fantlab ru

Ярослав Гжендович «Гелий-3»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.85
Оценок:
203
Моя оценка:
-

подробнее

Гелий-3

Hel-3

Роман, год

Аннотация:

Представьте, будто существует химический элемент, являющийся почти неисчерпаемым источником энергии. Двух грузовиков этого сырья хватит, чтобы обеспечить электричеством США в течение года. Есть лишь одна проблема... Залежи его находятся на Луне.

2058 год. Бесчеловечный мир, где омнифоны заменили социальные сети, ролики из МегаНета вытеснили СМИ и культуру, а ивентщики стали богами информации. Мир, в котором поделили власть корпорации и правительства, выращивая миллиарды бездумных потребителей, оказывается на грани конфликта.

Норберт, ивентщик с принципами, верит, что сильнодействующая, соответствующим образом поданная информация может встряхнуть и разбудить общество. Вот только может ли одиночка, брошенный в стальные катки системы, оставаться в живых достаточно долго, чтобы что-то изменить?

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2017 // Научная фантастика (1 030 голосов)

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2018

Похожие произведения:

 

 


Гелий-3
2020 г.

Аудиокниги:

Гелий-3
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Hel-3
2017 г.
(польский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гелий-3» Ярослава Гжендовича наглядно иллюстрирует, как можно испортить отличную антиутопию космической фантастикой, а космическую фантастику провинциальностью.

Начинается все очень здорово. По сути первые 7/12 книги — это отличная антиутопия с мировым кризисом, «сбалансированным развитием» аля девочка Грета, расплатой за углеродный след, ущемлением свобод и погружением населения в виртуальность в ущерб реальности. Со страниц так и сочится усталость от евро-бюрократов и ощущения национальной задвинулись на задворки Европы. Полицейские дроны, продажные политики, пандемия и вакцинация — вот прямо остро актуальная вещь.

А потом начинается «Poland can in the space” (c) цитата дословная. И вот тут самое главное не набить шишек фейс-палмами. Нет, с технической точки зрения косяков нет, но в дело вступает та самая провинциальность. Ну и работа на ЦА: «новосоветская республика, царь Путин Второй, полоний» и прочий ё*й стыд. Но это ладно, это тренд такой.

Убивает именно провинциальность. «в СССР сообщали только об успешных полетах». На Луне нет армий, только базы, нас 18 человек, мы здесь сверхдержава. Застолбим место, с нами будут считаться. Мы действуем в рамках международного права. В космосе нет границ.

Бля! Частная корпорация без государственной поддержки хочет добывать на Луне некое полезное ископаемое стратегического значения и думает, что все будет по закону, хотя все — ключевое слово «все» — сверхдержавы этим недовольны. Посмотрите на «Северный поток-2», на следующий день у корпорации просто заморозили бы активы, а владельца посадили. Ну какой полоний, ну что вы в самом деле? Какие перестрелки на луноходах? Зачем? Отрезали бы от поставок с Земли и всё. И приняли бы под белы рученьки при посадке транспортных модулей на Землю за ввоз потенциально опасного вещества. Но нет же — войнушка на Луне. Хотя по паре ракет для базы и корабля за глаза бы хватило и без высадки десанта.

P.S. Об основной интриге ничего не скажу, она немного роялиста и укладывается в концепцию из «Дня выборов»: «А можно слово «пидоры» убрать? Да ради него все и писалось!». Ну там не пидоры, там другое слово, конечно )

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством польского писателя Ярослава Гжендовича я знаком по тетралогии «Владыка Ледяного Сада». Цикл героического фэнтези, ближе к финалу оборачивающегося технофэнтези, произвел на меня хорошее впечатление. В романе «Гелий-3» автор решил поразмышлять над ближайшим будущим Земли, и это удалось ему заметно хуже. Однако не буду забегать вперёд – обо всем по порядку.

Действие романа происходит в 2058 году. Журналистика как явление полностью умерла – нет ни государственных, ни независимых СМИ. Их место заняли ивентщики – это некая смесь папарацци с блогерами. У каждого человека есть омнифон, следующая ступень в эволюции смартфона, подключенный к МегаНету. Теперь любой может заснять интересное событие, выложить его в сеть и заработать деньги на просмотрах. Ивентщики же сделали подобное занятие своей профессией. Главный герой, Норберт, по прозвищу Фокус, как раз из таких. Только он не гонится за малозначительными событиями для «жёлтых газетенок», а старается быть в центре по-настоящему значимых, а зачастую и опасных, ивентов. У него даже есть определенные понятия о чести – своей работой он хочет донести до людей правду.

Главная проблема романа в том, что автор никак не может определиться с жанром произведения. Оно напоминает лоскутное одеяло, сшитое из четырех разных по размеру частей, которые плохо сочетаются между собой. И это не смешение жанров, которое могло бы выйти довольно неплохим. Далеко за примером ходить не надо: во «Владыке Ледяного Сада» к классическому героическому фэнтези он добавил нотку научной фантастики, что выделило его из многих представителей данного направления. Похожий прием использовал и Роджер Желязны в «Князе Света», что в корне перевернуло восприятие книги. В «Гелии-3» автор просто добавляет один жанр к другому, не заботясь о целостности произведения. Слишком уж заметны эти границы между жанрами. В первой части Норберт становится свидетелем казни иностранных инженеров арабскими экстремистами в Дубае, обедневшем после обесценивания нефти. Образцовая социальная фантастика. Вторая часть – классическая антиутопия с нотками киберпанка. Фокус проникает в заведение для правящей элиты, где те развлекаются, поедая мясо редких животных. Чем же ещё заняться, когда все прочие радости жизни уже приелись? В родной Польше Норберт лакомится запрещённой фермерской колбасой и оказывается посреди полицейского рейда, направленного против нелегалов, которые отказались от принудительной вакцинации. Тут мы видим и типичное полицейское государство, которым стала Польша, и мировой заговор, связанный с искусственно созданной пандемией, и истерию по поводу принудительной вакцинации. Темы актуальные на момент написания романа, и читать об этом было интересно. Последняя часть посвящена фантастике «ближнего прицела». Польша наконец-то оказывается в космосе, где планирует добывать очень ценный элемент – Гелий-3.

В романе масса интересных задумок. Было интересно почитать о перспективах развития Земли со стороны автора из Восточной Европы. Польша устала находиться под гнетом своих более влиятельных соседей. Развитие науки и технологий искусственно подавляется. Стране по умолчанию отведена второстепенная роль. Общество Европы живёт по принципам «рационального природопользования» – ему приходится расплачиваться за оставленный предками «углеродный след». Люди вынуждены жить в маленьких съемных квартирках, питаться разрешенными скудными продуктами – все ради экологии. Частное сельское хозяйство оказывается вне закона – бывшие фермеры разорены и вынуждены жить на улицах городов без средств к существованию. Чтобы избавиться от этих лишних ртов, запускается искусственно выведенная пандемия с последующей обязательной вакцинацией. Все это описано очень круто. Тренды современной Европы с ее либерализмом и экологичностью докручены до гротеска и этим интересны. Только вот переходы между частями слишком резки и заметны.

Последняя часть с полетом главного героя на Луну вышла совсем уж неоднозначной. С технической точки зрения тут все хорошо. Реалистично описаны технологии, системы жизнеобеспечения и прочее. А вот логика повествования даже не хромает, а еле движется на костылях. Частная, пусть и очень богатая, польская компания решает единолично добывать редкий и очень ценный элемент, способный перевернуть всю энергетическую промышленность. При этом все сверхдержавы против. Корпорация руководствуется международным правом – якобы космос общий и она может делать все, что захочет. На Луну отправляется 18 боевиков, а по меркам космоса – это целая армия. Ни одна страна их теперь не может остановить! В реальности никто бы не стал размениваться на высадку десанта, боевые действия на Луне и отравление владельца компании полонием. Нет, счета компании мгновенно оказались бы заморожены, пути снабжения перекрыты, а космические челноки попросту перехвачены. Для уверенности запустили бы пару ядерных ракет на лунную базу. На этом приключения и закончились бы. Как я и сказал выше – логики нет никакой.

Интересной мне показалась идея о зависимости человека от гаджетов. Норберт в какой-то момент оказывается без своего омнифона в чужой стране. Чтобы получить новый, нужно пройти через череду бюрократических процедур, причем в своем родном городе. Без гаджета Фокус не может купить билет на самолёт, заказать такси и даже просто купить себе еду. В отрыве от МегаНета и дополненной реальности главный герой чувствует неправдоподобность происходящего, чуть ли не сходит с ума. А далеко ли мы ушли от подобной зависимости?

Сам главный герой, на мой взгляд, вышел несколько невнятным. У него есть определенные понятия о чести, но вот по жизни он двигается, подчиняясь случаю. То, что он раз за разом оказывается в центре событий, попахивает «роялями в кустах». То он по наводке информатора оказывается в самом центре арабских волнений, то его буквально приглашают в закрытый ресторан для элиты. Даже на Луне он оказывается не по собственному желанию, а по ведению очередной мегакорпорации.

Что поистине разочаровало – так это финал. Складывается впечатление, что автору просто надоело писать книгу, и он решил ее закончить весьма спорным способом. Главное, что предпосылок к такой развязке не было вовсе.

Итог: «Гелий-3» имел все предпосылки стать хорошим романом в жанре антиутопии. «Земную» часть романа читать было по-настоящему интересно. Однако все плюсы перекрывает неумение или нежелание автора определиться с жанром – части произведения уж слишком разобщены. Возможно Гжендовичу следовало издать сборник повестей. Финал романа не выдерживает никакой критики. По итогу все получилось весьма грустно. А жаль – задумка то хороша!

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я начинала читать «Гелий-3», о Гжендовиче знала только то, что он поляк. Не видела его предыдущих книг, да и эта попалась мне, по большей части, случайно, так что не было у меня никаких ожиданий, обложка вот тоже не сильно информативная.

И уже где-то к середине первой главы не могла оторваться от чтения — настолько захватило. Причём, главным образом, не столько действием, сколько авторским стилем повествования — он не просто хорош, он великолепен.

Стоит отметить, что сюжетно роман не слишком впечатляет. Я бы вообще сказала, что сюжет в нём типично-киберпанковый, очень похожий на раннего Гибсона: герой-одиночка, который регулярно нарушает правила и влезает в неприятности, идёт против всего мира и сложившегося политического строя, а за его спиной маячит могущественная тень кого-то очень богатого, кто преследует свои интересы.

По сути, весь сюжет — это история того,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как один журналист попадается на глаза ЧВК на Востоке; затем эта же ЧВК спасает его от местных элит, жаждущих сделать из журналиста котлету за очень неправильный репортаж; и все вместе по контракту с местным Илоном Маском польского разлива они отправляются на Луну, где журналист должен снять там фильм про то, что человек может выйти в космос, и космос дохрена всего может дать человеку, что положит конец «балансированному развитию» и вернёт дешёвую энергию.

Но сюжет здесь не так важен.

Главное достоинство романа — прописанный лор. Недалёкое будущее, которое несколько напоминает наши двадцатые, но стало ещё более безумным, и автор проехался по всем атрибутам «цивилизованного Запада». С первой главы он, кажется, поставил себе цель высмеять каждый штамп этого самого развитого общества, и ему удалось.

Тут есть всё: умеренное потребление и зелёная энергетика, которые ничерта не работают, постоянный сбор биометрии, обоснованный заботой о благе граждан, бесконечное лицемерие политиков, неспособность аудитории удерживать внимание на чём-то дольше трёх минут, бесконечные политические срачи всех со всеми, доктрина стабильного развития, которая по факту обеспечивает всем нищету, чёрный рынок, где можно купить незаконные настойку и чесночную колбасу за натуральный обмен, утерев нос государству с его ЗОЖем, etc, etc. Охарактеризовала бы получившийся жанр как «конспирология в киберпанке», и это прям хорошо. Мой сарказмометр в какой-то момент зашкалил и сломался.

Забавно, кстати, что книга написана в 2017 году, а у автора есть загадочная «лиссабонка» и массовое принуждение срочно от неё привиться для общественного блага, при этом элиты радостно игнорируют вакцину и всячески избегают с ней соприкасаться. До момента, когда один китаец съел одну несчастную летучую мышь, оставалось ещё почти три года, а автор уже высмеял всё, что мог, об эпидемиологических мерах.

Персонажи фактурны, главный герой вызывает некоторую симпатию, потому что его метания не выглядят совой на глобус, и все эти думы о том, в какую пропасть катится человечество, вполне органично смотрятся в тексте. Второстепенные персонажи прописаны не густо, но узнаваемо, отличаются между собой, в них легко поверить (и веришь).

Но весь восторг от книги, к сожалению, испортила концовка. Не знаю, что именно заставило автора вытащить бога из машины, встряхнуть его как следует и расположить на манер коврика под ногами всех персонажей, но это печально. Роман заслуживал куда лучшего, чем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всесильных инопланетян, которые разжёвывают одному журналисту причины несовершенства человеческого вида (индивидуализм, способность мечтать и ставить цели во благо себе, а не обществу) и то, что из-за этих несовершенств человечество должно вечно сидеть на своей Земле. Почему для гигантского космоса так важно, чтобы все думали исключительно о социуме, когда можно просто развернуться и лететь за ресурсами к другой незанятой звезде, не мешая любой другой цивилизации? А потому что 42, инопланетяне не снисходят до простой логики.

Откровенно, финал — самая слабая часть романа. Да, в нём много действия и интриг, да, там есть вотэтоповороты, когда Николетта оказывается не совсем Николеттой, а старые друзья посылают весточку из могилы, но он перечёркивает все те двести пятьдесят страниц, что были написаны до него. Получается, что во всём этом, от истории Норберта до подготовки лунной программы, не было никакого смысла. Сюжетно они не ведут ни к чему. Норберта могли хоть пушкой — привет, Жюль Верн — выстрелить в сторону Луны, и итог был бы таким же, единственное, это заняло бы сильно меньше описания.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В какой-то момент времени у меня появилась слабая надежда, что Механик — тоже бог из машины, но из той фракции, что за человечество и индивидуальность, и вот сейчас он как-нибудь хитро вылезет из лунного грунта, но нет. А это хоть сколько-то бы скрасило унылость всемогущего инопланетного вмешательства.

Увы, увы. Не знаю, может быть, отсутствие чёткой точки в конце позволит автору написать продолжение, и он как-то развернёт весь этот ужас обратно в логичное русло, но пока второго тома нет (и неизвестно, планируется ли вообще), так что имеем только это.

Р — разочарование. Была в полном восторге от всей книги, но финал настолько увечный, что тянет от силы на полтора балла, и то из них один — это работа переводчика.

Но читать, пожалуй, всё-таки стоит, «Гелий-3» сам по себе очень хорош, надо просто заранее настроиться на то, что финал написан по принципу «шоб было», когда книга Гжендовичу уже надоела, или когда он не знал, что ещё сделать.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучаете ли вы по голливудским боевикам 80-х — начала 90-х? Тогда мир постоянно нуждался в спасении, тестостерон сочился с экрана, барабанные перепонки ласкали звуки взрывов и пулеметных очередей, злые Советы строили козни суровым и ироничным мужчинам с волевыми подбородками, темной кожей отличались по большей части шестерки главного злодея, женщины редко были сильными и брутальными, зато часто — коварными обольстительницами, а нетрадиционно ориентированные герои появлялись разве что в качестве комических элементов. Хочется чего-то подобного? Пан Гжендович с его последним на данный момент романом ждет вас. Правда, до собственно ностальгической части придется преодолеть футуристически-рефлексивную первую половину книги.

2058 год. Будущее, настолько унылое, что даже чтобы купить пончик, нужно получить разрешение медицинского приложения. А разжиться кровяной колбасой или домашней сливовой наливкой — целое рискованное приключение, чреватое проблемами с законом. Нет даже зон беспошлинной торговли и минимальных удобств в аэропортах! А нефть есть (хотя вроде как должна закончиться к тому времени, как тебе такое, ОПЕК?), хотя и не нужна никому. С точки зрения предсказания будущего книга прямо-таки удалась в некоторых местах. Или это так хорошо работают маркетологи АСТа, подгадавшие идеальное время выхода? Ладно, то, что в одной из сюжетных линий бушует подозрительный вирус (возможно, искусственного происхождения), поражающий преимущественно стариков и особо навредивший в районе Средиземного моря — это совпадение. Допустим. Но как к раскрутке «Гелия» удалось привлечь Дональда Трампа, который очень вовремя объявил космические ресурсы собственностью Америки? Ведь книга, собственно, про раздел этих самых ресурсов между государствами. Что же касается всемирной сети... Почему писатели считают, что интернет будущего будет называться как угодно, только не интернетом? Гжендович придумал не просто меганет, но аж целый МегаНет, который, впрочем, не слишком отличается от привычного нам. Описывая отношение людей к информации, зависимость от омнифонов и нежелание взаимодействовать с реальностью, автор даже почти не срывается в брюзжание на тему «поутыкались тут в свои телефоны, не хотят на улицу выходить, а там весна и птички поют».

Норберт — наш главный герой, он занимается сьемкой значительных и интересных событий (ивентов). Проблема в том, что ивент еще надо найти, потом снять, оставшись в живых и сохранив аппаратуру, и наконец, продать МегаНету. Здесь, конечно, автор не удержался от пассажа

«информация была лишь электронным пуком — чем-то, способным ненадолго привлечь внимание многоглазого чудовища»

но, к сожалению, тему манипулирования умами и настроениями общества раскрыть пошире не смог или не захотел (а ведь аннотация намекала на философские изыскания в этом направлении). Зато в первой половине книги, повествующей о приключениях Норберта в поисках новых острых сюжетов, будут чудесное спасение благодаря воплю «Курва!», проникновение на закрытую вечеринку в лучших традициях шпионских боевиков и насильственная вакцинация. А помните быстреек из «Владыки ледяного сада»? Оказывается, Гжендович — мастер эпизодов с гибелью маленьких зверьков. Я вот уверена, что прочнее всего вам запомнится из книги именно сцена с несчастными животинками.

И вот мы наконец добрались до суровой истории о работе для настоящих мужчин (ну ладно, одна женщина среди них все же затесалась). Норберт становится частью отряда крутых, но высокоморальных наемников, проходит экстремальную подготовку и отправляется на Луну. Тренировкам и полету и посвящена почти вся вторая половина книги. А что там с многоглазым чудовищем, жаждущим все больше новой информации, и жадными его слугами? А они подождут до финала.

