fantlab ru

Колсон Уайтхед «Подземная железная дорога»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.58
Оценок:
19
Моя оценка:
-

подробнее

Подземная железная дорога

The Underground Railroad

Роман, год

Аннотация:

Роман Колсона Уайтхеда получил несколько престижных премий, газета New York Times назвала его бестселлером номер один, им восхищаются литературные критики и видные общественные деятели. Это история о борьбе с рабством в Америке XIX века, и историческая правда переплетена в ней не только с художественным вымыслом, но и с фантастическими допущениями. Подземной железной дорогой называли организацию, помогавшую неграм добираться с рабовладельческого Юга на Север, но в книге Уайтхеда это настоящая железная дорога, со станциями, поездами, машинистами. Именно по ней уезжает юная Кора, сбежавшая с хлопковой плантации в Джорджии, по ней путешествует, преодолевая суровые испытания, по стране, там же находит путь к спасению.

Награды и премии:


лауреат
Национальная книжная премия / National Book Awards, 2016 // Художественная литература

лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2016 // Историческая проза (24 175 голосов)

лауреат
Пулитцеровская премия / Pulitzer Prize, 2017 // Художественная книга

лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2017 // Роман

лауреат
Медаль Эндрю Карнеги за выдающиеся достижения в литературе и публицистике (США) / Andrew Carnegie Medals for Excellence in Fiction and Nonfiction, 2017 // Художественная литература

лауреат
Heartland Prize, 2017 // Художественная литература

лауреат
Books Are My Bag Readers' Awards, 2017 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Премия журнала "Kirkus Reviews" / Kirkus Reviews Prize, 2016 // Художественная литература

номинант
Локус / Locus Award, 2017 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2017 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Премия Джин Стейн / PEN/Jean Stein Book Award, 2017 // (роман)

номинант
Дейтонская литературная премия мира / Dayton Literary Peace Prize, 2017 // Художественная литература

номинант
Стеклянный колокольчик / Glass Bell Award, 2017 // Роман

номинант
Premi Ictineu, 2018 (X) // Роман, переведённый на каталанский (США)

Похожие произведения:

 

 


Подземная железная дорога
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Underground Railroad
2016 г.
(английский)
The Underground Railroad
2017 г.
(английский)
Underground Railroad
2017 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Белокожие любят черное мясо

»- В Исходе сказано, что сынам Израилевым не должно порабощать друг друга. Но к потомкам Хама это не относится, они другого роду-племени. На них лежит проклятие, отсюда и черная кожа, и хвост. Когда в Писании осуждается рабство, речь идет совсем не о рабах-неграх.

– Кожа у меня черная, но хвоста никакого нет, – возразила Кора и добавила, – по крайней мере, я не замечала, хотя специально не искала, конечно. Но рабство – зло, тут все правильно.»

Колсон Уайтхед любит механизмы и охотно вводит описание их работы в свои книги. В его дебютном романе «Интуиционист» женщина-инспектор пытается выяснить причину падения лифта; в «Днях Джона Генри» реальный исторический персонаж путейщик Джон Генри побеждает в соревновании с паровым молотом, однако скоро умирает, надорвавшись. Колсон Уайтхед не впервые обращается в своем творчестве к теме расовых проблем, его «Саг Харбор» о том, как двое чернокожих братьев проводят летние каникулы в городе, преимущественно населенном белыми.

«Подземная железная дорога» соединяет две этих темы, явив результатом немыслимый успех. Роман собрал все возможные премии, включая престижную Пулитцеровскую. И проторил дорогу «Парням из Никелевой академии», книге, написанной в следующем году, о которой говорят, как о продолжении «Железной дороги», хотя ни тематически, ни временем-местом действия они не связаны. Очевидно имеется в виду тема насилия, подавления и безграничной власти одного человека над другими, закрепленная законодательно и поддержанная социальными установлениями. Так или иначе, The Nickel boys тоже отмечены Пулитцером.

Однако теперь о «Подземной железной дороге». История рожденной в рабстве молодой женщины, которая упорно стремится к свободе. Увлекательный, полный сложных перипетий рассказ, горький, трагичный, но и жизнеутверждающий. На самом деле, линия Коры закономерно продолжает историю ее бабки Аджарри, черной рабыни, первой в роду ступившей на землю американского континента, претерпев все мытарства дороги, бесчисленных переходов из рук в руки, приравнивающих человека к вещи, изнуряющий труд на плантации. Аджарри, пережила трех мужей и родила пятерых детей, выжила из всех одна Мэйбл. Аджарри, как тигрица билась за клочок земли между двумя хижинами, который застолбила под огородик, благодаря которому сама она, дочь и внучка могли получать прибавку к скудному хозяйскому пайку.

Ее дочь Мэйбл, красотка Мэйбл, которая нипочем не стала бы спать с надсмотрщиком Мозесом, не пригрози он, что замену найдет в лице ее, тогда восьмилетней, дочери Коры. Мэйбл, исчезнувшая одной безлунной ночью из хижины, где спала бок о бок с уже десятилетней Корой, да так и не возвращенная на плантацию для показательной экзекуции. Единственная рабыня, которой удалось ускользнуть, девушка-легенда. Думала ли она, затевая побег, каково придется дочери, которая осталась одна в целом свете, без помощи и поддержки в мире, где человек человеку волк, а за бабкин клочок земли чернокожие братья так же охотно раздерут ее в клочья?

Кора, отчаянная, смышленая, предприимчивая Кора, унаследовавшая фамильную привлекательность и фамильную же удачливость. Не надо хмыкать, все относительно, мы куда больше зависим от стартовых условий, чем принято признавать: где одному удача помогает стать мировой знаменитостью, там другому просто выжить. Рожденная в рабстве, не признает его для себя. Да и то сказать, не будет ей жизни на плантации, слишком тяжело переживает побег матери Риджуэй, ловец беглых рабов; слишком многим влиятельным в местной общине она перешла дорогу, пытаясь отстоять бабкин огород — сживут ее здесь со свету.

Сильная книга, где реальность жизни черных рабов на хлопковой плантации переплетается с фантастикой сабвея спасения. То есть, Колсон Уайтхед создает мир, в котором «Подземная железная дорога» — название для аболиционистской организации, сети подпольных убежищ, посредством которых беглых рабов переправляли в безопасные места — эта идиома овеществляется, буквально превращаясь в тысячи километров под землей, где между станциями курсируют поезда. С одним «но» остается принцип неопределенности: ты не знаешь наверняка, в какое место попадешь и насколько благоприятно сложится твоя судьба в дальнейшем. Все как в жизни.

И да, я понимаю, что роман своевременный, что расовый вопрос в сегодняшней Америке достаточно остр и болезнен, но меня не может не смущать настойчивое педалирование линии «белым нельзя доверять», «белые в неоплатном долгу», «белый никогда не поймет черного». Разве это не тот же расизм, вид сбоку?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

От списка премий темнеет в глазах, а по прочтении возникает несколько вопросов.

Есть один основной — зачем в романе фантастика? И — лично я — дать ответ не могу.

У меня есть второй вопрос — когда происходит действие романа? Пара реальных объявлений о поиске беглых рабов датируются 1810 и 1812 годами, но кроме этого я ничего найти не сумел, кроме того что главная героиня находит на чердаке уже порядком испорченную книгу Фенимора Купера «Последний из могикан», а она впервые была напечатана в 1826 году.

Есть еще вопросы: а в каких городках происходит действие в Южной Каролине и в Северной да и вообще — а вот не упоминается, попытался найти в русскоязычном нете не сумел, но возможно ответа просто нет.

Т.е. это роман такой пунктирный без точной привязки к месту и времени, но обозначающий проблемы. Не только проблему рабства. А и проблему рабства, которое пытались оправдать, например, с помощью Библии. Или проблему Соединенных Штатов Америки, где несмотря на принятую декларацию о правах человека все люди были равны, если они были белыми, или можно сказать по-другому — есть люди и есть люди второго сорта и без разницы кто это: индейцы, негры, или, сирийцы, сербы или кто-то ещё, название народа не важно — важен принцип. Я не знаю думал ли автор, что я как читатель приду к такому вот выводу, а вот я именно это из данной книги и вынес...

Будет сериал, но... Книга достаточно кинематографична, но я точно не буду его смотреть — скорее всего все оттенки черного в нем окончательно перевесят здравый смысл, например, как все-таки в начале 19-го века в США построили метро через всю страну без шума и без пыли (такой вот фантастический элемент — еще раз, повторюсь — мне неясно «зачем»). Да это наверное и неважно. Главное, что Обаме вроде понравилось, за это можно и Пулитцера дать.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не без опасений взялся, чоуж. Надо только сразу оговорить и принять как данность, что роман, конечно, не выдающийся и совершенно несоразмерим с уймой призов, которыми его одарили. Прямо скажем, само по себе приложение успешных проверенных лекал к теме аболиционизма само по себе шедевра и не гарантирует. Но вот Тони Моррисон, в общем, много от Фолкнера взяла и, соответственно, масштаб все ж иной.

Уайтхед взял что то из темного социального фэнтези, что то в духе( сильно примерно ) навроде Грез Фавра от Мартина, да и применил мытарства негров.

Роман вполне поофессионально сделан, он по сути квест, приключенческая жанровая вещь. Рояли в кустах помогают героине ускользать от злодеев, главный из которых — из готической романтики. Уайтхед понимает, что коли истязаний много, сентиментальность и экспрессия неуместны, а потому о мучениях пишет сдержанно. Читается легко, роман завершен так, что продолжение следует. Оно неизбежно еще и потому, что анонсирован сериал, а в романе материала — на полный метр, не более.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх