Ги де Мопассан «Орля»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В доме обыкновенного французского обывателя начинают происходить необъяснимые явления. Хозяин предпринимает безуспешные попытки выяснить причину таинственных событий.
Эта повесть была переделана Мопассаном из первоначального варианта редакции и появилась в печати только в сборнике «Орля», 1887 г.
Опубликован в журнал «Северный Вестник», 1887, Кн. 9. Отд. I. Стр. 227-247. (Рассказы Гюи де-Мопассана. I) под названием «Орла»
Входит в:
— сборник «Орля», 1887 г.
— антологию «Modern Ghosts», 1890 г.
— антологию «Das Gespensterbuch», 1913 г.
— журнал «Weird Tales, August 1926», 1926 г.
— антологию «A Second Century of Creepy Stories», 1937 г.
— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.
— журнал «"Famous Fantastic Mysteries Combined with Fantastic Novels Magazine", September 1942», 1942 г.
— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.
— антологию «I vampiri tra noi», 1960 г.
— антологию «Beyond the Curtain of Dark», 1966 г.
— антологию «The Graveyard Shift», 1970 г.
— антологию «The Devil’s Children: Tales of Demons & Exorcists», 1974 г.
— антологию «Land van de Griezel», 1976 г.
— антологию «The Best of Argosy Annual #2», 1976 г.
— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.
— антологию «The Dracula Book of Great Vampire Stories», 1977 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Science Fiction of the 19th Century», 1981 г.
— антологию «The Penguin Book of Ghost Stories», 1984 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike», 1989 г.
— антологию «Мать уродов и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.
— антологию «H. P. Lovecraft's Book of Horror», 1993 г.
— антологию «Tales of Horror and Mystery», 1993 г.
— антологию «Infernaliana. Французская готическая проза XVIII-XIX веков», 1999 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike. Drugo Izdanje», 2001 г.
— антологию «Children of the Night: Classic Vampire Stories», 2007 г.
— антологию «Безумие и его бог», 2007 г.
— антологию «Ghost Stories», 2008 г.
— антологию «Вампирские архивы», 2009 г.
— антологию «The Dead Valley and Others: H. P. Lovecraft's Favorite Horror Stories, Vol. 2», 2012 г.
— антологию «Таинственная проза», 2013 г.
— антологию «Chilling Horror Short Stories», 2015 г.
— антологию «The Moons At Your Door», 2016 г.
— антологию «Supernatural Short Stories», 2018 г.
— антологию «Вампиры пустыни», 2018 г.
Экранизации:
— «Дневник сумасшедшего» / «Diary of a Madman» 1963, США, реж. Реджинальд Ле Борг
— «Le Horla» 1966, Франция, реж. Жан-Даниэль Поллет
— «Le Horla» 2009, Франция, реж. Boris Labourguigne, Бастьен Рэйнод
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
David Blain, 10 августа 2022 г.
Horla(фр) = 1. непохожий. 2. нездешний, чужой.
Со времен Мопассана тема «чужих» стала так популярна, что в итоге стала жертвой своей популярности. На эту тему написаны тысячи книг, нарисованы тысячи картин, спеты тысячи песен, сняты тысячи фильмов. И сейчас увидев новое произведение c «чужими», читатель часто морщится «Как старо! Как неоригинально! Неужели не хватило фантазии на что-то получше?»
Произведение Мопассана заслуживает внимания, и высокой оценки, хотя бы потому что это родоначальник жанра. Причем у многих последователей, «чужие» очень человекоподобны. Зачастую они отличаются от человека только цветом кожи и размером... и разумеется превосходно говорят по-английски.
В отличии от большинства последователей, у Мопассана «непохожий» и правда не похож ни на что виденное им ранее. Лишь немногие фантасты добросовестны и честно говорят «Если на Луне не может выжить ни одно земное существо — значит лунатики не будут похожи ни на одно из них!». Чужой от Мопассана невидим, а возможно и вовсе нематериален, и проявляет себя лишь когда голоден — пьет молоко. Но Орля может выжить и без него, похоже это скорее ради удовольствия чем ради пропитания. Его основная пища другая — он питается жизненными силами. Он не является сознательно злым, похоже он даже не воспринимает людей как разумных — как паук раскинувший паутину на моем старом компе, который я оставил на память, не воспринимает комп как нечто искусственное и интеллектуальное. Равно как и этот «искусственный интеллект» не понимает разумности паука.
По итогам, ставлю Мопассану 10 из 10 — как родоначальнику целого жанра.
Тимолеонт, 30 апреля 2023 г.
Рассказ пугает не вампирской жутью, а нарастающим безумием главного героя, который сам этого не понимая всё надёжней сходит с ума. Сначала я подумал, что автор как минимум консультировался с психиатрами тех времён, не знаю уж, были ли они в 19ом веке, но учитывая, что Мопассан сам окончил жизнь самоубийством, это многое объясняет. Страшный финал ГГ особенно ярко контрастирует с началом истории, описывающей мирную пасторальную картину, и формат дневника только помогает постепенно нагнетать обстановку нарастающего безумия. Я многое слышал об авторе, хоть и никогда не читал его, но после «Орли» точно возьмусь за изучение творчества классика.
Dentyst, 7 марта 2011 г.
Приходилось ли вам когда-нибудь сходить с ума? Давайте попробуем. Вместе с Ги де Мопассаном.
Ни для кого не тайна, что автор, будучи поражённым известным недугом, покинул земную юдоль в сильно повреждённом рассудке. И похоже, что писал он этот рассказ как раз в процессе исчезновения разума. Ибо очень натуралистично описано постепенное «зацикливание» сознания на навязчивой идее ни на минуту не покидающей героя «Орли».
И не хотел ли Мопассан, подобно врачам прививавшим себе с целью изучения смертельные болезни, описать состояние человека для которого мир сужается до одной, маленькой, но всезахватывающей мысли, пожирающей всё внимание, всю жизнь.
Дневник героя можно даже назвать записками сумасшедшего — ведь мы не видим то ужасное существо, которое пугало героя. В рассказе нет ни одного свидетельства существования потустороннего гостя, которое нельзя было бы объяснить не психиатрическими причинами. Орля, по всей видимости, существует только в мозгу автора. Но описанные чудовищные переживания делают этого Орлю «живее всех живых».
И, кстати, хозяина дневника можно было бы заподозрить в увлечении Лавкрафтом с его «космическим ужасом». И только хронология оправдывает француза.