Настоящее действие начинается примерно за 50 страниц до конца книги. И прямо скажу, вывернет оно в совершенно неожиданном направлении. Но до того героям предстоит встреча с русскими, вооруженными водкой. Думаете, в начале я просто так вспомнила про Злые Советы? Вы очень удивитесь, обнаружив, какое государство Гжендович поместил на территорию нынешней России. И я предоставлю вам самим возможность узнать, кто управляет этим государством. Также в книге не обошлось без отравления неугодных полонием.

Конец действительно непредсказуемый и даже шокирующий. Хотя он дает возможность Норберту отыграть свою роль Человека-Камеры, но до чего же много, оказывается, в предыдущем повествовании было ненужного и лишнего. Кроме того, финал книги такой открытый, что шутка про Гелий-4, -5, -6 и последующие продолжения совсем как бы и не шутка. И еще я честно не знаю, почему это «роман-предупреждение» и каким образом можно было предотвратить основной сюжетный поворот.

И просто забавная цитата для тех, кто помнит, что означает иконка «сохранить» в большинстве программ:

«Над сверкающей белизной его пальцев появился вращающийся символ, напоминавший банан с двумя перевернутыми мисками на концах. Норберт понятия не имел, что это должно означать, но, как и любой другой, прекрасно узнал древний значок голосовой связи.»

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман чрезвычайно, вот блестяще хорош в ироническом описании реальных социальных процессов современности, одиннадцать баллов из десяти. Очень неплоха и бодра также часть про жизнь шпака внутри военной космической миссии.

Но увы, автор не смог развязать затянутый узел и предпочел разрубить его здоровенным роялем из кустов, богом из машины и в общем алиса проснулась — все конфликты решены извне. Это значительно снижает ценность романа как литературного произведения, хотя даже в этот прискорбный момент автор не теряет иронии и подмигивает одним глазом населению Теплого Сырта, спасибо, спасибо.

Вот тут есть любопытный парадокс. С одной стороны, автор довольно ехидно описывает советских космоособистов, угрожающих условно польской команде, (хотя на фоне исламских космофундаменталистов русаки выглядят значительно человекоподобнее), но с другой — делает жест признания русскоязычной фантастике.

В результате трудно понять, какую оценку ставить. Все, кроме последних трех страниц — четкая десяточка, но нельзя считать успешным сюжет, в котором в середине кульминации заходит мама и говорит «заканчивайте спектакль, идем ужинать».

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

После достаточно крепкого Мидгарда Ярослав Гжендович решил рассказать нам о Земле не очень далекого будущего. И вот, 2058 год, люди пришли к своему антиутопическому будущему.

Технологии правят всем, без разрешения нельзя сходить даже в магазин, а ивентовщина цветет буйным цветом. Главный герой, Норберт, как раз ивентщик. То есть он охотится за интересными событиями, снимает их, чудом остается в живых и пытается свои материалы выгодно продать. На своем пути Норберт помотается по горячим точкам, залетит на Луну и испытает на себе все прелести местного жанрового букета, начиная от киберпанковской социальной антиутопии, продолжая триллером, и заканчивая «клюквенным» боевиком.

Да, первое, что не понравилось в книге – это четкое разделение сюжета на две неравные части. То есть вот у нас довольно много про киберпанк и мрачное будущее, а вот внезапный крен в космос. И по отдельности эти части выглядят вполне сносно, пусть и ничего нового Гжендович не предлагает, но вот как одно целое эти космос с киберпанком работают плохо. В финале следует еще необычный сюжетный твист, но он оставляет, в основном, приятное впечатление.

Второе, что не понравилось в книге – это обилие странных пассажей про будущее России. Смотрится просто нелепо. Даже говорить об этом желания нет.

Теперь давайте о том, что понравилось. Автор пишет достаточно увлекательно и хорошо подогревает интерес. Даже провисающая середина не сильно портит впечатление. Автор выстраивает довольно мрачную картину будущего, и она вполне реалистичная. Некоторые моменты так и вовсе оказались злободневными, типа пандемии, тотального контроля и страсти окружающих снимать все, до чего дотягивается объектив. Ну и финал понравился, который мало согласуется со всем романом в целом, но по-своему любопытен.

В итоге имеем мрачный киберпанк среднего уровня. Польское фэнтези мне нравится больше, нежели польская НФ.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Зачем я это прочитал?». Готов поспорить, что этот вопрос задали себе >90% людей, осиливших «Гелий-3». Написано невероятно халтурно. С каждой страницей все больше и больше начинаешь чувствовать все те боль и отвращение с которыми Ярослав Г сшивал эти горы букв, внезапно возомнившие себя романом. Я вам клянусь, если выбросить из книги 75% текста, то «оно» все ещё может быть прочитано без утраты общего смысла происходящего. Персонажи шаблонные, мир не запоминающийся, Польша, конечно же, СТРОНГ. Концовка открытая, намекает на продолжение и бесконечные страдания тех, кто за ней погонится. Эти интеллектуальные помои должны быть классифицированы как литературный шум и продаваться с огромным предупреждающим знаком «ОПАСНО ДЛЯ РАССУДКА»

Отличный образец как писать не нужно.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Польский меш ап

***

Ярослав Гжендович – это один из видных польских фантастов XXI века. В читательской среде (речь о разбирающихся) его, скорее всего, почти каждый включит в топ-5 поляков-фантастов (Сапковский, Вегнер, Комуда, Пекара и, конечно же, Гжендович, хотя есть и другие интересные писатели – Гузек, Пшехшта, Пискорский, Майка). Всё-таки тетралогия «Владыка Ледяного Сада» Гжендовича – довольно интересное произведение, обойти которое [любитель польской литературы] вряд ли сможет. Поэтому интерес к «Гелию-3» определённо есть.

…Норберт – польский ивентщик. Он снимает «живые» видео с самых интересных мест событий, а затем монтирует трейлер (для людей с вниманием рыбок) и полноценные ролики (для мозг-имущих). Тем и живёт. Между первым ивентом и вторым перерывчик небольшой, как говорится. И вот он получает наводку на интересное событие, которое запускает цепь событий, предсказать которую практически невозможно…

Первое, что бросается в глаза при чтении «Гелия-3» – это жанр. Если «Владыка Ледяного Сада» плавал от формы (фантастика) к содержанию (фэнтези), то здесь чистая НФ. Но и она плавает. Гжендович включает высокий скай-фай-дропинг, хотя на деле это всего лишь неймдропинг, а не объяснение сути вещей. Иными словами, автор выдает на-гора кучу терминов, определений и теорий. Но это отнюдь не хард сай-фай. Гжендович сделал всё, чтобы казаться Энди Уэйром, но он не Энди Уэйр. Второй момент, который так же бросается в глаза – это композиция. Ну или ассимитрия происходящего. Первые 20% романа – это пролог, который практически ничего не даёт. Здесь не только низкий темп, но и невероятно низкая плотность содержания. Читать эту часть и неинтересно, и фактически бесполезно. Зато вторые 20% — это бодрый производственный роман-оммаж «Стрингеру» и «Трансметрополитену». А так будет до конца. Неудачный парт сменяется удачным. Даже с финалом автор вошел в одну и ту же реку дважды. Как он неудачно начал, так же неудачно закончил. Но об этом позже. Третий момент – схематичность происходящего. Практически все герои – это статисты и персонажи-функции. Никто не вызывает ни сопереживания, ни симпатии. Даже главный герой – это плотный картон с слабой претензией на жизнь примерно в сегменте от 20% до 50%. Наконец, что касается финала. Всё это уже было в том или ином виде. Если вы видели «Аполлон 18», то закатывание глав вам обеспечено. И финальный гвоздь – это многочисленные отсылки и заимствования. Помимо вышеназванных вещей («Стрингер», «Трансметрополитен», «Аполлон 18») можно заметить заимствования из той же «Матрицы» (фактически с прямым упоминанием), например. Или из «Областей тьмы». В целом, Гжендович делает это интересно и своеобразно. Это не воровство в чистом виде, а заимствование, доконструкция и ребилдинг.

Как вы видите, всё, о чём говорилось выше, может являться как плюсами, так и минусами. Сильно зависит от ожиданий и умений подстраиваться под текст. Если же говорить о плюсах, то стоит отметить непредсказуемость. Текст развивается как бы нелинейно. Вроде бы мы следим за Норбертом, но с ним всё происходит так непредсказуемо, что сложно не удивиться. Правда, это при условии, что вы не читали аннотацию. Второй момент – это мир будущего. Он по-настоящему оригинален. Доктрина сбалансированного развития – шикарная идея. Вернее даже не самая идея, а то, как её распотрошил Гжендович. И это уже третий важный плюс – сатира. Автор наживую препарирует либерализм, зашивая полуживой труп суровой нитью, вымоченной в 80% спирту. Как итог – досталось всем. Досталось и России. Выглядит это, конечно, забавно. Если суметь абстрагироваться от нынешней геополитики и постараться оценивать объективно.

Заключение: с одной стороны, Гжендович описал интересные идеи и концепции. Чего стоит только ивентщики, например. Или мир будущего. С другой стороны, открытый (слитый, давайте честно) финал, провальные пласты (первые 20%, например), плоские герои. В некоторой степени даже жаль, что автор (безусловно, талантливый) сливает роман (почище Кинга), хотя мог бы выдать нечто весьма видное. Но даже в таком виде «Гелий-3» – интересное произведение. И сложно пройти мимо него, учитывая что поляки обычно имеют склонность к фэнтези, а не к НФ.

7 ивентов из 10.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Часто можно услышать сейчас, дескать твёрдое НФ сейчас вымерло, а то, что пишут и не фантастика. Беда такого высокомерия в том, что такое люди в качестве эталона берут книги 100-летней давности, Жюль Верн и Беляев, со скрипом уже признают только наполовину 50е годы ХХ века… и всё. А ведь научная фантастика – это всегда прогноз и оцентка тех или иных тенденций в развитии, от науки до общества. Допущение научной фантастики совсем не обязательно обязано соответствовать сегодняшним научным доктринам, единственное условие – это должна быть часть возможного материального мира, а не мистики или магии, которая работает просто потому что работает. Вот только сегодняшние тенденции намного мрачнее светлого видения завтрашнего дня, царившего сто лет назад. Всё чаще это будущее видится скорее через призму кибер-панка с его девизом «технологии выросли, а жизнь стала полным дерьмом». И эта кибер-панковская составляющая в глазах часто затеняет именно НФ.

И тем не менее НФ никуда не исчезла. Её пишут и… Но сперва скажу отдельное спасибо серии «Звёзды НФ» от издательства АСТ. Потому что последние десятилетия у нас преимущественно переводили англоязычных авторов. Польша с её сильнейшей школой фантастики на несколько десятилетий выпала у русского читателя, если не считать буквально небольших штучных переводов Л.Кудрявцева. И вот их снова начали переводить. Добро пожаловать в мир «Гелий-3» Ярослав Гжендович. Перевод, кстати, блестящий.

И это та самая НФ. Мир, который ушёл нас совсем недалеко, лет шестьдесят вперёд. Все нынешние тенденции – в своей красе. Крупнейшие государства Новый СССР (где правит Путин-второй), Североамериканский союз. Китай – живут и кроят мир по своему усмотрению. Немногочисленные государства второго эшелона вроде Германии пусть и не решают в мировой политике, но могут себе позволить что-то более-менее удобоваримое. А вот все остальные государства Третьего мира (Польша, наполовину омусульманившаяся Франция и так далее) обязаны жить под диктатом «сбалансированного зелёного развития». Это значит никакой серьёзной промышленности и полная зависимость, продукты питания производятся строго корпорацией «Биотех» по экологическим стандартам нулевого климатического выброса – а всех остальных за попытку вырастить помидорчик штрафуют. Полусинтетика везде. Хотя конечно есть немалый рынок нелегальных натуральных продуктов. А ещё негласный запрет на новые энергетические технологии – про них говорят, их исследуют, вот только никому не нужно нарушение статус-кво.

Глобальный меганет, который живёт ивентами – броскими роликами, которые собирают просмотры и от этого их авторы зарабатывают. И профессиональные ивентщики, которые ищут материалы по всему миру и с этого живут, скармливая Молоху обывателей меганета эффектные ролики. Вот такой герой нового времени-ивентщик и живёт…Только он, несмотря на свою профессию, сколько мог – сохранил какие-то принципы. Потому его и приглашают поучаствовать в уникальном проекте. Космос вроде освоен… вот только космические отели для туристов в этом мире нужнее дальних полётов. Но если рискнуть и начать освоение Луны?

Если честно, конец книги автор откровенно запорол – такое ощущение надоело и он решил «от балды хоть как завершить, пусть и вообще не в тему». Однако за остальной великолепно описанный мир я такой провальный конец готов простить.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

!!!Есть спойлеры!!!

Хм.

На самом деле этот роман оставил достаточно странное впечатление!

Потому что он разделен на 3 очень разных по смыслу, локациям и масштабу части. И по большому счету они объедены между собой только главным героем.

Первая часть – такая себе антиутопичная постапокалиптика. В ней много интересного, можно найти сходства с современным миром, можно найти и принципиальные отличия. Особенно мне понравилась концепция «ивентщиков», которая уже сейчас реализуется в современных ютубчиках. И также, как в реальности, нужны «заходы» (читай просмотры/лайки); также омнифоны – самая важная вещь в жизни человеков, что, по всей видимости неизбежно и в реальности; также острые темы выпиливаются очень быстро и нещадно, как этими вашими гуглами. Тут тоже есть пример. Посмотрите последнюю треть подкаста Лядова и Варламова об алгоритмах и второй цифровой революции.

В общем я думаю, что к 58-ому году (в котором происходит действо) реальность насколько же переплюнет сюжет, насколько она уже неоднократно переплюнула классиков жанра с говорящими стенами или телевизорами в кармане. Все технологии в этой части уже так или иначе реализованы или разработаны.

Вторая часть – антиутопия социально-политическая. Как плохо живут низы, у которых чуть ли не один комбикорм в рационе и запрещено все вредное, жирное и сладкое… и как с жиру бесится верхушка, поедая панд и мозги еще живых обезьян, управляя с джойстиков через нейроимпланты людьми и плюя за закрытыми дверьми на всю систему, которой руководят.

