fantlab ru

Майк Резник «Кириньяга»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.39
Оценок:
184
Моя оценка:
-

подробнее

Кириньяга

Kirinyaga

Рассказ, год; цикл «Рассказы об Утопии»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 54
Аннотация:

В начале времен Нгаи создал три племени — масаев, камба и кикуйю. Все они жили в согласии со своими традициями, однако со временем масаи и камба начали идти на компромиссы и их племена выродились. Немногие оставшиеся представители племени кикуйю, дабы сохранить свою культуру и свои обычаи, переселяются на планету Кириньяга, где живут в соответствии с заветами Нгаи. Однако цивилизованные люди и тут до них добираются и требуют, чтобы кикуйю начали жить по законам цивилизованного общества.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1989 // Рассказ

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1989 // Рассказ

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1997 // Зарубежный рассказ года

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1988 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Кириньяга. Килиманджаро
2024 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy & Science Fiction, November 1988
1988 г.
(английский)
Если № 11, ноябрь 1996
1996 г.

Самиздат и фэнзины:

Кириньяга
2016 г.
Самое далекое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку
2018 г.

Аудиокниги:

Марафон Научной Фантастики 2019
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Science Fiction: Sixth Annual Collection
1989 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Sixth Annual Collection
1989 г.
(английский)
Best New SF 3
1989 г.
(английский)
Kirinyaga
1992 г.
(английский)
The Norton Book of Science Fiction: North American Science Fiction, 1960-1990
1993 г.
(английский)
The Best from Fantasy & Science Fiction: A 45th Anniversary Anthology
1994 г.
(английский)
The New Hugo Winners, Vol. 3
1994 г.
(английский)
Kirinyaga
1998 г.
(английский)
The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction
2005 г.
(английский)
The Mammoth Book of The Best of The Best New SF
2008 г.
(английский)
Win Some, Lose Some: The Hugo Award Winning (and Nominated) Short Science Fiction and Fantasy of Mike Resnick
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь на Кириньяге течёт в полном соответствии с заветами предков. У шамана Корибы много дел — соплеменников надо развлекать историями, иногда подлечить, принести животное в жертву Нгаи, провести свадьбу в лучших традициях, придушить демона в теле младенца. Часть профессиональных обязанностей Корибы не нравится людям из Техподдержки, но Кориба непреклонен.

Рассказ заставил задуматься. Во-первых, даже самый дикий обычай, как правило, в основе несёт рациональное зерно. Во-вторых, при изменении внешних условий и обычаи должны меняться, плавно подстраиваясь под новое. В конце концов на Кириньяге кикуйю должны приносить жертвы не Нгаи, а Техподдержке, ведь жизнь их на планетоиде зависит именно от неё. Ну и в-третьих, есть во всей этой картине какая-то убойная доза лицемерия — шаман пользуется компьютером, весь мир создан наукой, а главный интриган племени косит под дурачка этого всего не понимающего и не принимающего.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Титульный рассказ цикла.

В авторском предисловии раскрываются история создания этого рассказа и те идеи, которые были заложены в него изначально (редкая возможность услышать «а что хотел сказать автор» из первых уст). Итак, если место действия — симбиоз условий так и не вышедшего сборника рассказов и авторской увлеченности кикуйю, то основной конфликт — желание показать, как человек из замкнутого общества защищает свой самый непростительный и шокирующий обычай перед лицом любого противника. В качестве противника — представитель белой цивилизации, ну и отчасти сам читатель, вряд ли способный одобрить обычай убийства части младенцев.

Далее я могла бы завести речь про столкновение двух разных культур и точек зрения, борьбу народа за самоопределение и сохранение собственных традиций против всеобщей глобализации и растворения национальной идентичности. И я даже могу понять, почему этот рассказ получил свои премии — соединение темы национального самоопределения «угнетенного» народа и так называемая «ответственность белого человека».

Но я не буду этого делать. Потому что сама основа истории построена на эмоционально ложных принципах. Потому что перед нами яркий пример мышления целых общностей (национальных или объединённых по иным признакам). Мышления, когда откровенная ненависть к государству/цивилизации/народу (включая обвинение их во всех своих бедах и неудачах) соединяется с твёрдой убеждённостью в своём праве требовать от них компенсации или как минимум предоставления тех или иных благ. Маленькая гордая община новых кикуйю живет на планетоиде, предоставленном и обеспеченном Техподдержкой (то есть цивилизацией), но не на миг не забывает о своих обидах, требует уважения, но не готова проявлять уважение в ответ. Говоря про общину я разумеется имею в виду её идейного вдохновителя Корибу, отыгрывающего роль шамана и обладающего монополией на идейное воспитание всех членов этой общины. Он решает, что есть традиции кикуйю, он же следит за их исполнением. И доходит к финалу до воссоздания теневой преступной организации.

Это не утопия (даже не попытка в утопию), это не про неоднозначность и разные точки зрения. Это фанатизм и чистое зло.

Подозреваю, что следующие рассказы сборника будут примерно об этом же.

Рассказ технически хорошо написан, он определенно цепляет в эмоциональном плане, но я очень сильно подозреваю, что меня он цепляет вовсе не в том эмоциональном ключе, который предполагал автор.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общество, маленький «мозг» которого (вождь, мундумугу, и ещё несколько влиятельных людей) поражены комплексом неполноценности. Ну, ходили по их родине какие-то белые, притесняли местных и плевали на их обычаи. Затем белые пропали, а жизнь покатилась своим чередом… только что в этом особенного? По всей Земле и всю историю приходили какие-то сильные, притесняли слабых, а затем менялось много поколений. И слово «Русь» ввели в обиход пришлые варяги, обращавшиеся с автохтонными славянами, как с говном — кто из славян волнуется из-за этого теперь? Неужто каждый малый народ должен при возможности культурного обмена вопить «нет-нет, нас же снова изнасилуют»? Никакого сочувствия описанному проекту, сжигающему людские судьбы на потребу исторической реконструкции.

А вот почему именно убийство новорождённых шокирует наблюдателей там и тут? Убийство индивида — табу для цивилизации, но ведь мы понимаем, что свежеродившийся человеческий детёныш, на самом деле — далеко ещё не человеческая личность. Лучше возмутились бы режимом, при котором мундумугу внушает мальчикам и девочкам, что всю жизнь им надлежит пить помбе, резать глотки баранам, закапывать в землю козлов… а там, глядишь, и к голодным гиенам пора прогуляться. Сам дипломированный хмырь, во всяком случае, видел нормальную жизнь и выбрал своё убожество, имея возможность сравнивать. Какими байками красивыми не разукрась, тоталитаризм же есть.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ- лауреат премий Хьюго 1989 года, лауреат Премии читателей журнала «Science Fiction Chronicle» 1989 года, лауреат Премии SFinks 1997 года. Номинант премии Небьюла 1988 года.

Такой иносказательный сюжет. Можно провести параллель между колонизацией Африки и навязыванием правил поведения планете Кения.

Мы вроде подняли уровень развития народов Африки, но что осталось от их самобытной культуры? Развитие самостоятельное прекратилось.

Так же наверно будет и при контакте с инопланетянами- они нам навяжут свою цивилизацию, и разве это будет прогресс?

Автор поднимает на сегодня самую спорную философскую проблему контакта.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ страшный на самом деле. Никакое преступление против человека, а тем более убийство младенца не может оправдываться ничем. Ни традициями многих веков, ни религиозными догмами (ими тем паче!), ни заботой о сохранении мудрости народа. И уже то, что молодые кикуйю взялись за копья, чтобы якобы защищать свой дом, а шаман готов учить их «убивать, калечить и совершать зверства», и вовсе ужасно. Не он ли, Кориба, говорил, что кикуйю не начинает войн, а только защищается?? Вообще, слово «шаман» по отношению к нему нужно взять в кавычки: никакой он не мундумугу, не шаман, но преступник и манипулятор вверенными ему дикарями будущего. Он лжёт, изворачивается и лицемерит, прикрываясь благородными мотивами, потому что понимает, что если люди из Обслуживания Утопии вмешаются, то тут и кончится его власть, и не получит он больше козла в своё стадо, и не придут к нему в нужную минуту.

Кстати, при внимательном рассмотрении становится ясно, как Майк Резник относится к кикуйю в сравнении с масаи. О масаи он всегда пишет с теплотой и участием к их судьбе, настроение же этого рассказа о кикуйю окрашено в багряно-кровавые цвета тревоги и страха. Масаи в его историях благородны и верны традициям предков исключительно из верности к традициям, кикуйю же движут совсем другие посылы: злоба, месть и упрямство. Хранить и чтить традиции – дело верное, трудное и нужное, но только в том случае, если оно не идёт рука об руку с глупостью, варварством и дикостями старины глубокой. А убийство – оно и есть убийство, как бы его не разукрасили. И грустно и страшно, что на этой Кириньяге псевдошаман сделает всё, чтобы кикуйю произнесли «слова ужасной клятвы и совершили ужасные поступки»…

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Угробив культуру кикуйю на Земле, цивилизованный социум (потомки тех, кто угробил) дали кенийскому народу шанс на ее возрождение, отведя целую планету, пообещав не вмешиваться, лишь чуь-чуть подправляя орбиту, что бы климат не менялся, а бананы, как в анекдотах, падали сами. Да, еще перед этим хищников истребили, оставив исключительно в санитарных целях гиен. В общем, бремя белого человека. Но злобные кикуйю задумали недоброе, а ставшие суперсверхтолерантными белые ничего не подозревают...

Довольно оригинальна идея, чуть слабее сюжет, а вот психологическая составляющая, должная нести заметную нагрузку, не очень удалась. Отсюда оценка не выше «крепкого рассказа».

P.S. Кстати, по открытым данным кикуйю сейчас более шести миллионов. Бойся, цивилизация)))

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сознании каждого человека на глубинном уровне заложены традиции и обычаи, в соответствии с которыми его народ жил многие столетия. Начиная с ХХ века грань между национальностями стирается, люди понемногу спаиваются в несколько крупных альянсов, мало помалу жертвуя определенными обычаями. Так, например, хочешь стать членом ЕС — не смей отрубать ворам правую руку, даже несмотря на то, что так веками поступали твои предки. Это нецивилизованно. Именно против такой спайки народов в однородную массу и выступают антиглобалисты. Да, возможно кому-то обычаи чужой страны кажутся варварством, но по этим законам раньше жило их общество и в том числе и они определяют их гражданское самосознание.

Именно эта проблема является центральной в рассказе Резника. Представители немногочисленного народа гикуйю бегут с Земли, чтобы лелеять свои традиции и жить в соответствии с обычаями. Однако другим эти обычаи кажутся слишком жестокими... и перед гикуйя ставится выбор — или избавиться от традиций, или умереть как народ...

Сильный рассказ. Главным персонажем в нем выступает главный шаман племени, главный хранитель традиций. Он готов пойти на все, чтобы все продолжалось в точности как и раньше. Великолепны и его притчи, которые он рассказывает за костром, и концовка — сильная, страшная, после которой понимаешь, что другого выхода у такого народа в «цивилизованном мире» просто нет.

Очень советую.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх