FantLab ru

Андрей Лях «Челтенхэм»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.91
Голосов:
45
Моя оценка:
-

подробнее

Челтенхэм

Роман, год (год написания: 2016)

Аннотация:

Основное действие романа разворачивается на далёкой планете Тратере во времена «модернизированного средневековья», где специальный агент Института Контакта по имени Диноэл Терра-Эттин должен раскрыть загадку Базы инопланетян. «Челтенхэм» богат на фантастические выдумки и сложносочиненные сюжеты. Здесь и Траверс — «дикое поле» известного и освоенного космоса, и «выращивающие информацию» Зелёные Облака, и многочисленные секретные операции и тайные агенты, и противостояние Земли и Стимфальской империи, и, разумеется, угроза инопланетного вторжения. Психологичный и щедрый на подробности жизни «Челтенхэм» использует фантастические декорации, чтобы подстать своим не-фантастическим предшественникам рассказать о траектории человеческой судьбы. Такие романы в фантастике появляются нечасто. Тем ценнее.

Роман стал победителем премии «Новые горизонты» 2018 года.

Награды и премии:


лауреат
Новые горизонты, 2018 // (роман, номинируется по рукописи)

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2020 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Челтенхэм
2019 г.
Челтенхэм
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман можно было бы смело называть отличным и именовать явлением в фантастике, если бы автору категорически не отказывало чувство меры. Количество имен, ненужных подробностей (никак не влияющих на сюжет), мелких деталей и лирических отступлений стремиться к бесконечности. Имхо, это стоило бы раздуть на несколько томов (минимум три), либо безжалостно резать. А так получился мутант-переросток, которые к середине уже люто утомляет, потому что конца-края тексту не видать.

Второй минус — лютая склонность автора к инфодампам. Как подать информацию о мире? Конечно же, в диалоге двух персонажей, которые садятся друг напротив друга и начинают выдавать тирады на полторы страницы формата «историческая справка о таком-то периоде жизни в таком-то регионе» либо «техническая справка о такой-то технологии». Черт, мне казалось, что автор с отличным стилем, с умением создавать динамичные моменты и нормальных героев мог бы избежать как-то этого донельзя слабого приема?..

В плане стиля тут все хорошо (если вас, конечно, не воротит от предложений по 15 строчек). В плане живости сюжета местами тоже. Масса отсылок к чужим фантастическим мирам и произведениям. Сборная солянка в плане жанров (космоопера, фантастический боевик, альтернативная история, фэнтези и ромфант на закуску) — для кого-то это, возможно, покажется плюсом, но для меня too much. А вот что мне понравилось больше всего — искренне потрясает масштаб и продуманность мира.

Но рекомендовать это я вряд ли кому-то буду, потому что смотри первые два абзаца отзыва. Ну, и мэрисьюшность главных героев не то чтобы доставляет удовольствие при чтении, скорее, раздражает.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сборная солянка. Нет, не так, учитывая размер книги — ведро сборной солянки! Туда понакидали все что смогли: фантастику с элементами фэнтези, космооперу и альтернативную средневековюу историю с прогрессорством (и отсылкой к Хогвартсу(!)) и приправили, столь любимой девочками, романтикой. Все это перемешали и размазали, с многочисленными и многословными вставками, отсылками, интерлюдиями и флэшбэками, по книге в несколько сот страниц. И был бы еще язык легкий — можно было бы стерпеть, но не повезло. Меня книга не затянула, хотя кому-то может и понравиться.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Случаются в отечественной фантастике романы, идущие вразрез с господствующими темами, стилистиками и образами и написанные настолько мощно, что они не просто попадают в десятку, но и мишень разносят ко всем чертям. В прошлом десятилетии таким романом был «Я, Хобо» Сергея Жарковского. А до того — «Реквием по пилоту» Андрея Ляха.

И вот – полтора десятка лет спустя – «Челтенхэм». Действие нового романа происходит в той же вселенной (и даже вселенных), что и действие «Реквиема». Однако «Челтенхэм» — повествование куда более широкоформатное, и стилистика его варьируется от квазиисторической, «шекспировской» хроники до абсурдистского экшена.

Основное действие романа разворачивается на далёкой планете Тратере во времена «модернизированного средневековья», где специальный агент Института Контакта по имени Диноэл Терра-Эттин должен раскрыть загадку Базы инопланетян.

«Челтенхэм» богат на фантастические выдумки и сложносочиненные сюжеты. Здесь и Траверс — «дикое поле» известного и освоенного космоса, и «выращивающие информацию» Зелёные Облака, и многочисленные секретные операции и тайные агенты, и противостояние Земли и Стимфальской империи, и, разумеется, угроза инопланетного вторжения. Также встречаются в тексте и — перемешанные причудливо — реалии разных миров и писателей, от Ивана Ефремова до Джоан Роулинг.

Однако обращается с этим богатым арсеналом писатель весьма своевольно. Он, словно следуя известному наставлению из романа Брэдбери, пишет поперек разлинованных и исхоженных сюжетов. Лях подбирает фантастическую диковинку (например, Врата для путешествий между мирами), рассматривает и прилаживает к неспешному течению сюжета – а иногда и отбрасывает за ненадобностью.

По мере накопления в повествовании имён, объектов и событий становится все явственнее, что научно-фантастическая машинерия – лишь обрамление и украшение для классического по сути и по форме романа – с обилием персонажей, несколькими сюжетными линиями и к тому же весьма изощренно устроенного (подсказка будущим читателям – важные для понимания финала детали спрятаны в сносках).

Психологичный и щедрый на подробности жизни «Челтенхэм» использует фантастические декорации, чтобы подстать своим не-фантастическим предшественникам рассказать о траектории человеческой судьбы.

Такие романы в фантастике появляются нечасто. Тем ценнее.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Челтенхэм» это обстоятельный роман, в который можно погружаться, как в иную реальность, и жить там долгими часами. Мир, события, герои и их взаимоотношения описаны очень подробно и доступно (в хорошем смысле слова). Почему то умение писать доступно стало у современных авторов считаться дурным тоном. Всё чаще авторы кидают читателя в выдуманный ими мир — и разбирайтесь сами. Здесь этого нет. Собственно, примерно 4/5 текста это присказка, и только в последней 1/5 начинается активное действие. Сначала мы познакомимся со всеми героями. Биографии трёх главных героев занимают примерно по четверти книги на каждого, описания жизни второстепенных персонажей занимают порядка 10-ти страниц, эпизодическим уделяется лишь по несколько страниц. Обилие экскурсов в прошлое и многочисленных сюжетных отступлений для кого-то может считаться недостатком, но любителям обстоятельных повествований это, наоборот, понравится.

«Челтенхэм» это космическая опера, основное действие которой разворачивается на планете, находящейся на средневековом уровне развития. Описания спецопераций, научных исследований и военных походов почти непобедимых героев сопровождаются перестрелками, многочисленными отрубаниями голов и разрубанием людей пополам, разгадыванием загадок и триумфами и драмами интимных и любовных отношений. Подробное раскрытие героев делает этот роман предельно психологическим. Даже достижение большой цели в этой книге, как всегда бывает и в реальной жизни, не становится для героев концом их истории. То, что когда-то казалось смыслом всей жизни, со временем может стать просто ещё одним воспоминанием.

Будем надеяться, что ситуация изменится, но пока хорошие современные отечественные фантастические произведения можно пересчитать по пальцам. Поэтому досадно было бы пропустить такой роман, как «Челтенхэм». Во многом он не идеальный, но достойный и интересный.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

автор для меня новый, хотя, на разных тематических форумах завсегдатаи и те кто шарит его хвалят, не смотря на то, что плодовитостью он не радует. издано только четыре романа и сборник рассказов. значит редко, но метко, попадает в привередливые и искушенные сердца.

тут я и заинтересовался. и взял на заметку этот талмуд аж на 700 страниц.

и вот читаю, читаю, читаю... конца и края не видать.

написано конечно мастерски: язык сочный, мир проработан до мелочей, персонажи выпуклы и колоритны, мотивы вроде как просматриваются.

в общем тому же недавнему лукьяненко стоит очень и очень поработать над техникой.

НО

я, вероятно в силу своего скудоумия, не понял замысел, не понял направления глобального сюжета. чему автор и сам мешает, на пару сотен страниц уводя научно-фантастическую линию в тягомотную квази-историю. а интерлюдии, перед которыми иногда так прямо и написано: «можно не читать» ещё сильнее тормозят и без того неспешное действие. не понял откровенно детсадовских романтических линий, диалогов со всякими «котиками», произносимых матерым космо-контактёром и девушкой-ученой с десятком степеней, и этих чувственных придыханий в духе валиуллина или сафарли. не понял как столько прекрасных идей и намёток можно было соединить в такой кавардак.

надо отдать автору должное — он дописал текст.

и финал неплох, понятен.

но вот почему, как и для чего мы шли к нему так долго и мудро — не ясно.

оценка 7/10.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У «Челтенхэма» есть мощное обаяние избыточности, нежелания работать по правилам, полного упоения собственным текстом, как бы он ни развивался и куда бы ни шел. Это ощущение вначале так поражает, ведь обычно новинки куцые и сделанные «по правилам», что им заряжаешься и искренне наслаждаешься — особенно длинными, размашистыми предложениями и лихими отступлениями. Кажется, что жизнь контактера Дина Терра-Эттина, классического вояки-легенды, и его противостояния с королем Ричардом, использующим инопланетные находки, чтобы пустить Англию по другому пути, — то, что так давно хотелось почитать.

Однако... этот заряд быстро заканчивается. Помимо насыщенной, полной удовольствия от собственного текста формы тут ничего нет. Чем дальше читаешь, тем сложнее уйти от правды: «Челтенхэм» — это графоманский фанфик с прямыми отсылками, выполненный с задором, хорошим словарным запасом и удалой избыточностью, что вначале заставляет искренне радоваться, однако не дает ни сверхидеи, ни полезной задумки, к которой стоит вернуться. Вернее, масса любопытных механизмов есть, но они автору неинтересны. Отдельный разговор — аляповатая романтика, от которой рука ползет к лицу (эпизод про дымовские сосиски убивает). К середине становится очевидно, что кроме шутеек, отсылок и старомодного героя-Мэри Сью, перед которым все расстилаются, тут нечего ловить. «Челтенхэм» — эдакая текстовая опера восторженного читателя о своих впечатлениях в диапазоне между Стругацкими и циклом про Лазаруса Лонга, и стариков это может порадовать, но за наворотами абзацев скрывается пустота.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось. Хотя, не могу сказать, что вещь плохая. Тем не менее:

Во-первых, слишком растянуто, много описаний чего-то, без которых вполне можно обойтись. С половины я уже такие места пролистывал, стало чуть полегче. Можно было поменьше толочь воду в ступе и добавить побольше динамики.

Во-вторых, совершенно нет описаний сражений, я такого не люблю. То есть, вот оно, сейчас начнется, и дальше — рассказ о том, что было после битвы. Зато убийства отдельных людей расписаны со всей полагающейся в таких местах жутью, с подробным описанием того, что сломали и отрубили и куда кишки полезли. Что автор хотел этим сказать?

В-третьих, пока разберешься, что к чему, четверть книги прочитаешь.

В четвертых. Как-то все написанное воспринимается не серьезно. А там, где ГГ по Переходам с алкоголиком на дрезине ехал — так вообще, чистая тебе Алиса в стране чудес, какая-то сказка для среднего школьного возраста.

Дочитывал чисто ради интереса — чем это кончится. Не рекомендую.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх