Николай Эрдман «Мандат»
Семья Гулячкиных, наивные российские обыватели 1924 гогда, изо-всех сил пытаются приспособиться к быстро меняющимся реалиям советской жизни. Из-за почти полного непонимания происходящего они постоянно попадают в нелепые ситуации. Венцом этой вакханалии конформизма становится попытка Павла Гулячкина написать самому себе «мандат», «официальную бумагу», которая должна защитить его и его семью от давления со стороны советской власти...
Впервые опубликовано в журнале «Театр» (1987, № 10).
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 21 июля 2023 г.
Николай Эрдман был культовым автором 20-х годов, которому открыто подражали практически все тогдашние успешные литераторы, от Ромашова до Булгакова. Он был эталоном ума, ясности и чувства юмора. Он был той высотой, к которой все остальные писатели только стремились.
В идеологическом отношении Эрдман был, как тогда говорили, «попутчиком», то есть, человеком, который принял Советскую Власть, как данность, но не захотел становиться «советским». Эта позиция была опасной и привела, в конце концов, к аресту во время Большого Террора 30-х годов. Но в середине 20-х годов ещё можно было открыто смеяться над гротесками Советской Власти и над её несоответствием нормальной жизни.
В принципе, глупые обыватели Гулячкины из этой пьесы очень человечны, более человечны, чем накатывающееся на них железное колесо советской идеологии. В 1924 году им ещё ничего не грозит, они, при желании, могли оставаться собой, где-то на обочине советской жизни, «жить и не высовываться». Но страшный опыт революции и гражданской войны заставляет их суетиться в попытках «заранее подстелить соломку» в ожидании новой волны репрессий.
Основной сюжет пьесы связан с тем, что некто Олимп Сметанич сватает своего сына за Варвару Гулячкину, но ставит условием, что в семье в качестве «приданого» будет хоть один коммунист. Павел Гулячкин, чтобы помочь сестре, выдаёт себя за коммуниста и даже изготовляет фальшивый «мандат», размахивая которым, получает возможность терроризировать окружающих.
Интересно, что семейство Сметаничей, мелкие людишки, полностью зацикленные на идее реставрации Российской Империи и искренне считающие себя дворянами, необыкновенно похожи на московскую и питерскую элитную интеллигенцию 80-90-х годов ХХ века. Те же манеры, те же разговоры, тот же культурный кругозор — поразительно, как точно, как верно в каждой мелкой детали, Николай Эрдман описал поклонников хруста французской булки.
Эта комедия была поставлена великим Мейерхольдом, стала театральной сенсацией и выдержала огромное количество представлений.