fantlab ru

Владимир Торин, Олег Яковлев «Мистер Вечный Канун»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
90
Моя оценка:
-

подробнее

,

Мистер Вечный Канун

Другие названия: Имя мне — Вечный Канун, или Хэллоуинская история о Хэллоуине, произошедшая в Хэллоуин и незадолго до него

Роман, год; цикл «Мистер Вечный Канун»

Аннотация:

Туманный Уэлихолн, затерянный в графстве Эссекс. Получив таинственное письмо, Виктор Кэндл возвращается в город детства, где происходят мрачные и загадочные события, уходящие корнями далеко в прошлое. Старинный семейный особняк полнится заговорами. Все родственники ведут себя очень странно, а вокруг творятся необъяснимые вещи. В дом прибывают необычные гости, среди которых явно есть тот, чье присутствие все отрицают…

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги — Мистика и хоррор года

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книга года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги — Лучшая отечественная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Мистер Вечный Канун. Уэлихолн
2022 г.
Мистер Вечный Канун. Город полуночи
2022 г.
Мистер Вечный Канун
2023 г.




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга совершенно не зашла по целому набору причин.

В первую очередь из-за того, что постоянно творится какой-то сюр, по сравнению с которым Алиса в стране чудес покажется образцом пристойной логичности. Из-за стенок слышатся голоса, тетки сорятся из-за метлы, дядя таскает что-то по ночам на чердак… Как это связано с сюжетом становится ясно только ближе к концу, но я бы лично выбросила 2/3 книги и ничего бы это не изменило. Полная абсурдность происходящего не смешная и не интригующая, а безумно скучная.

Всё это преподнесено с точки зрения пары десятков мерзейших персонажей, часть из которых, отработав свою полезность, к тому же умирает с особо извращенной жестокостью. Ненавижу, когда повествование скачет, как блохи, и вдвойне ненавижу, когда обрывают вот так линии.

Тут же еще в дополнение ни за одного из рассказчиков совершенно не переживаешь: истеричные и склочные тетки-сестры, трусоватый нытик дядя Джозеф, пустоголовая болтушка сестра Кристина, вечно лезущий куда не просят брат-школьник Томми, сначала непонятно каким боком вообще туда относящаяся Клара Кроу с истеричной мамашей. С пяток совсем левых персонажей: почтальон, банкир, продавец, библиотекарь… Холодная и злобная мать главного героя Виктора.

И сам Виктор, конечно. Он, что называется, ненадежный рассказчик. То есть его словам, зрению, слуху, и пр. нельзя доверять. Он постоянно засыпает посреди происходящего и ничего не понимает, но пытается докопаться до сути. Ведь кто-то же его вызвал из Лондона в родовое поместье, где накануне Хэллоуина творится всякая чертовщина. Я с первой же главы раскусила прием, но надеялась, что ошибаюсь. Увы. Отвратительный прием, который всегда с моей точки зрения выглядит ненатуральным, нарочитым и неправдоподобным.

Сюжета здесь тоже по сути нет, только клубок фамильных секретов да криповая атмосфера, которая, признаюсь, удалась. Но ее маловато, чтобы вытащить книгу за уши. Туманная долина Арден – вот классический пример, когда атмосфера чудесно дополняет сюжет, а не склеивает трещащие по швам куски.

Как ни странно, книга мне напомнила не бертоновский мультфильм Кошмар перед Рождеством и не Коралину, хотя эстетика однозначно намекала, а Клауса (два враждующих клана, атмосфера всеобщей ненависти и недоверия), хоть и без душевности и теплоты всех упомянутых.

По итогу могу порекомендовать только тем, кто любит со смаком почитать про дисфункциональные семьи и таинственные замки вроде отеля Трансильвания для монстров, где каждый старается отличиться посильнее. А еще про вырванные, пронзенные, вытекшие глаза, заклеванные заживо птицами, отходящую от костей плоть и прочие радости жизни на Хэллоуин.

Кстати, Уэлихорн это 1 часть книги, поделенной произволом издателей надвое, поэтому если берете в бумаге, то сразу две, потому что концовки в первой части, само собой, просто нет.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предостережение!

Если вы, подобно мне, частенько выбираете книгу на прочтение по отзывам на фантлабе — не ведитесь на восторженные 10ки и ««Мистер вечный Канун. Город полуночи» поделит ваш читательский опыт на «до» и «после»»

Не повторяйте моих ошибок, будьте осмотрительней. Прочитайте отзыв olga.sb, его достаточно. Книга, увы, избыточна и скучна.

Но если вы ищете что почитать «в дождливую осеннюю ночь под пледом, при свечах потягивая теплый глинтвейн» — это ваш вариант и господь вам судья.

P.S. Меня так умиляет, когда автор гордо ставит себе десятку. Есть в этом какой то полет!

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Загораются рыжие огни хэллоуинских фонарей, теплятся фитили свечей за прорезями в тыквах, вертятся хороводы предпраздничных очередей за подарками и украшениями и разгуливает по улицам пронизывающий осенний ветер, то назойливо приставая к прохожим, то с воем шарясь по чердакам. Город Уэлихолн готовится к Хэллоуину, но канун Дня Всех Святых ждут не только добропорядочные обыватели, но и потусторонние сущности, и обладатели колдовских сил. Их ждет День между двух лет, когда можно сбросить человеческие одежды, когда вся ложь утратит свою силу, а многолетние планы придут в действие.

Несмотря на то, что молодой репортера Виктор Кэндл возвращается к родной семье, но выступает он при этом в роли типичного странного чужеземца в странном чужеземье. Корделия, его мать, держит дистанцию и неприятно холодна, стервозные тетушки Рэммора и Мегана едва сдерживаются, чтобы не обглодать племянничку косточки, младший брат Томми шарахается в непритворном ужасе, а отец вообще запропастился в каких-то разъездах и делах, лишь сестра Кристина охотно обменивается с ним шуточными подколками и порой сопровождает в поездках по Уэлихолну. И даже город то и дело кажется Виктору преобразившимся. То ли из-за грядущего кануна Дня Всех Святых, то ли прежде наш герой попросту невнимательно смотрел по сторонам, упорно отрицая странности.

Начинаясь, как магический реализм с переплетением психологической прозы и необъяснимых странностей, роман плавно перетекает в насыщенное городское фэнтези, а потом и вовсе дробится, будто в осколках разбитого зеркала, на кровавый хоррор, драйвовые приключения и колдовское фэнтези. И если в бытописании авторы блещут далеко не всегда, максимум — от души сгущая свинцовую обреченность, то глинтвейн из уютных сумерек, темной магии и свежей крови им удается гораздо лучше. Некоторые подсказки и намеки авторы старательно раскладывают на видных местах, чтобы читатель точно не прошел мимо, однако другие интриги благополучно остаются скрытыми на изнанке, дабы внезапно выстрелить в кульминационный момент.

Стоит учитывать, что «Мистер Вечный Канун» — это история не только и даже не столько молодого журналиста и блудного сына, но разворачивающаяся в объемную сложную скульптуру хроника нескольких поколений семей Кэндлов, Кроу... а также иных существ — фейри, духов и чудовищ. История со множеством интерлюдий и второстепенных персонажей, чьи имена, фамилии и клички бурным потоком хлынут на читателя, по мере приближения Кануна. Это натуралистичный и жутковатый паноптикум человеческих душ, искалеченных жаждой колдовской силы и страхом ее утратить. Возведенный в абсолют эгоизм, годами оттачиваемое искусство интриг и коварства, настоянная на застарелых обидах жгучая ненависть. Это летопись утрат и разочарований, когда часовой механизм судьбы бесстрастно перемалывает очередную жертву со всеми ее надеждами.

Но с другой стороны, даже увлекаясь жесткостью, сарказмом и черным юмором, авторы не забывают и про светлые тона в своей истории. Да, равнодушие, обиды и страхи превратили жизнь героев в блуждания по мрачному лабиринту с неминуемой гибелью в финале. Однако высеченные в схватках с врагами искры способны разжечь не только черную ненависть, но и благородную ярость, воскресить жертвенность и казалось бы утраченную любовь.

Итог: колдовское варево из уютных зарисовок, свинцовых мерзостей бытия, интриг нечисти и ведьм.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мистер Вечный Канун. Уэлихолн. Владимир Торин, Олег Яковлев. 2022 год.

«Curiouser and curiouser!»

Уэлинхолн – маленький городок, затерянный где-то в Англии. Именно сюда в преддверии Хэллоуина из Лондона направляется Виктор Кэндл. Когда-то здесь был его дом, и до сих пор в этом месте сокрыто множество семейных тайн.

Ожидал увидеть роман, а увидел лишь растянутое вступление к произведению.

Что же можно встретить на страницах данной книги.

- Текст ради текста. Повествование растянуто, предложения чаще всего усложнены и пестрят излишними конструкциям. Погружает ли это глубже в атмосферу произведения? На мой взгляд, нет. Это лишь делает книгу менее читабельной.

- Диалоги ради диалогов. Большинство из них какие-то сюрреалистичные разговоры обитателей психиатрической больницы, не несущие никакой информации и увеличивающие объем произведения.

- Сюжет, а он здесь в каком-то зачаточном состоянии, движется в час по чайной ложке. Больше внимание уделено чрезмерному количеству тайн. К тому же абсолютно нелогичным для меня является решение разделить один роман на две книги.

- Нагромождение персонажей. Героев введено не мало, при чем от лица многих из них ведется повествование, растягивая и без того медленный темп истории в разные стороны. К тому же большинство персонажей откровенно странные. Не таинственные, а именно странные, как бывают странными местные сумасшедшие, которых пытаешься избегать. Возможно, от этого страдает и мир романа. Он не ощущается живым, складывается такое ощущения, что пока действует один герой, остальные замирают в ожидании.

- Избыточная таинственность и недосказанность. Новые вопросы появляются почти постоянно, но к концу книги ответов находится не так уж много. Здесь опять стоит вспомнить о непонятном разделении романа, но читать вторую часть совсем не тянет.

В итоге после прочтения остается лишь сожаление о потраченном времени. Оценка 2 из 10.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпиграфом к «Мистеру Вечный Канун» я бы выбрала известный мем: «Страшно, очень страшно. Мы не знаем, что это такое, если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое!»

При этом страшно мне стало не от мурашечного саспенса сюжета, а от тягомотного нагнетания непонятного сюра и осознания в финале, что эта муть – еще не конец. Первая книга обрывается буквально ничем (зачем было делить повествование, при этом обеим частям давать отдельные подзаголовки?). Закрыв первую книгу, я подумала – слава богу, что не купила сразу вторую, ибо читать я ее точно не буду.

Вечная недосказанность, постоянное нагнетание без кульминации сделали чтение «Мистера Вечный Канун» похожим на невозможность почесать зудящую спину – пытаешься смириться, но зуд все равно бесит.

Персонажей в книге с избытком, но проникнуться их судьбами желания не возникло, как не возникло бы желания сопереживать шизофреникам в стадии психоза. В основном герои – это какие-то городские сумасшедшие, есть еще маман-атаман, о которой ГГ каждый раз с придыханием говорит ОНА, и сам главный герой – апатичная амеба с жизненным кредо – в любой непонятной ситуации ложись спать.

Я пыталась проникнуться атмосферой кануна Хэллоуина, представить себе дождливый октябрь и на его фоне погрузиться в тайну дома Кэндлов… не получилось. Знаете, нагнетать тоже надо уметь. Ротфусс в своем «Имени ветра» тоже ничего конкретного не рассказал и первые 700 страниц посвятил учебе ГГ, и тем не менее многомиллионная толпа фанатов, ждущая третьей книги, намекает нам, что это было интересно и хочется узнать, в чем же все-таки дело. Того же, увы, нельзя сказать о «Мистере Вечный Канун» — в чем там дело, неинтересно вовсе.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Хэллоуинская история о Хэллоуине, произошедшая в Хэллоуин и незадолго до него». Довольно точное определение. Потому что все в этой истории работает на атмосферу, порой настолько сильно, что и события, и герои, и антураж маленького городка кажутся просто декорациями разворачивающегося жестокого спектакля.

Некоторая избыточность имеет место. И в бесконечных описаниях странностей, и в неспешности первой половины истории, и в количестве хитроумных коварных планов на единицу текста, и в силе взаимной ненависти и склочности некоторых героев. И порой в уровне жестокости, но об этом позже.

При всем при этом надо признать, что эта книга крайне удачно вышла и оказалась на слуху этой осенью. Всё в ней работало на октябрьский мистический образ — начиная со стилизованных обложек двухтомника и заканчивая появляющимися отзывами, обещающими настоящую хэллоуиновскую атмосферу.

И в этой истории действительно всё пронизано атмосферой. Пугающей, полной странностей и колдовства, множества загадок и зловещих планов. И та самая избыточность, которую вполне можно отнести к недостаткам, она всё же работает. И помогает создавать уникальный стиль книги. Кстати, в полной мере интересный для прочтения и по прошествии октября месяца.

Ещё одной отличительной чертой книги можно назвать удивительное самомнение и равнодушие к мнению других людей со стороны большей части персонажей. Все проблемы можно было бы решить намного проще, если бы герои просто остановились и прислушались к тому, что им говорят. Но раздутое самомнение в подавляющем большинстве случаев просто не оставило никаких шансов избежать трагедии.

И ещё здесь есть жестокость. Рейтинг 18+ оправдан в первую очередь за счёт натуралистично описанных смертей, изобретательных и безжалостных проявлений колдовства, а также того уровня жестокости, который царит в отношениях между самыми близкими людьми. Так уж получается в этой истории, что во всем многообразии персонажей самые ужасные и непростительные поступки совершают обычно самые родные друг другу по крови люди. Родители и дети, бабушка и внуки, родные сёстры и братья. Порой читаешь и диву даёшься — ну как так-то, как можно быть настолько недальновидными, жестокими и равнодушными.

Это особенно странно смотрится с учетом того, что в самом обобщенном смысле сюжет этой книги можно обозначить как последствия давней вражды между несколькими колдовскими семьями, борьбу за власть и влияние. И в этой ситуации было бы логично держаться за свою семью, усиливать и поддерживать её. Но персонажи обычно слишком презирают всех вокруг, а сострадание почитают глупостью.

С другой стороны, нельзя не отметить, что эта история не ограничивается жестокой колдовской враждой. Тут будет место обычным мальчишеским шалостям, изобретательной магии, путешествиям по зазеркалью, умело вплетенным в повествование легендам и детским страшилкам (одна Кровавая Мэри чего стоит), попыткам расследовать загадочные события, фокусам и совместной работе. А наравне с обычными людьми и ведьмами будут действовать различные волшебные существа и Вещи. В конце концов, один из центральных трикстеров, Человек в Зелёном — определенно не человек и родственен скорее существам из-под холмов.

Так что трудно однозначно определить жанр и настроение этой истории. Милые зарисовки и некоторая детская условность в сюжетной линии самых младших персонажей тут соседствует с коварными планами, трагедиями и притягательной осенней мистической атмосферой. Я отношу всё это к заслугам авторов в создании собственного уникального стиля и оригинальной истории.

Похвалить можно и за разнообразие персонажей. Вопреки всей встречающейся жестокости, здесь есть место и куда более привычным и человеческим отношениям — обычно среди младшего поколения, ещё не испорченного грузом семейных тайн и ненавистью. Ну и в любом случае образы у авторов получаются яркие, запоминающиеся и явно не одномерные.

Кого выделю? Условных хороших, не замеченных в самых отвратительных семейных разборках. Виктор — формальный главный герой, пускай его линия далеко не единственная и не всегда центральная. Он — во многих отношениях зануда, неуверенный в себе молодой человек, который вечно на пару шагов позади окружающих его интриг и который отчаянно цепляется за идею журналистского расследования, чтобы хоть как-то справиться с окружающим его хаосом. Но в самый отчаянный момент он не сдался. Кристина — яркая, взбалмошная, полная жизни и задора девушка, уже заражённая толикой семейного самомнения. Увы, порой от семейного проклятья не уйти, но она до последнего пыталась разрушить порочный круг. Томми — обычный непоседливый мальчишка, рассуждающий и ведущий себя сообразно возраста, ещё не успевший испортиться под влиянием своей родни. Очень смелый. Клара — городская сумасшедшая, в прошлом которой скрыта ужасная трагедия (а ещё это далеко не единственный её образ), способная на отчаянную борьбу ради близких. И мой фаворит — Зеркало. Даром, что не человек, а Вещь. Даром, что убийца и монстр. В первую очередь он галантный романтик и верный соратник, готовый пожертвовать собой ради того, во что по-настоящему верит, и ради тех, кого любит.

Что ещё... Авторы умеют удивлять, впечатлять и переключаться между различными настроениями. А ещё это законченная цельная история с хорошим, но немного грустным финалом. Впрочем, учитывая все опасности, подстерегавшие героев, финал вполне можно назвать счастливым.

Бумажное издание красивое, разделение на два тома обусловлено исключительно объемом произведения.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В книжке немало воды, большая часть персонажей откровенно гадкая и отрицательная, положительных почти нету. ГГ не мерзкий, но скорее рохля и любитель поспать

в самый ненужный момент. «Не знаешь чего делать — ляг поспи» — его девиз по жизни и коронный прием. Очень большое кол-во желчных диалогов и перебранок, книжку

также не назвать шибко оригинальной. И вообще, такое чтиво не совсем мое....

НО. Думал что попробую одну-две главы и брошу — и не заметил как проглотил четверть за один присест. Ни смотря ни на что книжка именно что «читабельная» и не скучная, а это очень важно. Поставил бы 7,5 но на сайте так нельзя. 8 уже многовато, поэтому крепкая 7+.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь текла размеренно. Отправляясь в очередную командировку, я и представить не мог, что по пути успею пережить самое захватывающее приключение этой зимы.

В поезде я познакомился с Виктором Кэндлом, репортером из Лондона. Он был вынужден ехать в Уэлихолн к родне, так как намедни получил оттуда загадочное письмо. И пока вокруг Виктора сгущалась атмосфера таинственности и недосказанности, я обнаружил, что зима за окном сменилась осенью, а у нас в купе, словно из ниоткуда, возникла неожиданная попутчица. Пожилая женщина, назвавшаяся мисс Хэтти, добавила загадок на долю Виктора, после чего я понял, что не могу оставить своего нового знакомого одного блуждать в поисках ответов.

В Уэлихолне нас встретила сестра Виктора Кристина и отвезла домой в поместье Крик-Холл. Здесь я ощутил какой-то чудовищный джетлаг: вокруг октябрь яростно срывал листья с деревьев, а мой внутренний календарь уверенно заявлял, что сейчас февраль. В Крик-Холле, тем временем, жизнь била ключом. Потихоньку приезжали другие гости, отовсюду слышались смех и разговоры, в каждой комнате происходило что-то интересное.

Не такая уж большая гостиная периодически расширялась в несколько раз, дабы без проблем вместить в себя всех желающих. Кухня временами идентифицировала себя болотом, погружая шкафы с посудой в туман и бульканье. По коридору и лестницам всё время кто-то куда бегал, иногда просто так, иногда спасая свою жизнь. Тётушки Виктора регулярно разжигали ругань между собой, а Кристина с удовольствием подкладывала им дровишек. Дядюшка постоянно изображал бурную деятельность, не забывая показывать, какой он больной и несчастный. Впрочем, вскоре выяснилось, что главные его болезни – это воспаление хитрости и отёк совести. Из окна временами можно было видеть вылетающего из своей комнаты Виктора. Иногда он спускался цивилизованно по плющу, а иногда падал прямо в кусты роз, растущие под окном. Младший брат Виктора, Томми, на редкость непоседлив, с неизгладимой тягой проводить расследования и влипать в приключения. В общем, семейка прелюбопытная. Жаль только, с отцом Виктора познакомиться не удалось: то он вышел пару минут назад, то болен, то заперся в кабинете поработать. Почему-то Кэндлы в своей причудливости показались мне похожими на негативный снимок семейки Адамс: там, где одни стоят друг за друга горой, вторые строят каверзы, и наоборот.

Уютная мистическая атмосфера начинает развеиваться после неожиданного убийства. Предпраздничная суматоха становилась всё менее весёлой и всё более жуткой. Виктор и Томми всё глубже погружались в свои расследования, я всё больше переживал за них, а события принимали всё более опасный оборот…

Пришёл в себя я в поезде, обнаружив, что пора выходить. С трудом вспомнив, куда мне нужно, я покинул вагон, окунувшись в февральскую ночь. Всё закончилось, ответы были получены, но мои мысли нет-нет, да возвращались к событиям в Уэлихолне. Я даже пообещал себе наведаться в этот городок ещё раз, только уже когда положено: за неделю до конца октября.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

История в первую очередь завораживает своим слогом и атмосферой. Герой садится в поезд, описывает виды из окна и свои внутренние тревоги, а я в этот момент наслаждаюсь дорожной романтикой и осенним настроением. Загадочные попутчики и семейные тайны, древние сущности, предательства и опасные желания переплетаются в котле накануне самого мрачного праздника.

В процессе чтения я строила теории, но не все из них выстрелили. На отдельных сценах был шок и радостные возгласы. Роман вызвал бурю эмоций. Конец показался немного странным, учитывая отношения некоторых персонажей, но понравились финальные строки от лица Томми.

Эту книгу стоит приобрести в домашнюю библиотеку, чтобы перечитывать раз в год промозглым осенним вечером за чашкой чая.

А теперь впечатления со спойлерами:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень жаль было Кристину я вообще не ожидала такого поворота.

До последнего не верила, что Скарлет сожрал подменыш. Она же верховной ведьмой не просто так была. Когда она ещё подарки всем дарила я подумала, что эта мадам знает очень многое. Даже Чарли получил книгу о птицах, а он был, на минуточку, Кларой Кроу — Вороной. Как говорится, совпадение? Не думаю Да и Виктору часы она подарила с каким-то явным намёком — а в итоге в финале это сыграло ключевую роль.

Знатно офигела вместе с Томми, когда выяснилось кто такой Чарли

В финале надеялась, что Клара наконец будет счастлива, но ее почему-то оставили в Уэлихолне совсем одну... Не понимаю решения Виктора уехать вместе с Корделией — она мало ему и Саше гадостей сделала? Чуть не убила, от Гарри избавилась (хорошо, что он выжил — «мальчик-муж, который выжил»). Могли бы забрать ее с собой, всё таки Саша хотела остаться с матерью, Томми расстроился из-за отъезда. Не понимаю я этого и то, что Клара «сошла с ума и оплакивала Зеркало» — она же не камень всё таки, и так всех потеряла... Ещё и дочь ее оставила — ну вот как?! Мне жаль эту героиню.

Очень понравился твист в конце с отражением! Я до последнего надеялась на что-то подобное и вскрикнула от радости, когда Мистер Ив подмигнул Томми))) вот старый пройдоха!

Начинается история, когда Виктор садится в поезд, и заканчивается она точно так же. Люблю подобные авторские решения. От них веет ностальгией о прочитанном романе. Сидишь, обмозговываешь яркие моменты книги, ловишь теплую грусть от завершения очередного шедевра и слушаешь плейлист по мотивам, чтобы остаться с героями чуточку дольше.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосфера: маленький город, Хэллоуин, загадки, ведьмы, проклятия, тыквы, туманы, древние духи,кельская (шотландская, ирландская мифология)

Боюсь, все, что я хочу рассказать вам об этой книге, не влезет в один отзыв. Боюсь, что мне может не хватит слов, чтобы описать свои чувства. Можно я просто скажу: «Черт возьми, это гениально»? Очень давно мне не попадались книги настолько полные загадок и интриг, где бы эти загадки были прописаны так тщательно, что читатель бы ломал голову, и все равно бы авторы провели бы его, провели бы даже самого знатного детектива.

Начну с того, что книга эта для вдумчивого чтения, для того, чтобы задаваться вопросами и пытаться осмыслить каждую деталь, которую авторы так скрупулёзно вшили в текст, прямо «катушками ниток из причесок Клары и Рэмморы». Туманные намеки, «ключи» к ответам, «шепот за стеной» — вот, что будут давать вам авторы. Это самая хэллоуинская книга из всех, и она стала теперь одной из моих самых любимых.

Но о чем же она? Таинственное письмо пришло Виктору Кэндлу, сбежавшему из Уэлихолна и от своей семьи много лет назад. Что-то непонятное творится перед Хэллоиуном, некто Иероним появился в доме Виктора, но все делают вид, что его не существует. Что же задумали домочадцы семьи Кэндл? Чей шепот слышится за стенкой? Кто все эти «люди», что зовутся «вещами»? И куда, в конце концов, исчез отец Виктора, когда все говорят, что он только что был тут? Но самый важный и главный вопрос – кто же «ОНА» — та, которой боится Виктор, перед кем трепещут домочадцы?

Персонажи: их много и все они великолепно прописаны. Некоторые из них представлены в гротескной манере Тима Бертона, но у каждого своя индивидуальность, своя мотивация, будь то Виктор, мальчик Томми, злобные тетушки, которые еще удивят, хилый дядюшка, который хорошо играет роли.

Авторы умело вплели мифологических персонажей в повествование, что зачастую сначала непонятно, кто же они, а потом кааааааак понятно становится. Знатокам мифологии особенно будет приятно это читать.

Особая атмосфера книги погрузит вас в вечную туманную прелесть октября, самое время, ведь скоро Хэллоуин.

В общем, я в любви. Я ее рекомендую всем. Всем тем, кто умеет думать, всем тем, кто обожает Хэллоуин, всем тем…кто любит и ждет.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Про обе части сразу.

Примерно две трети времени, пока я слушала эту книгу, у меня в голове крутилась только одна мысль: «это совершенно гениальная вещь». Абсолютно все, кто пишет про этот роман, отмечают великолепно созданную атмосферу – темной и жутковатой осени, освещенной оранжевыми огоньками фонарей, времени, когда грань между (мирами, явью и потусторонним, реальностью и волшебством… подставить нужное) становится особенно тонка. Но дело не только в этом. Редко, когда автору удается создать мир, настолько объемный и многослойный, что сколько бы страниц не оставалось позади, у тебя все еще остается ощущение, что приоткрыта только небольшая дверь, в щель которой волей случая тебе удалось подглядеть. А ведь можно еще и войти в дом, и пройтись по комнатам…

С другой стороны, такая насыщенность созданного мира одновременно является причиной того, что в течение длительного времени ты оказываешься в положении, когда то, что ты видишь краем глаза за этими приоткрытыми дверьми, тебя настолько завораживает, что сложить из увиденного цельную картинку и обдумать ее просто не успеваешь, откладывая это на потом. Иными словами, мало, что понятно, но жутко интересно, и боишься пропустить даже маленькую деталь.

Кстати, про детали. Когда перелистываешь уже прочитанную книгу, то с восхищением обнаруживаешь, как много намеков разбросано по страницам, начиная с самого начала. То, что при первом прочтении кажется просто создающим атмосферу, теперь становится гирляндой красных флажков с надписью «alarm!». У меня не хватило (возможно, пока) на это духу, но подозреваю, что когда основная интрига уже известна, читать этот роман, возможно, даже интереснее, чем в первый раз. Потому что теперь в кармане есть инструкция по сборке. Не факт, что она поможет, правда, но все-таки.

Про сюжет рассказывать сложно. Не потому, что его нет, а потому, что он, как большая река, постепенно складывается из маленьких, и вроде бы даже не особенно связанных ручейков, чтобы ближе к финалу выплеснуться грохочущим водопадом. Но об этом потом.

Начинается все с того, что Виктор Кэндл, лондонский репортер, получает письмо из родного городка, с просьбой приехать на Хэллоуин. Письмо странное, непонятно от кого, и вообще он давно уже не был дома (и не особенно стремится). Тем не менее, он решает ехать. Журналист он или нет, в конце концов.

«Неизбежное, как говорит шеф, неизбежно, — подумал он, — поэтому или ты выпустишь тираж, или тебя сдадут в тираж — третьего не дано. Так что отрывай задницу от сиденья, Кэндл, и вперед».

Дома ему не особенно ему рады. Да и вообще, обстановка там весьма специфическая. Тетушки (о, эти обязательные английские тетушки!) постоянно ругаются, мама смотрит сквозь него, братишка побаивается, дядюшка ворчит, в соседней комнате слышны какие-то слова, хотя вроде бы там никто не живет, отца никак не удается увидеть, но все члены семьи постоянно сообщают, что он «вот только что был здесь», а еще какой-то загадочный Иероним…и только сестра выглядит как нормальная девочка-подросток.

«— Ты еще долго будешь стоять, как тролль, обращенный в камень рассветными лучами? — спросила мама, после чего отвернулась и продолжила нарезать лук как ни в чем не бывало. — Я бы на твоем месте пошла и разложила вещи. Твоя комната готова. Обед будет в три часа, как обычно».

В основном читатель видит происходящее вокруг взглядом Виктора, но при этом в книге еще несколько персонажей со своим взглядом на окружающую действительность.

Вторая линия истории (и самая симпатичная) – это происходящее глазами Томаса Кендла, младшего братишки Виктора. Это славный паренек, храбрый, добрый, решительный и смышленый. И, пожалуй, куда более внимательный и сообразительный, чем его брат. Кажется, что Виктор Кэндл способен только на то, чтобы «заливать душу чернилами и резать сердце краями страниц». А вот Томми постоянно кого-то спасает, например, черных котов в предверии Хэллоуина. И вообще, это такая квинтэссенция мальчишки.

Третья – история учительницы мисс Мэри, которая преподает в классе Томми. Она милая и симпатичная, но с ней тоже что-то не так. Где-то в ее прошлом прячется тайна, недоступная даже ей самой. А другие считают ее кем-то, вроде городской сумасшедшей.

«— Что вам так покоя не дают эти ведьмы? — строго спросила мисс Мэри. — Все говорят о ведьмах… Как будто вы знаете лично хотя бы одну, и я не имею в виду кого-то из ваших скверных тетушек. Ведьм ведь не существует, верно?»

А еще есть некий загадочный мистер Эвер Ив или Человек в Зеленом.

«Тот, кто заявлял, что мистер Ив — бессовестная скотина, в корне заблуждался: мистер Ив был скотиной с совестью. Он мог указать вам неверное направление (обратное тому, куда вам на самом деле было нужно), но потом он бы сожалел целую вечность — почти десять секунд».

С ним вообще ничего не понятно, кроме того, что он является в каком-то смысле обратной стороной Виктора Кэндла, и надо признать, что эта неопределенность сохраняется до самого конца.

И это только основные персонажи, а сколько еще прочих…

Текст очень хорош. По-крайней мере в первой части. И не лишен искорок приятной иронии:

«— Ничего особенного, — проворчала Мегана Кэндл с заднего сиденья таксомотора мистера Эндрю. — Просто горит много света. Никогда не видела в этом чего-то такого уж прям «ах!»…

— Разве вам не тепло от подобного зрелища, мадам? — спросил мистер Эндрю.

— Тепло мне в моем пальто, — вальяжно заявила Мегана и снова поглядела в окно».

Созданный мир выглядит настоящим, несмотря на насыщенность магией и всякими существами. Чудесная игра с деталями. Периодически отлавливаешь в тексте скрытые и не очень намеки и аллюзии. Ну вот, например, типичная детская страшилка в духе «бегут, бегут по стенке зеленые глаза»:

«Человек в зеленом вовсе не бродит по улочкам. Человека в зеленом нет в парке. Человек в зеленом не ищет Томми. Человек в зеленом. Уже. Нашел его».

Из прочего – ведьмы запросто пользуются каминами, как средством передвижения, некоторые Вещи — своего рода кресстражи (привет Гарри Поттеру), в зазеркалье существует отдельный мир, а может и несколько вложенных миров (Кэрролл?), и только коты могут запросто ходить туда и обратно. Гоблины, тролли, Кровавая Мэри, которую довольно легко можно вызвать, а вот отправить обратно… и т.п.

Постепенно легкость и уютность, которой наполнено начало романа, исчезает, уступая место настороженности, подозрительности и грусти.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Когда ты взрослый, когда ты старый и глупый, сухой и черствый, ты или просто забываешь свое детство, или тоскуешь по временам, когда не было никаких забот, когда кости не болели, а простуда казалась худшей из напастей. Когда ты взрослый, ты уже не помнишь, что такое «промочить ноги в луже» или «ободрать коленки». Взрослые за все годы столько раз пробуют шоколадные конфеты, что их вкус для них в какой-то момент становится просто одним из кучи обычных вкусов. У них дела и важность. Они не могут гоняться за котами, лазить по деревьям, «где-то шататься весь день». Детям меж тем все равно, испачкались они или нет, причесаны они или нет, им плевать, что там с фондовой биржей и новыми налогами. У них нет забот о чем-то, что где-то там, о том, что будет когда-то там, они не боятся показаться невежливыми, быть непонятыми и прослыть несовременными, и еще они очень плохо знакомы с двуличием. Но самое важное, что у детей нет мыслей о смерти. Взрослые, в свою очередь, помнят о ней, им постоянно напоминают, не дают забыть. И ты постепенно начинаешь бояться всего. Не сильно — чуть-чуть, и с этим назойливым чувством, с неприятным ощущением, не больше камешка в ботинке, ты и живешь постоянно — с ним засыпаешь и с ним же просыпаешься. Жизнь взрослого — это унылая, скучная и беспросветная штука. «Ну вот, машина сломалась!», «Ну вот, уволили с постылой работы!», «Ну вот, жена умерла». Знаешь, что это такое? Вот представь, что воздух, которым ты дышишь, у тебя постепенно крадут, отбирают, и каждый последующий год у тебя этого воздуха становится в запасе все меньше, и ты просто медленно, но неотвратимо задыхаешься… Чертова взрослая жизнь»
.

Во второй части из текста почти пропадает ирония, отдельные нити повествования сплетаются и действия становится все больше. Ближе к финалу – это вообще один сплошной экшн, от которого даже начинаешь уставать. И это, пожалуй, единственный недостаток романа. Если не считать того, что по прочтении остается масса вопросов, повисающих в воздухе. Про них ниже (осторожно, отчасти они граничат со спойлерами и на всякий случай спрятаны).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во-первых, Виктор. Совершенно непонятно, как он умудрился прожить детство в семье с магическим прошлым и настоящим и не заметить этого. Как минимум, постоянное извлечение из воздуха сигарет уж должно было как-то его навести на мысль о статусе родной тетушки. Скажем тот же Томми, в свои 10 лет неплохо соображает, что к чему. Да и его сестричка прекрасно осознает себе потенциальной ведьмой. А Виктор уж точно прожил в доме куда больше времени.

Непонятно, зачем отец Виктора, Томми и Кристины женился на их матери. Вроде бы нигде не говорится, что его вынудили, но он явно никогда не питал к ней теплых чувств. Тот же вопрос остается относительно Меганы и Джозефа.

Что такого особенного в Корделии, что сестры безоговорочно признают ее лидером?

Действия матери Клары, Софии, тоже вызывают недоумение. Трудно поверить, что опытная ведьма поддалась эмоциям и ради какой-то мести пренебрегла возможностью создать триединую линию (что бы это не значило)и практически уничтожила собственный клан.

Сама Клара тоже удивляет. Ей вроде бы вполне хватает магии на каждодневное будничное волшебство, но при этом она даже не пытается применить ее, чтобы разобраться в своем прошлом. Ход с Чарли был довольно неожиданным, но осталось ощущение, что кроме бегства от себя, туда было заложено что-то еще, что осталось за рамками книги. Иначе зачем требовалось быть так близко от Томми?

И, наконец, мистер Эвер Ив. Мне так и не удалось представить этого персонажа в виде понятной схемы. Почему он изнанка (подсознательное?) Виктора? Зачем так сложно? Также остались в тумане, как его собственные цели, так и его взаимодействие с Корделией. И его Вещи. Которые не совсем вещи, а некоторые не совсем люди. Вариация на тему кресстражей, но куда более запутанная и сложная. Взять хотя бы Зеркало.

Сомневаюсь, что ответы на эти вопросы найдутся даже при перечитывания.

Резюме. По-настоящему волшебный и почти гениальный роман, стоящий, как минимум, того, чтобы с ним ознакомиться. И необязательно ждать Хэллоуина. Или точнее, лучше не ждать. А то мало ли что...

Upd.

Автор книги Владимир Торин любезно ответил на некоторые вопросы, которые заданы в конце отзыва. С удовольствием привожу далее (под спойлером) его комментарии и пояснения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Владимир Торин

«По некоторым вопросам: Отец Виктора и его мать любили друг друга, поэтому поженились. Но после того, что сделала Джина Кэндл, Корделия слетела с катушек и все ее мысли были только о мести матери и о контроле Иеронима. В таких условиях у любой любви срок годности истекает намного быстрее. Это картинка, которая выстраивается из описанных взаимоотношений персонажей. И еще Клара об этом говорила Томми на скамейке в парке.

Причина женитьбы Джозефа и Меганы описана в том же отрывке.

Что такого особенного в Корделии, что сестры безоговорочно признают ее лидером? Железная воля домашнего тирана, ну, и по местным ведьмовским законам — главная не старшая, а средняя дочь (средоточие) — та самая участница Триединой линии.

По поводу мести Софии Кроу. На момент, когда она заперла Джину, она окончательно сошла с ума, утратив все, что имела. Учитывая, что она управляла самым сильным на тот момент Британским ковеном, потеря положения, власти и могущества расставили для нее приоритеты. Фактическое наличие Триединой линии делает конкретных ведьм могущественными, да. Но неспособно вернуть потерянное. Возможно, создать новое, но в ее картине мира все было уже решено. Она выбрала месть. К тому же в действии было проклятие, которое наложила на род Кроу Джина Кэндл, и, заперев ее, София надеялась таким образом уберечься и сохранить жизнь.

Клара применяла доступное ей колдовство в бытовых вещах. Но, учитывая, что ее силы были связаны, удивительно, что она вообще могла что-то там колдовать. То же и с Рэмморой. Зажигание сигареток да штопанье дырок.

И последний вопрос. Эвер Ив. Он не «изнанка». Это древний дух-трикстер, лишенный своего тела и заселенный в тело Виктора. О том, кто изгнал его из своего собственного тела, можно догадаться при перечитывании — я делал на это легкий намек для тех, кто решит закапываться в историю, как приятный бонус. Цели рассказать историю Эвер Ива в данной книге не было — лишь важный для этого романа контекст — т.е. кем он был, когда его заселили в Виктора.

В любом случае о том, кто такой на самом деле мистер Эвер Ив, будет в рождественской истории «Мистер Декабрь», которая сейчас пишется и из которой уже вышла первая глава».

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть мне понравилась, а вторая к сожалению не очень. Вроде прошло все 3 недели после прочтения 1 части и такие разные эмоции, в настроение не попало что ли. Все очень сумбурно, как началось основное действие так мы мчались на всех порах, уже даже не различая персонажей и прыгали между персонажами. Особенно в конце между Виктором и Томми, чуть ли не каждый абзац. Ну хоть рассказали кто на самом деле Чарли друг Томми, даже не подумала бы про это. Конец не впечатляет, ради этого мы читали 2 книги. И про Александру бывшую девушку Виктора, зачем? Тем более отец знал и все равно закрыл глаза на это, это как то ненормально. Даже если при помощи обряда, обрезали родство, все равно фу.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень классная история, хочу уже начать 2 часть и узнать чем все закончится. Хэллоуин, тайны, ведьмы что еще нужно осенью, особенно перед праздником. Мать конечно та ещё сука, как так можно относится к детям, зачем вообще их заводить. Хотя у меня все же остались вопросы, друг Томми который был в начале кем он все таки приходится младшему Кэндолу и учительнице, если между ними есть связь. Где вообще дочь Клары? Что они с ней сделали? Надеюсь все это мы узнаем во второй части. И как ни Виктор, ни Кристина, ни Томми не догадывались кто же их родные, хотя мне кажется многое было очевидно. Да и вообще родственники неадекватные какие то, ради своей выгоды готовы на все, даже убивать и заточать людей, существ.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосферная готическая сказка для взрослых, замешанная на ирландском фольклоре.

Кому читать: тем, кто любил в детстве пощекотать нервы историями про ведьм и злых сестер, а тинэйджером — фильмы про Готэм-Сити. Когда читать: в дождливую осеннюю ночь под пледом, при свечах потягивая теплый глинтвейн. Кому не читать: тем, кто слишком серьезно относится к выдуманным персонажам, требуя от них адекватного и логического поведения, кто воспринимает ведьм не как фольклорное воплощение зла, а как людей с психическими отклонениями. Так же не читать нервным барышням с слишком живым воображением, которые во всех красках могут представить себе муки невинных жертв. Повторюсь — это сказка-ужастик на Хэллоуин. P.S. Обложка соответствует содержанию, содержание меня увлекло, наконец что-то новое, пошла за вторым томом и глинтвейном. Достойная книга в своем жанре!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Британия. Хэллоуин. Мистика, волшебство, тайны. Немного готики, много тёмной сказки. История красива особенной красотой осени — сумерек, туманов и отраженных в мокром асфальте огоньков. Если любите атмосферные, чуть меланхоличные сказки с загадками и живым сюжетом — вам сюда. Романтические и даже хоррорные элементы идут фоном, не нарушая основного — общей эстетики мира, запечатленного пинхол-камерой рассказа. Всем влюблённым в осень читать обязательно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх