Виктория Ледерман «Календарь ма(й)я»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Инков/майя/ацтеков )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Артефакты | Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Трое шестиклассников во время школьной экскурсии на место археологических раскопок попадают под действие древнего заклинания и теперь вынуждены проживать дни в обратном порядке. Для них после 23 мая наступает 22-е, а затем в 21-е, 20-е, 19-е… Ребятам необходимо найти выход из сложившейся ситуации, а для этого – разобраться в себе и научиться взаимодействовать друг с другом.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 162
Активный словарный запас: очень низкий (2388 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 59% — на редкость выше среднего (37%)!
Экранизации:
— «Календарь ма(й)я» 2022, Россия, реж. Виктория Фанасютина
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Каролина Мира, 11 февраля 2023 г.
Не шутите со Временем и Историей
Если спросить прочитавших подростковый роман Виктории Ледерман “Календарь Ма(й)я” о чем книга, многие ответят, что о дружбе, взаимовыручке, уважении к прошлому. Так оно и есть, но это лежит на поверхности, а если вникнуть глубже — получается книга об ошибках, возможностях... даже редком шансе их исправить. Главным героям Время дает эту возможность, хотя поначалу кажется, что Глеб, Лена и Юра попали в серьезный переплет (так оно и есть).
Попадалось мнение, что стиль писательницы очень напоминает манеру повествования Командора, Владислава Крапивина, иногда казалось, что писал он. Но действительно “иногда” и действительно “казалось”. Нашей современнице виднее, какие сейчас дети. А они... мало чем отличаются от юных литературных героев прошлых лет, это правда, но не умеют работать в команде. Быть коллективом, если угодно. И именно хорошие ребята. Что это — примета “цифрового времени” или результат воспитания “личностей и индивидуальностей” трудно сказать. Зато личности вроде Мухина и его компании во все времена одинаково “сбивались в стаи” чтобы бедокурить, издеваться над новенькими, безответными или несовременными, обманывать учителей и тд. А хороших ребят можно убедить, что “Тимур и его команда” — не модно. И как им учиться объединяться, идти или не идти на компромиссы, раскрываться, рискуя услышать “нет”, радовать и вдохновлять другого? Только благодаря книгам — подростковым, но мудрым.
Фантастическая составляющая в книге пугает своей обыденностью:
Владигор, 6 февраля 2021 г.
Очень хорошая детская книга! Для меня, как бы ни было это нелегко признать, она показалась лучше столь любимых крапивинских произведений. Потому как у Крапивина главное — это глубина и вечный поиск. Здесь же передано ощущение настоящего детства — без лишней надуманности, время новых открытий, детского озорства, беспечности, и в то же время настороженности и недоверия к чужим. Есть в этой повести что-то от классической советской детской литературы. Тайны, приключения, хорошие и плохие (которые тоже на деле оказываются вовсе неплохими) ребята. И в то же время показаны проблемы современного общества — дети-изгои, которые отвергнуты; разделение, начинающееся уже со школы; непонимание как со стороны сверстников, так и взрослых.
Да, у меня детство отличалось от описанного в книге. Время было другое, наверное и люди ещё были немного другие. Но дети всегда были и будут детьми. Каждому подростку хочется радоваться жизни, посмеяться над чем-нибудь (или даже над кем-нибудь), выделиться из всей оравы таких же сорванцов, почувствовать себя героем. Нет лишь у них пока ответственности за свои поступки, понимания что чужие боль и обида не менее болезненны, чем те, что чувствуешь сам. Этому им предстоит ещё научиться, Но не у всех получится вынести из жизненных передряг правильные выводы и верные решения.
У трех героев повести это получилось. Конечно, и обстоятельства, в которые они попали, были весьма необычные. В результате казалось бы обычной шалости, время для них повернулось вспять, и они вынуждены переживать свою ещё такую короткую жизнь заново, только теперь уже в обратной последовательности. У каждого из ребят свои страшные тайны и ошибки в жизни, и, казалось бы, можно что-то исправить или даже изменить при сложившихся обстоятельствах всё в лучшую сторону. Но возможно ли это? И времени остаётся всё меньше. Но всё-таки урок не прошел зря.
То, что сделано, уже не исправить, у них нет настоящего будущего, все их добрые дела живут лишь один день, а завтра от них ничего не останется. И так день за днём, все попытки что-либо исправить впустую. Но можно принять это как должное. Не винить в случившемся ни себя, ни окружающих. Просто постараться понять этот безумный равнодушный мир, простить и себе и близким людям слабости и жизненные промахи. Мы все ошибаемся, мы все люди — и взрослые, и дети. Но для каждого в этих словах — свой смысл.
Именно такие книги, по-моему, нужно включать в школьную программу. Нет, я не против Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Но всё-таки, повесть Виктории Ледерман подросткам будет гораздо ближе и понятней. А в ее правильном влиянии на мировоззрение и становление подрастающего поколенияя я абсолютно уверен.
Пушкина же, Толстого, Достоевского, и других именитых классиков нужно оставить детям постарше. Возможно, уже для нас...
StasKr, 22 сентября 2017 г.
Данная повесть является прекрасным примером того, что в нашей стране есть авторы, которые могут писать хорошие книги для детей и подростков.
…Волею судьбы трое шестиклассников оказываются под действием древнего колдовства, в результате которого они начинают проживать жизнь в обратном порядке. Вслед за 23 мая для них наступает 22-ое, а потом – 21-е. При этом нет никакой возможности остановить этот процесс…
Главное достоинство книги – это её персонажи. Глеб – сын военного, который из-за регулярных переездов своего отца не имеет друзей. Лена – старшая дочь в многодетной семье и мало интересуется школьной жизнью. Юра – винит себя в смерти близкого человека. Автор смогла уловить и передать то состояние подростка, когда он уже начал психологически отрываться от родителей, однако находится только в начале поиска собственного места в жизни. Конечно, ярче всего это выражено у Глеба, который противопоставляет себя всему окружающему миру, однако различный элементы подростковой неуверенности есть в характерах и других героев.
Что самое важное – характеры персонажей не статичны. Оказавшись в условиях, когда привычный жизненный уклад рухнул, герои вынуждены пересмотреть как своё поведение, так и оценки поступков окружающих людей. Таким образом, «Календарь Ма(й)я» не смотря на весь свой мистический антураж является ювелирно прописанной историей взросления, которая будет интересна любой возрастной аудитории.
Итог: книга была прочитана мною полгода назад, однако сюжет и герои нет-нет да и всплывают в моей памяти. Мало какое из произведений, рассчитанных для детей и подростков способно на это. Отсюда и десять баллов, которые я поставил этой повести.
Stout, 4 июня 2017 г.
«Прожитого не пережить, а прошедшего не воротить» (русская пословица)
Замечательная повесть для подростков! Не ожидал такого хорошего уровня от современной литературы, так что приятно удивлен. Сюжет классический приключенческий: после экскурсии на раскопки древней стены с загадочными письменами для трёх одноклассников время начинает идти в обратную сторону. Они вынуждены проживать дни заново, пытаясь исправлять старые ошибки, налаживая разорванные отношения, учась быть добрее и внимательнее, дружить и прощать. И каждый раз у них есть только сутки, чтобы исправить допущенную вольность в обращении с древним артефактом. Интересны не только сами по себе приключения ребят, но и развитие главных героев — их психология, страхи и волнения, терзания и мысли, взаимодействие с окружающими и формирование отношения к людям. У каждого есть свой скелет в шкафу, свои претензии и неудачные поступки. Происшедшее дает возможность заново взглянуть на себя и окружающих как бы со стороны, заново пережить сложный момент и попытаться его если не исправить, то хотя бы облегчить, иной раз буквально переступая через себя. И всё это описывается без лишнего морализаторства или менторства — изменения происходят естественно и непротиворечиво. Но автор не показывает единственно правильный путь — ведь его просто может не быть. И исправлять тоже нужно с умом, хотя такая возможность может и не представиться. Логичнее сразу задуматься о возможных последствиях.
Один балл добавил за отличную озвучку аудиокниги Андреем Святсковым.
Резюме: рекомендую прочитать/прослушать и обязательно подкинуть подрастающему поколению.