемент служит только декором, и кажется не обязательным.
Сам текст строго говоря состоит из отдельных рассказов — глав, с друг другом связанных мало. Но это не страшно. Помниться в детстве мне очень нравилась повесть в рассказах Дмитрука «Летящая». Много хуже другое». Книга написана в совершенно чёрно-белых тонах: все белые гады, все негры чуть ли не цвет человечества. Последние легко обходят все магические ловушки поставленные им коварными белыми. И вообще только нехорошие белые мешают им реализовать их гениальность. Иоланта к примеру вполне могла бы стать великим астрономом, она даже придумала Плутон назвать Плутоном. Но нехорошие белые успели раньше. Нет , я не имею ни малейшего желания смеяться над жертвами расизма. Описания этого в книге действительно вызывают сочувствие. Но такого разделения просто не может быть: в любом обществе, даже среди правящего класса будут не согласные с его политикой, а среди самого забитого всегда найдутся ренегаты добровольно продавшиеся господам. Такое впечатление, что воскресс пресловутый соцреализм. Пардон, правильно сказать, появился политкоррект-реализм. Но сущность та же: вместо реальности изображать в тексте, то что требует идеологическая доктрина. К чему это может привести мы сейчас видим на примере безумия имени Флойда в Америке.
Изенгрим, 1 октября 2019 г.
У романа специфическая композиция — поначалу он кажется сборником новелл, объединенных одной группой героев, но потом понимаешь, что это именно роман, просто главный герой все время меняется, а вот сюжет-то плавно течет себе вперед вполне линейно, и цельность его держится не на несуществующем герое, а на колоритном и постепенно набирающем силу антагонисте. События одного рассказа могут вроде как не иметь почти никакого отношения к событиям следующего, но так кажется из-за постоянно смещающегося фокуса, на самом деле они следуют строго один за другим и четко последовательно.
Это не совсем тот Мэтт Рафф, к которому я привык — не знал бы кто автор, никогда бы не подумал, очень уж стиль отличается. Никакого тебя творческого безумия, наркотических трипов, вывертов сознания и множественных умов. Это не претензия — написано (и переведено) здорово, оторваться было сложно.
В общем-то очевидно, что основной ужас — это не лавкрафтовские тентакли и шогготы, а все те унижения и страдания, что черное население Америки вынесло в середине века, когда негра могли застрелить только за то, что он оказался не в том штате не в то время, когда существовали отдельные туалеты для белых и цветных и черный априори считался низшим существом, на которого не распространяются гражданские права. Поэтому претензии некоторых читателей, что мол автор поманил Лавкрафтом и обманул, выглядят нытьем школоты — как будто про гиперболы и метафоры никто не слышал (при том, что метафора довольно простая и считывается очень легко); эдак и Эко можно обвинить, что он, сволочь, имя розы так и не назвал, а Харпер Ли — за то, что так и не убила пересмешника.
Что касается сцепки между расовыми противоречиями и фентезийной мистикой, то иногда она кажется нарочитой искусственной, а иногда сделанной очень удачно и уместно. Мне думается, это происходит из очевидной оригинальности попытки скрестить коня и трепетную лань — получившееся настолько непривычно, что подсознательно отталкиваешься. На круг вышло очень здорово — как по мне.
Вантала, 4 июня 2020 г.
Мэтт Рафф литературный хулиган. То он творчество и биографию Ф. К. Дика обыграет в «Злых обезьянах», то классику эпохи мягких обложек в «Стране Лавкрафта». Только вот непосредственного цитирования затворника из Провиденса, кроме того самого стихотворения, не стоит ожидать, скорее, там обыгрываются расхожие сюжеты того времени, на что прямо намекает некая книжная полка уже в первой повести сборника. К тому же речь не об одном авторе, пасхалками пестрят уже названия глав: «Джекил из Хайд-парка», «Падение дома Нэрроу» и пр. Да и наличие юмора разбивает все ожидания на выспренную серьезность.
