fantlab ru

Майк Гелприн «Под землёй и над ней»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
166
Моя оценка:
-

подробнее

Под землёй и над ней

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Специфический вирус поразил некоторых из людей, сделав их иными — Заразой, которая быстрее и сильнее людей. Однако, ООН решило искоренить эту заразу путем применения военной силы. Способны ли люди и иные понять и принять друг друга?

© Kons
Примечание:

Повесть написана по мотивам рассказа «Наш Дом».

Опубликована в журнале «Реальность фантастики», 12/2007.

1-е место финала конкурса «Загляни за горизонт» в номинации НФ на ЧХА.


Входит в:

— журнал «Реальность фантастики 2007'12», 2007 г.

— антологию «2034. Войны на костях», 2009 г.

— сборник «Миротворец 45-го калибра», 2014 г.

— сборник «Свеча горела», 2019 г.


Похожие произведения:

 

 


2034. Войны на костях
2009 г.
Миротворец 45-го калибра
2014 г.
Свеча горела
2019 г.

Периодика:

Реальность фантастики № 12, декабрь 2007
2007 г.

Аудиокниги:

Миротворец 45-го калибра
2018 г.
Миротворец 45-го калибра
2018 г.
Свеча горела
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший текст. Правильный текст.

Правильный, потому что будит в душе ПРАВИЛЬНЫЕ чувства: любовь, сострадание, способность к самопожертвованию ради других.

Всегда тяжело читать вещи, где страдают и умирают дети. Потому повесть местами очень трудно «заходит». Хочется крикнуть, да вашу мать, что люди за чудовища такие!

Сюжет достаточно прост: происходят утечки некоего вируса, их пытаются локализовать с помощью ядерного оружия, образуются специальные Зоны. В этих районах под землёй живут «заразы», так называют их те, кто наверху окружил их специальным карантином под эгидой ООН. «Карантинами» называют тех, кто наверху, жители смрадных подземелий.

История, которую разворачивает перед нами автор, никого не оставит равнодушным. Потому что эта история про любовь, про сложный во все времена моральный выбор, который приходится совершать на страницах этой повести «карантинам» Ивану и Санчите, «заразам» Светке и Палычу, да и другим героям.

Хорошая литература. Читать. Читать обязательно.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я сижу на краю и завороженно смотрю вниз. Прямо сейчас это — край всего. И бесшумно скользят внизу тени-облака. А под ними – Здец. Полный. Такое вот развитие получилось на Земле, в мире, показанном автором. Та дорога привела сюда.

Почему? Что делалось властями неправильно? Зоны заражения огородили, в зонах все уничтожали. А как иначе? Раненых с положительной реакцией на вирус – тоже кончали. А можно иначе? Цена жалости – вымерли бы все. Почему эта дорога привела сюда?

Я сижу у входа в шахту, на границе миров. Это сейчас она проходит здесь. А 9 лет назад она проходила по городу, изолированному и разбомбленному. Так почему надо было бомбить? Почему как всегда – уничтожить? А если все силы – на изоляцию? На создание буферной зоны? На помощь тем – в изолированной Зоне? Да, вирус разделил мир на два. Но почему отсюда сразу агрессия ко второму миру? Ведь там остались не прокаженные, а не заболевшие, пусть и носящие в себе смерть. А разве остальные, нормальные, не носят ее в себе?

Ответ прост – так всегда на Земле было. Потому что все в броне, в кольчуге неприятия чужого горя в себя. — Спаси меня бог. – Ага, именно так, именно меня. И моих близких. А за остальных пусть бог хлопочет.

Я сижу в Смрадном Туннеле и думаю, что не важно, кому как повезло – слева оказаться, или справа. Сверху или снизу. И там и там нашлись Иван и Светка. Один принес к врагам девочку. Потому что увидел – врагов нет. А есть такие же. Которым не повезло. Другая ударила по стреляющему стволу, потому что Палыч стрелять не стал бы.

