Алиса Дорн «Институт моих кошмаров»
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мария Демидова, 1 ноября 2019 г.
“Институт моих кошмаров” — это “академка про любовь”, которой очень быстро надоедает быть просто “академкой про любовь”, и она начинает поворачиваться в луче читательского взгляда, показывая всё новые грани: вот вам психологическая драма, вот — мифологический триллер с элементами фарса, вот — магический детектив... И всё это приправлено где лёгким юмором, а где и горькой иронией.
Итак, что мы имеем...
Девочка Наташа оканчивает школу и поступает в институт. Но престижное учебное заведение оказывается не тем, чем представлялось изначально, и Наташа попадает в место странное, непонятное и, как очень быстро выясняется, опасное. Здесь по пустыне гуляют драконы, в зданиях исчезают двери, в расписании алхимия соседствует с политэкономией, а ректор не прочь перекусить провинившимся студентом. Страшно? Конечно, страшно... Зато какие здесь студенты! Вампирша, местная вариация инквизитора, прирождённая создательница магического оружия, демон, в конце концов... Замечательные люди! То есть нелюди. Тёмное прошлое, семейные тайны и скелеты в шкафах — в ассортименте. Но, как утверждают местные, это ничего, это абсолютно нормально. И всё ещё может закончиться хорошо. В конце концов, смертность среди студентов за последние годы снизилась. Процентов до десяти. Главное — не ходить в библиотеку...
Мир “Института” — яркий, сочный, зримый. Поначалу, возможно, слишком обстоятельно описываемый (первая глава — своего рода расстановка декораций), но впоследствии легко оживающий. Строго говоря, речь здесь идёт не об одном мире. ГООУ, где учатся герои, находится где-то на границе между Землёй и Адом — не библейским, нет, совершенно иным. И туда Наташе тоже заглянуть придётся. При этом автор замечательно играет со стилем. Читая “адские” главы, в какой-то момент перестаёшь отличать сон от реальности, повествование становится зыбким, почти гипнотическим... И благодаря этому отчётливее ощущаешь инаковость, чуждость, жуткость демонической стороны мироздания.
Но антураж — не главное. На самом деле “Институт моих кошмаров” — не про волшебство, и не про учёбу, и не про расследование таинственных преступлений. Всё это — продуманное, захватывающее и хорошо написанное — здесь, безусловно присутствует, но в первую очередь эта история — об отношениях людей друг с другом, с миром и с самими собой.
На протяжении трёх томов Наташа отчаянно ищет своё место в новой реальности, пытается понять мотивы окружающих её людей. Заглядывая в лицо смерти, она осмысляет этот опыт и благодаря ему начинает иначе смотреть на ценность жизни. Каждая раскрытая тайна, каждая распознанная ложь приближают героиню к осознанию многогранности и неоднозначности происходящих событий. Ломают привычную картину мира, заставляют принимать непростые решения, делать выбор в ситуациях, где не может быть безоговорочно правильного хода. И всё это даёт Наташе ключи к главному решению, которое ожидает её в финале трилогии.
Среди интриг (которые с каждым томом становятся всё глобальней), секретов, манипуляций и скрытых целей развивается замечательная любовная линия. Что важно: именно развивается. На протяжении всех трёх томов. “Институт” — это история о сближении двух очень разных людей. И не имеет никакого значения, что они, согласно авторской классификации, вовсе не люди. Принадлежность к разным биологическим (или здесь точнее “мифологическим”?) видам, — это лишь условность. Метафора, позволяющая показать постепенный и сложный процесс выстраивания близких отношений. Показать, как достигается понимание, как возникает уважение. Как через боль и страх, через преодоление впитанных с детства принципов выживания и неискоренимых комплексов рождается доверие. Поначалу хрупкое, зачастую держащееся на самовнушении, а после — каменно твёрдое, способное стать фундаментом для истинной близости, истинного принятия друг друга — целиком и полностью, без оговорок, без попыток перекроить и приспособить другого под себя.
Отдельно стоит сказать о прекрасно выписанном образе Диза. Создание персонажа, по своей природе не способного испытывать эмоции, — как путь по канату над пропастью. С одной стороны — опасность удариться в искусственность, потерять психологическую убедительность взаимоотношений, с другой — риск нарушить собственные правила игры, сведя “видовые различия” на нет. Наблюдать за тем, как автор удерживает баланс, — одно удовольствие.
Кроме того, образ Диза, раскрытие его способа взаимодействия с окружающими, снимает мнимое противоречие между эмоциями и разумом. Независимо от того, чем руководствуются герои, важными оказываются лишь поступки. Тот выбор, который делает каждый (и речь уже не только о Наташе и Дизе). Кому доверять. Кого защищать. По какому из сотен возможных путей идти.
P.S.
- Если для вас интимность — это долгие ночные разговоры на кухне;
- если вам нравятся персонажи, которые вызывают бурю эмоций, просто неподвижно сидя за компьютером;
- если вы цените сильных героинь, не прячущихся чуть что за спину своего демона;
- если вам хочется хорошего, эмоционального и вдумчивого фэнтези...
...тогда вы пришли по адресу :)
bananawolf, 19 июля 2018 г.
Самое обидное, что из этого могла бы получиться неплохая серия. Автор соединил магию, мифологию и современные технологии, в итоге получился довольно большой простор для действий. Но даже не постепенно, а судорожными рывками весь этот мир сдулся до 2 персонажей с невнятными декорациями.
Автор, как говорится, может в писательство, некоторые части книг читались легко и приятно, но есть несколько раздражающих привычек:
- забыть упомянуть, что в новом абзаце мы уже перешли к другим событиям, отделенным несколькими днями;
- перебирать мимоходом чуть ли не всех мифологических существ, важны они для сюжета или нет, персонажи просто в разговоре упоминают кого-то, и больше к этому никто не вернется;
- из предыдущего пункта вытекает огромное количество сносок, в двух книгах перевалило за 60 штук (в каждой), просто чтобы пояснить, о чем идет речь, потому что никто из персонажей ничего из этого не объясняет сам.
В 1-ой книге пришлось продраться примерно через половину, чтобы начать получать удовольствие. Сначала все казалось каким-то бессмысленным и скучным, хотелось просто понять будет ли что-то интересное к концу. Мгновенно, как по щелчку, что-то поменялось и вот читать уже приятно, герои ожили, интрига появилась, начинаешь как-то разбираться в мире. Сюжет двигается к своей кульминации, двигается, двигается… Тяп-ляп на несколько страниц и эпилог, в котором ГГ своими мыслями рассказывает, что и как почему получилось.
Во 2-ой и 3-ей книгах получилось наоборот. Начиналось с какой-то небольшой интриги с легкой детективной ноткой, потом сюжет резко перескакивает на что-то другое, а самые интересные события проходят мимо героини. О придуманных в 1-ой книге факультетах, уроках, существах никто практически не вспоминает, мир сворачивается примерно до библиотеки-общаги-кухни.
Сразу после прочтения со свежими эмоциями думаешь, что не все так плохо, были хорошие и интересные отрывки, и потенциал у автора есть. Но на следующий день уже чувствуешь себя обманутым. Не сюжетом, не героями – нет. Это воля автора куда повернуть. Обманут тем, что в начале было заявлено что-то большее, чем в итоге ты получил. Как будто автор мог постараться и развернуть историю, но просто было лень.
psw, 24 сентября 2016 г.
Авторское описание цикла (взято с Лит-Эры):
--
Разница в возрасте между ггероями — 2,5 года (что по мнению 18тилетней главгероини, конечно, много, практически пропасть, но... :D)
Она — в целом адекватная и разумная, но эмоциональная, упрямая и импульсивная
Он — темный, с трудной судьбой и сомнительной внешностью, но с потенциалом на титулы (собственно, источник всех его жизненных проблем)
Любовная линия, как выражается сама ггиня — не главное, у них у обоих свои жизни и интересы, но в целом это писалось как Young Adult, т.е. там вообще больше места занимает поиск себя и чуть ли не партизанская борьба с системой.
А еще это все по антуражу ближе к современному горфэнтези) И несерьезное — первая часть, по крайней мере. Она вообще такая... tongue-in-cheek скорее)
--
И авторский пост о праобразе ГООУПиОАатСДиРН #ИнститутМоихКошмаров
https://lit-era.com/blogs/post/13246
--
Я никогда не скрывала, что у ГООУ есть прообраз. :) Wirtschaftsuniversität Wien, Венский экономический университет. Место, в стенах которого я провела четыре года жизни и получила диплом бакалавра. В тексте есть немало отсылок к нему.