Так что если ожидаете копирование стиля любимого автора, книгу лучше отложить. А вот если ищете стилизацию под ретрофантастику, написанную хорошим языком, то можно попробовать.
Главного героя тут нет, фокус переключается с семьи Тернер и их друзей на талантливого натурфилософа Брэйтуэйта, пытающегося с их помощью достичь величия. Причем однозначно положительных героев тут немного, люди как люди — ошибаются, преследуют свои интересы.
Кстати, у меня там юмор выше упомянут, но это не главная особенность повествования, тут, скорее, как у Дж. Лансдейла — смесь смешного и жуткого. Тем более, что автор хорошо покопался в исторических источниках, в которых и без мистических созданий страшного хватает, вроде погрома в Талсе. Так что интересно было почитать еще и как исторический срез, позволяющий немного больше понять о некоторых современных сводках новостей.
Ставлю «8» и перехожу к «Канализации, Газу и Электричеству», интересно узнать, чье творчество эрудит Рафф там решил рассмотреть.
ЫМК, 12 июля 2018 г.
Книга представляет собой набор довольно коротких рассказов, объединенных группой знакомых друг с другом персонажей. Весь сюжет это противостояние клана супербелых (ну очень светлокожих белых) колдунов и потомков чернокожих рабов, один из которых в очень дальнем родстве с основателем супербелой секты. Думаю уже после этих строчек все становится понятным. Книга реально черно-белая. И не только потому, что идея книги строится на противопоставлении черных с белыми. А суровая реальность противопоставляется с «ужасами мира Лавкрафта». Нет. Просто противопоставление прямое, явное и не вызывающее сомнений. Хитрые, смелые и упорные чернокожие против гадких, злокозненных белых. Некие «почти волшебные» и «почти ужасы», на фоне реальной ненависти и постоянного риска для чернокожих подвергнуться насилию со стороны бледнолицей части населения. Такое же прямое противопоставление фантазии и окружающей действительности. На протяжении всей книги, грубое тыкание пальцем, что страна Лавкрафта, это ни фига не почти мифический Арпхем, а соединенные государства северной Америки образца середины 50-х. В результате даже трехлетнему дауну сразу становится понятным кто здесь хороший, а кто плохой. Черных притесняют, но они как мышонок Джери, всегда вывернутся из когтистых лап кота Тома. Эдакая диснеевская супермультяшка.
Мое ИМХО — стилизация до уровня дебилизации.
По своей сути, перед нами сборный фанфик. Некий замес мотивов Лафкрафта (что следует из названия) и Берроуза (что следует из простоты и наигранной наивности повествования, ну и некоторых сюжетов). Причем, не то что бы сильно качественный фанфик.
Стряхиваем пыль со старых томиков Лавкрафта. Перекрашиваем главных героев в черный цвет. Не в смысле — делаем их негодяями. Нет, просто теперь они чернокожие. Затем переносим действие сюжета поближе к современному времени. Активно стараемся сохранить атмосферу и законы развития сюжетов оригинала (и то и другое выглядит скорее как неудачная попытка, а местами как насмешка). Получаем — то что вы держите в руках (ну или закачали на свой гаджет). Правда есть одна маааленькая разница. В первоисточнике хотя бы иногда, но было страшно. Достаточно регулярно было жутковато. Здесь вы этого не найдете. Лубочная картинка заточенная под переписывание в сценарий для очередных «баек из склепа». Все эти классические видео ряды современных ужастиков, вроде быстро несущейся пожарной машины, резко слетающей с дороги. Загадочного яркобелого автомобиля под окнами, «сбегающего» как только им заинтересуется ГГ, перетаскивание другого ГГ призраком по всему дому с зависанием над шахтой лифта и т.п. и т.д. С одной стороны — картинку позволяет представить достаточно наглядно, с другой, выглядит как сборище откровенно замшелых и уже задолбавших с экрана штампов.
Что касается сегрегации во времена оные в США (а речь напомню идет о времени незадолго после Корейской войны), то я не знаток. Может быть в конце 50 в США и вешали массово негров, оставшихся в неправильном городке на ночь. Может быть, шерифы и расстреливали десятками на обочинах случайно проезжающих через их территорию чернокожих. А может, это просто страна Лавкрафта, которая находится не совсем на нашей планете?
Общее впечатление — середнячок, на основе которого можно легко снять фильм ужасов категории Б. Не более, но и не менее того... Читать можно. Местами даже приятно. Простая, по своему добрая сказка. По итогу впечатление скорее положительное, чем отрицательное. Поэтому и оценка сравнительно высокая.
Как и следовало ожидать для такой животрепещущей темы — «Черные против Белых» ожидания экранизации оправдались. Ждем августа 2020 и наслаждаемся в Амедиатеке — Тизер-трейлер (2020) — https://youtu.be/WNSyXU17hS0
vsinger, 30 июня 2018 г.
Ну во первых никакого отношения к Лавкрафту это произведение не имеет, можно даже назвать это недобросовестной рекламой.
С таким же успехом можно назвать книгу «Страна Джорджа Мартина» и поднять свои тиражи на порядок.
Сам роман тоже больше похож на сборник рассказов с общими героями, сюжет отдельных глав слабо связан друг с другом, лишь последняя глава сводит всех вместе.
В общем обычный приключенческий роман, с элементами мистики, если б не название, никто бы его не заметил.
Manowar76, 29 января 2020 г.
Почему решил прочитать: я остался в полном восторге от «Злых обезьян» Мэтта Раффа. После прочтения «Злых обезьян» решил читать всё, что выходит в серии «Роман-головоломка», и полностью ознакомится с переведённой на русский библиографией Раффа, благо, помимо «Обезьян» на русском издано всего пара его романов – вроде как культовый «Канализация, газ и электричество», и, собственно, «Страна Лавкрафта». К тому же у «Страны Лавкрафта» пара средних премий и несколько номинаций на более серьёзные премии, такие, как «Локус» и «Всемирная премия фэнтези».
В итоге: «Зелёная книга» встречает Лавкрафта. Очень литературоцентрично. На первых же страницах нам перечисляют многих фантастов золотого века – Брэдбери, Берроуза, Азимова, и, конечно же, старого доброго расиста из Провиденса.
Компания чернокожих (в дальнейшем буду называть их неграми, не имея ввиду ничего плохого) — Аттикус, главный герой, ветеран Кореи; его дядя Джордж, составитель справочника безопасных мест для негров, путешествующих по Югу и искренне верующая в Иисуса девушка Летиша едут в загадочный округ Девон, разыскивая отца Аттикуса.
Знаете, все перипетии фильма «Зелёная книга» выглядят детским утренником по сравнению с испытаниями выпавшими на долю путешествующей по Америке компании. То их заживо хотят сжечь в забегаловке, то расстрелять без суда и следствия в ночном лесу. Просто за цвет кожи... Пятидесятые года. Америка. Ужас.
После прочтения первой четверти выяснилось, к моему большому сожалению, что «Страна Лавкрафта» это роман в повестях. Да что ж такое-то, да как же так! Сначал «Имя зверя. Ересиарх» Комуды про Вийона, потом роман в рассказах «Вьюрки» Бобылёвой, теперь и Рафф туда же. Остаётся только «Открывается внутрь» Букши почитать. В оправдание Раффа стоит отметить, что и Говард Филлипс больше всего любил именно формат повести.
Заглавная повесть «Страна Лавкрафта» – Аттикус счастливо избегает жертвоприношения благодаря раздору в семье Брейтуайта, мрачного колдуна-адамита.
«Твари на пороге» – Летиша покупает по дешёвке дом с привидениями в белом районе... С привидением-то она договаривается, выиграв у него в шахматы, играя чёрными (!), а вот «тварями на пороге» оказываются недовольные соседством белые люди.
«Книга безумного араба» – компания негров-масонов (!) невольно помогает Калебу Брейтуайту завладеть магической «Книгой имён».
«Ипполита против вселенной» – жена дяди Джорджа попадает в странную обсерваторию, позволяющую путешествовать по другим мирам.
«Джекил из Хайд-парка» — Калеб Брейтуайт предоставляет возможность Руби, робкой старшей сестре Летиши, превращаться в белую женщину.
«Падение дома Нерроу» – Аттикус и его отец выполняют задание Калеба Брейтуайта по розыску дневников одного из магов.
«Хорас и дьявольская кукла» – Хорас, мальчик-художник, сын Ипполиты и Джорджа, становится целью проклятия. Калеб Брейтуайт снимает это проклятие. Рассказ, наиболее близко подобрался к жанру хоррора, но всё равно не страшно.
«Каинова печать» – финальная повесть, в которой Калеб Брейтуайт собирает героев предыдущих рассказов, чтобы разобраться со своими злонамеренными конкурентами. Финальный твист в наличии.
Почти во всех повестях проталкивается нехитрая мысль о том, что расисты ничем не лучше сверхъестественных тварей из пантеона Лавкрафта. Остроумно подаются разные аспекты расизма – сегрегация, рабовладение, ограничительные ковентанты (первый раз про такое услышал), не выплаченные за годы рабства компенсации, суды Линча, массовые беспорядки на почве нетерпимости и так далее . Политкорректненько, но от Раффа ожидал большего.
6(НЕПЛОХО)
Tarnum1, 24 августа 2018 г.
Книга о проблемах американского общества середины прошлого века, о проблемах чернокожего населения США. И книга-то неплохая. Только упоминание Лавкрафта на обложке книги ну совсем не к месту. Жаль, что имя этого великого писателя используется некоторыми авторами для раскручивания своих произведений. Не будь такого названия, книгу я бы, наверное, не купил.
snark29, 25 июня 2018 г.
Нет в этой книге никаких плохих белых и хороших чёрных. Есть люди разных рас, одинаково ненавидящие друг друга. Просто одни имеют больше власти для реализации своей ненависти. А в результате обыденная реальность оказывается гораздо более страшной, чем тайные культы, инопланетные монстры и другие мистические детали «страны Лавкрафта»...
пан Туман, 17 декабря 2018 г.
Наша история начинается, когда Аттикус Тёрнер возвращается домой, вызванный странным письмом от отца. Монтроуз Тёрнер что-то раскопал о происхождении своей жены, матери Аттикуса, которое она тщательно скрывала и от мужа, и от сына и теперь предлагает тому “вернуть то, что твоё по праву рождения”. Вот только сам Монтроуз пропал, и следы его ведут в Арпхэме, штат Массачусетс. У Лавкрафта, правда, был Аркхэм, но пока похоже, да? Дальше тоже будет похоже, но не долго. Аттикусу предстоит познакомиться с арпхэмской ложей Ордена Изначального рассвета и конкретно с Калебом Брейтуайтом — честолюбивым молодым чернокнижником, или как он сам себя именует, “натурфилософом”, узнать тайну своего происхождения и поучаствовать в зловещем ритуале. Ритуал, конечно же, пойдет не по плану — не без участия Аттикуса и Калеба, у которого на Аттикуса далеко идущие планы. На этом Лавкрафт благополучно закончится и начнется история про зловещий дом, в который переехали сестры Летиша и Руби Дэндридж.
Как вы уже догадались, “Страна Лавкрафта” — роман в рассказах. Каждый из них, числом восемь, строится примерно одинаково — Калебу нужно обстряпать какие-то свои натурфилософские делишки, чтобы возвысится в иерархии Ордена и он использует для этого Аттикуса или кого-то из его многочисленных родственников и друзей, шантажируя и угрожая. До поры всё идёт гладко, но в конце концов коварного честолюбца ждёт сокрушительное фиаско, и это никакой не спойлер — сами подумайте, ну какие в наше время могут быть шансы у белого, будь он сто раз чернокнижник против целого компании настоящих черных? В каждом рассказе Аттикусу сотоварищи приходится столкнуться с проявлениями сверхъестественного, будь то призрак-полтергейст, колдовская марионетка или врата, ведущие на другую планету. Не силен в американской журнальной фантастике, но выглядит очень похоже на оммаж каким-нибудь Weird Tales. Кстати, Weird Tales был закрыт в 1954 году, в том же году происходит действие романа.
Впрочем, как бы то ни было, фантастика для Мэтта Раффа лишь способ, на самом же деле “Страна Лавкрафта” о расизме. Да-да. Не о потусторонних ужасах Ктулху и Йог-Сотота, а об будничном кошмаре, который уделывает всех Великих Древних. Я не буду ничего особо расписывать и так понятно, что ничем не обоснованная ксенофобия — это плохо и не надо так. Вот только в “Стране Лавкрафта” данная тема крайне мало влияет на сюжет. К примеру, тот призрак из второго рассказа, стал бы он меньше бушевать, если бы в его дом вселилось белое семейство, а не две сестры-негритянки? Да нет, конечно. И в других случаях также, замени цветных героев, ничего особо и не изменится, за ними только перестанут гоняться линчеватели с топорами из массовки. Что досадно, сделать лучше автор мог, достаточно прочесть “Падение дома Нэрроу” или “Джекила из Хайд-парка”. В этих двух рассказах Мэтт Рафф ловко связывает две главных составляющих “Страны Лавкрафта”весьма неожиданным образом. Особенно в “Джекиле...”, где уже знакомая нам Руби Дэндридж — стереотипная черная женщина вроде Мамочки Два Тапочка, только моложе — неожиданно просыпается под Рождество в луже крови и... белой! Ну а “Падение дома Нэрроу” показывает то, чего мы изначально ждали от книги, сталкивая оккультизм и бытовой расизм.
Что-то я с отвычки растекся белочкой по древу, давайте будем закругляться. Не стоит подходить к “Стране Лавкрафта” как к очередному пастишу визионеру из Провиденса или если вы терпеть не можете чёрных героев и белых злодеев (единственный минус автору, на мой взгляд, что из этой простенькой дихотомии он даже не пытается выбраться). Её можно читать как высказывание о проблемах американского общества 50-ых, не утративших актуальности по сию пору. А можно и как обычную мистику, у Мэтта Раффа легкий, приятный слог, колоритные — простите за невольный каламбур! — и детально прописанные персонажи, мои любимые эмоциональные качельки, когда автор моментально переходит от своей фирменной иронии к драме. Ну и когда вы ещё что-то в жанре “диверсити в гостях у Ктулху” почитаете, пусть Ктулху тут и на минималках. Ни Ла Валля, ни Джейкобса, ни Говарда с его «Картером и Лавкрафтом» нам в переводе всё равно не видать. Такие дела.
Shining, 10 июля 2018 г.
Это не совсем то, чего ждешь от книги под названием «Страна Лавкрафта». Космического ужаса, Древних Богов, Старцев и прочего тут нет (ну, практически нет). Но есть колдовство и тайные ордена, есть неплохие экшн-сцены, мужественные (и женственные) главные герои. Книга представляет собой сборник рассказов, объединенных общими персонажами. И, в общем-то, она неплоха.
А название «Страна Лавкрафта», вероятнее всего, было выбрано из-за того, что в определенное время чернокожим в Америке жить было, скажем так, не сладко. Среди белых американцев — как среди шогготов. И я искренне не понимаю, почему у некоторых рецензентов от этого так бомбит.