И там и там нашлись Павиан и Ленка. Одному все равно – сколько останется живых. У него приказ. А другая подумать не успела. Сработал рефлекс, палец нажал на спусковой крючок. Потому так воняет, что всегда там и там такие находятся.

Я сижу перед компом. По щекам течет. Автор пробил мою броню. Пусть на пять минут. Но ему это удалось. И не хочется думать – как? Хотя поотмечал красным пробивающие строки. Многие об этом писали. И слава богу – пусть чаще пробивают. К сожалению, пишут многие, пробивают единицы.

И отскакивают подсовываемые мозгом мыслишки – как же мало их внизу было! Разве могли они столько верхних перебить? При чем тут это? – мысль стыдливо отлетела. А за ней и вторая – чего за них так переживать, все равно вымрут.

Пусть на 5 минут, но я задумался, расслабился, и дала брешь оборона. Плохо ли это — открыться? А может это единственный вариант, чтобы дорога не привела туда, к краю?!

Спасибо, автор. Мне хватило пяти минут, чтобы вспомнить – не нужна кольчуга. От кого закрываться? Эти пять минут длятся уже второй день.

Может этих пяти минут всем хватит?

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собираясь оценить свежепрочитанное произведение в законные 10 баллов... не нашла его на авторской странице. Малость опешила. Через пару испуганных секунд поняла, что не вижу «Под землёй и над ней» в списке _рассказов_. Поднялась выше. Ага, повесть. Повесть?..

Пора, давно пора легализовать и узаконить жанр «конспект романа», изобретённый ещё Верой Фёдоровной Пановой. В эту нишу сочинение Майка Гелприна вписалось бы изумительно.

Приём повествования от имени нескольких персонажей в литературе укоренился прочно, и чем более разнятся эти рассказчики, тем интереснее получается. С особым шиком воплощают такое многоголосье авторы-фантасты, поскольку имеют полное право сделать субъектами повествования как очень разных людей, так и вообще нелюдей. У М. Гелприна по разные стороны баррикад, «под землёй и над ней», оказываются всё-таки люди, но рассечённые на два не только враждебных, но и буквально несовместимых лагеря. Героев автор рисует крупными, решительными, но не грубыми штрихами; они возникают и оживают в читательском воображении почти мгновенно, «без разбега», на пространстве нескольких строк. Они взывают к нашему сопереживанию, к состраданию — эти настолько непримиримые враги, что они даже не знакомы друг с другом. Абсолютно.

Этот антагонизм до смертельной черты, невозможность (а может, нежелание?) найти хоть какие-то точки взаимопонимания, всегдашнее существование двух правд, ни одна из которых не истина, терзают душу.

Когда люди перестанут воевать? Когда они научатся понимать друг друга? Долго ли нам ещё искать ответ?

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, как и автор, надеюсь, что не одна река никогда не сможет разделить людей на два берега.

Повесть «Под землёй и над ней» рассказывает нам об одном варианте апокалипсиса, произошедшего из-за вируса, который столкнул людей друг с другом. Карантин и Зараза – это два вида людей, одни живут на поверхности, вторые в шахтах под землей, и каждый вид хочет выжить. Карантину угрожает вирус, Заразе угрожает Карантин.

Вообще это конечно спорная ситуация, первым делом после заражения всех взорвать и убить, с одной стороны это совсем не гуманно, с другой стороны это более безопасно. Майк позволил нам побывать в шкуре как членов вида Карантин, так и членов вида Зараза. Прочувствовать их стороны, понять, что обе стороны это все живые люди такие же, как и мы с вами.

Не знаю, хотел ли автор сравнить свой рассказ с общим понятием — война, но мне кажется, у него это получилось, с фантастикой и в своем стиле. Стоит ли задуматься о том, что было после финала повести? Думаю, стоит, но не сильно углубленно, стоит просто предположить пару вариантов угодных вашей душе. Это как раз тот случай, когда конец произведения оставлен на долю читателя, и каждый в свою меру может, что-то домыслить.

За концовку повести, хотелось бы сказать Майку отдельное «Спасибо!». Особенно за долю интриги и быстрое переключение между персонажами. Это как раз тот случай, когда от сюжетного драйва, мысли в голове начинают биться беспорядочно и кричать: «Что там? Как же там? Давай же читай быстрее! Нужно скорее узнать! Что же случилось?» И чем все закончится… Отлично в сюжетном плане, и в плане подачи заложенной идеи.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люди — странные существа. Профессиональная армия ведет войну с тремя взрослыми гражданскими и двадцатью четыремя детьми. При этом несет колоссальные потери. Но почему-то никому не приходит в голову переориентировать военные затраты на создание нормальных человеческих условий карантина для весьма небольшой группы людей, обреченных на естественное вымирание. Ну родят девочки детей от своих мальчиков. Сколько этих детей будет? Единицы. Через несколько поколений инфицированные люди исчезнут естественным путем, ненасильственно. При этом есть шанс, что, пока они живы, удастся изобрести вакцину. Мирное решение проблемы исключается, поскольку никто толком не знает, с кем воюет и сколько их, страшных зараз. А их и нет почти.

Повесть показывает необходимость войны для сохранения существующих политических институтов. Если не будет зараз, с кем прикажете бороться соответствующим структурам ООН? не у дел окажутся чиновники от войны. Ведь чего же проще: наладить контакт с пострадавшими (заразы ведь именно пострадавшие), выяснить детали и попытаться наладить хоть сколько-нибудь нормальную жизнь для горстки детей. На начальном этапе конфликта это было возможно. Но, видимо, невыгодно для принимающих решения. И получилась такая вот страшная, кровопролитная, бессмысленная война длиною в десять лет.

Эпизод, в котором Иван обнаруживает, что его противники — истощенные дети, производит очень сильное впечатление. Образ врага испарился. Но враг ведь есть: дети эти очень неплохие бойцы, если армейская акция в аналогичной зоне сопровождалась семидесятипроцентными потерями личного состава. И изменить их отношение к людям за периметром карантина уже вряд ли получится: слишком жестоко с ними обошлись, неоправданно, бесчеловечно жестоко.

В повести представлена безнадежная ситуация. У детей-вирусоносителей будущего в принципе нет. Правда, настораживает эпизод, в котором высокий военно-политический чиновник говорит что-то о зарождении новой расы. Это заставляет задуматься о характере вируса. Точно ли инфицированные дети опасны для здоровых людей? Или они просто мутанты, способности которых отличаются от обычных человеческих? По сюжету отличий не видно. Но ведь откуда-то идея новой расы взялась. Может, под влиянием вируса под землей анклав новых люденов образовался? Ответа на этот вопрос нет и быть не может, ведь с подземными жителями воюют, состояние их здоровья «наверху» вряд ли известно, поэтому возможны любые сюрпризы.

Качественных антивоенных произведений не так много в современной литературе. Поэтому повесть заслуживает внимания и высокой оценки. Автору спасибо.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два – это всегда больше, чем один. Два – это когда есть они и есть мы. Два – это как Добро и Зло.

Только в «Под землёй и над ней» нет Добра и Зла. Нет в том качестве, к которому мы привыкли, когда говорим о них. Потому что Добро здесь превращается в Зло и наоборот, и постепенно оказывается, что никакого Добра и Зла нет, но зато есть Два, и, чёрт побери, я не знаю, почему есть Два, если нет Добра и Зла. Кто здесь Добро, кто Зло? Почему всегда должно быть Два, если можно стать Одним? Почему там, где мыслят, борются за себя и друзей, любят и хотят жить – почему, оттуда там есть Два?!

Ну и что, что они – Зараза, а мы – наёмники, которым платят деньги за уничтожение Заразы?

Ну и что, что они – Каратели, а мы – дети, прячущиеся от Карателей под землёй?

Один народ, ставший двумя.

Какая тварь выпустила дрянь из пробирки?!

«Под землёй и над ней» – это война, в которой тебя не спросят, хочешь ли ты умереть. «Под землёй и над ней» – это когда ты не можешь рассчитывать дожить даже до следующего воскресенья. «Под землёй и над ней» – это ответственность, любовь, редкие моменты осознания того, что ты ещё жив, и смерть. Герои, которые хотят уничтожить противника, потому что хотят жить.

Два останется Двумя до конца?

К счастью, нет. Хотя бы в умах – нет.

+10

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё это замечательно. Две стороны, у каждой из которых своя правда, любовь, основанная на ненависти, и ненависть, вырастающая из любви. Новая раса, которая на деле — просто несчастные дети, живущие в подземельях подобно крысам, которых едят, и обычное человечество, в кои-то веки объединившее усилия, чтобы выжечь Заразу. Выжечь самым буквальным образом.

Финальная сцена, конечно, хороша.

Но никуда не девается вопрос: а что дальше?

Сколько не прозреют одиночки, общая логика вражды неизбежно столкнёт стороны снова.

И, кстати, как ни жалко детей, выросших под землёю, я бы не решился определённо ответить на вопрос: следует ли им жить. Вирус никуда не делся, а когда на одной чаще весов десятки, а на другой миллиарды — результат очевиден.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прискорбно, что прячущиеся под землёй и те, кто пытаются их уничтожить, не могут хотя бы попробовать договориться. Что поделаешь, примеров абсолютного непонимания и смертельной вражды вокруг нас сегодня хватает. Персонажи повести очень живые, очень достоверные. Инфицированные дети подземелья, прозванные «Заразами», обречённые, но борющиеся... Их взрослые наставники, не щадящие себя... Честные храбрые парни и чистые любящие девушки, наверху, среди «Карантинов»... Написано так, что сердце сжимается. Автор заставляет читателя сопереживать своим героям, мучиться, любить и умирать вместе с ними.

Вячеслав Рыбаков и его ранние антивоенные вещи, вот что мне вспомнилось в первую очередь, ну и – «Посёлок» Кира Булычёва, конечно.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что следует отметить, что рассказ мрачный, тяжелый и читать его надо не спеша, а от этого не становится лучше. К сожалению, сленг лишь добавляет раздражения и делает картину еще более мрачной и безысходной. Этакий тупик из которого просто нет выхода. Две стороны, две философии, два желания убить и два желания любить (напоминает «Охоту на термитов»). Каждый прав по своему, каждый хочет жить, страшно хочет жить, а от этого становится еще тяжелее, а что делать читателю? Нет, наверное, так не должно быть, должен быть хоть какой-то лучик света, ибо в чем тогда смысл бойни?..

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, правильно это или нет, но я напишу отзыв, используя только те слова, которые присутствуют в тексте автора.

Короче, мать вашу, читать «это» просто опупеешь, блин. Значит, прикиньте — автор просто гонит. Короче, лучше сопли вытереть и по три глотка из горлышка, да рукавом занюхать, чем читать как вояки хреновы с паскудами долбаными справиться не могут. Да стрелу им в жопу.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть мне понравилась. Эта повесть рассказана не с одной точки, а сточки зрения почти всех действующих лиц. В начале, когда начинаешь читать, появляется антипатия к заразам, потом когда автор начинает рассказывать от лиц зараз, антипатия к карантинам. И вроде бы все в этой повести положительные герои, все живут своей жизнью. Заразы — выжившие люди, которые являются пассивными носителями вируса, пытающиеся выжить в подземельях под разрушенным городом. Карантины — военные, которым власть промыла мозги, что заразы — это уродливые мутанты убийцы, которые носят в себе этот опаснейший вирус...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх