Филип Хака «Космоботические сказания Доминика Видмара. 13 статей из Словаря персонажей неизвестной литературы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное | Философское | Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Тринадцать персонажей, подробно описанных в этих словарных статьях, — людей, киборгов и компьютерных программ — позаимствованы из сочинений Доминика Видмара «Космоботические сказания», «Галактические логи», «Теологический конгресс», и других. Персонажам приходится изрядно попутешествовать по галактике и в виртуальных пространствах, поучаствовать в Межпланетном теологическом конгрессе, открыть космическое телевидение и межзвёздную транспортную сеть, обсудить важнейшие проблемы человеческого существования, эволюции, литературы и, само собой, теологии. Центральное же место среди тринадцати по праву принадлежит космическому исследователю, путешественнику, коллекционеру и искателю приключений Тихону Ио.
Входит в:
— антологию «Голос Лема», 2011 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
240580, 28 февраля 2021 г.
Могу поздравить автора повести. Ему отлично удалось передать манеру письма Лема. Филип Хака практически «скопировал» дух исполненных иронией и гротеском текстов из «Кибериады». В юности, помню, испытывал противоречивые чувства — кое-что в «Кибериаде» забавляло, но в остальном удивляло диковинными галактическими и механическими одеяниями обычных земных явлений. Для меня это было больше сказкой, чем фантастикой. Так и тут. Если бы не некоторые новые реалии, присущие 2010-м (Интернет и тп) «13 историй» по незнанию можно было бы вполне приписать перу Лема.
Тут видим и продолжения приключений Ийона Тихого (де-факто), рассуждения о проблемах разума (апелляция к философским монологам Голема ХІV), религии, виртуальной реальности и тд.
Мне такой жанр не импонирует, однако с задачей сделать достойную вещь «под Лема» автор справился на отлично. Это следует признать.
zazai, 12 января 2020 г.
Я слабо знаком с творчеством С. Лема, чтобы соотнести данный опус с каким-либо из его произведений, но, со своей стороны, скажу вам — это не рассказ, а своего рода выжимка, натур-философский концетрат на тему «человек/пост-человек».
Да, не достает искрометного юмора, как у Шекли, но эту досадность можно списать на малую форму и необычный стиль (в виде энциклопедических статей). Сюжет, кстати, наличествует, но он тут лишь очерчивает сеттинг, не неся смысловой нагрузки. Вся соль в дискуссиях, что ведут меж собой персонажи.
Первые семь «бесед» постепенно погружают в цифровой пост-мир и приводят в итоге к абсурдному выводу. Оставшиеся беседы представляют собой эдакий «взгляд извне», т.е. посвящены переходу «человек---пост_человек» и также приводят к абсурду. Отдельно стоит отметить упор на исследование литературы как филосовской категории, бишь квинтэссенции человеческого бытия.
В общем — я впечатлен и от неожиданности завышаю оценку. Хотя, положа руку на сердце, надо отметить ряд минусов — это перегруженность философией и ее терминологией, это некий сумбур повествования плюс сухость изложения,…, ну и сакраментальное «к чему это все?!». Но почему-то мне кажется, что найдутся читатели, которые примут эти «минусы» за «плюсы».
Считаю, что столь эксперементальное произведение должно идти вне оценок и категорий, т.к. большинство читателей не захочет разгадывать этот «хазарский словарь»
Artem_Nochkin, 19 августа 2019 г.
Филип Хака для сборника фантастических произведений «Голос Лема» написал нечто. Нечто странное, нечто непонятное, нечто неудобоваримое. Официально это нечто носит длиннющее, заведомо переусложненное название «Космоботические сказания Доминика Видмара: 13 статей из Словаря персонажей неизвестной литературы». А еще это нечто относится к фантастике и начинается с пары цитат:
«Мы вовсе не хотим завоевывать космос, хотим только расширить Землю до его границ. Одни планеты пустынны, как Сахара, другие покрыты льдом, как полюс, или жарки, как бразильские джунгли. Мы гуманны, благородны, мы не хотим покорять другие расы, хотим только передать им наши ценности и взамен принять их наследство. Мы считаем себя рыцарями святого Контакта. Это вторая ложь. Не ищем никого, кроме людей. Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало» (© Снаут)
«Нашему Государству угрожает хаос; ширится анархия и неуважение к законам. Пусть Машина установит на планете Высочайшую Гармонию, пусть установит и упрочит Совершенный и Абсолютный Порядок» (© Путешествие двадцать четвертое)
Само же повествование и основной сюжет строится через представление биографий главных героев, разрозненные статьи и совсем уж отстраненные размышления о видах фантастической литературы. Автор так старался все запутать, что немного перестарался и в итоге я вообще ничего не понял. Смотришь в книгу — видишь фигу. Я уж думал, что это просто выражение такое и я с ним так жестко никогда не столкнусь. Но нет. Вот буквы, они складываются в слова, а слова в связный текст, но сюжета за этим текстом нет. Лишь обрывочные образы и отдельные фрагменты размышлений на самые разные темы. Что? Куда? Зачем? И какой в этом смысл? Все эти вопросы при чтении рассказа были моими верными спутниками. Вместе со мной им приходилось возвращаться к ранее прочитанному, а там мы всей доброй компанией искали общий сюжет рассказа и смысл каждого отдельного фрагмента, которых (как следует из названия) 13 штук:
1. Ио Тихон
2. Лестик Самуэль
3. Самые правдивые миры, лучшее бытие
4. Тахион 1.0
5. Тахион 2.0
6. Тихе
7. Ur-2 Лемер Тибор
8. Уттке Профессор
9. Вабулис Ксендз Профессор
10. Ксантус Евтихий
11. Есида Брат
12. Зоофилон Мафусаил Секундус
13. Зоофилон Мафусаил XIX
Общее между этими фрагментами то, что все они начинаются за нового персонажа, которого, как правило, упоминал предыдущий герой пару страниц назад. Имя каждого нового протагониста, любезно вынесенное автором в название, создает приятную иллюзию порядка и последовательности. Жаль, что только иллюзию — упорядоченности и логики здесь очень не хватает. Уверен, с ними бы текст приобрел нужную глубину, а сюжет на фоне авторского потока сознания стал бы более заметным.