Что ж, российского читателя таким не удивить;) У нас это уже во всю процветает.

Тут интересно именно описание тягот и лишений. И, собственно, самое интересное в этой части – описание технологии, позволяющей оцифровать и визуализировать, увиденное непосредственно глазами без всяких гаджетов. В романе для этого надо всего лишь 3 вещи: психостимулирующие препараты, ПЭТ и определенный софт. В общем-то такая технология уже находится в стадии разработки. Очевидно автор знаком с ней. Однако он представляет ее в гипотетическом 58-ом, как подпольную, непроверенную, сырую технологию.

Я лично ставлю на то, что при достаточном финансировании уже к 50-ому году такие вещи, как передача снов, оцифровка с глаз или на худой конец линз, «телепатическое» управление механизмами будут в большой мере воплощены именно благодаря возможности считывания информации из мозга при помощи каких-либо томографий.

Еще важно отметить в этой части несколько вещей.

Одну из них я понимаю, но терпеть не могу у многих фантастов! Это «локальность», «местечковость» мышления автора. В современном глобальном мире невозможно позволить себе забыть о существовании целого мира. Да, господин Гжендович рассказывает о сложившемся строе, о Европе, Новосоветах, Китае, Шариате… но как-то достаточно невнятно! Мне осталось непонятно, почему, если в этих ваших Польшах все нууу таааак плохо, все население не самовыпилилось куда-нибудь в Аргентины.

Это на самом деле очень сложный вопрос! Ведь и в существующей Корее ходят существующие корейцы.

Порадовало в этой части описание строя «натурального обмена». Вот в это верю! При любых запретах будут существовать условные бабушки, торгующие условным укропом. Всегда будет слой, который будет близок к земле во всех смыслах этого слова.

Третья часть – самая «самостоятельная». Это такая себе микро космоопера. Развязка которой получилась для меня категорически непредсказуемой!

Тут сразу же стоит отметить, что действия в ней происходит в тоже время.

А тут вам и комбайны по добыче пресловутого третьего гелия на луне, и перестрелки на той же селене, и инопланетяне ройного типа, которые вызывают у читателя прям кучу вопросов…

Вот объясните мне, дураку, предположим, есть раса со следующими характеристиками:

- очевидно, достаточно развитая;

- считающая человечество злом, которое нельзя выпускать за пределы голубого шарика;

- считающая тип расы, как у человечества, неприемлемой в силу индивидуальности;

- не отягчённая моралью (в человеческом понимании), не задумываясь убивающая отдельных представителей человеков.

Внимание вопрос… что ей мешает просто удалить всю планету или конкретный вид и не думать в будущем, смогут ли эти обезьяны допрыгнуть до луны, марса и т.д.?

Теперь перейду к двум категорическим на мой субъективный взгляд минусам.

Во-первых, в свете прибытия в развязке инопришельцев теряет смысл вся социально-политическая составляющая романа! Автор не предполагает никакого выхода из антиутопии. Да и зачем, можно и дальше жрать панд с дельфинами и заниматься художественной резьбой по горлу… такой вот вам урок.

Во-вторых, главный герой! Не знаю, по мне так это самый никчемный персонаж. Он настолько де пресный, как вода из дистиллятора. Он ивентщик! «Независимая пресса»! В мире, где «зависимой» уже не существует, где происходит такая вакханалия, независимая не значит и не может значить беспристрастная. Он обязан быть пристрастен, он должен хотеть разоблачать пороки… иначе на его ютуб канальчег никто не пойдет, и он не получит свои мегаевры. А он бот, он штатив для своего омнифончика. Он берется за разоблачения погрязшей во грехе верхушки не из-за каких-то моральных качеств, а тупо по стечению обстоятельств. Да с ним все происходит тупо по стечению обстоятельств. Он настолько нелицеприятный в правильном значении этого слова, что становится нелицеприятным в не правильном, но общеупотребительном значении. И он не развивается ни капли на протяжении всего произведения. Нет, он овладевает некоторыми скиллами, подносы, там, разносить, скафандры надевать, но это не есть развитие персонажа. Он как морально «обделался» в африке в самом начале, так и повторил это на луне в самом конце, и то и другое, не выключая «камеры». И меня никто не переубедит масштабами стрессов, которые на него свалились.

Все! К заключению)

На самом деле роман мне понравился своей квазиреалистичностью, «зрелищностью», антиэстетичностью.

Я вообще думаю, что это отличное произведение для экранизации на Нэтфликсе в виде минисериала из трёх сезонов по три эпизода каждый!

Но искать глубокого смысла в синих шторах здесь не стоит.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем то неплохой роман «на вечер» , но очень неровный.

Первая треть представляет собой качественную социальную фантастику ближнего прицела с некоторым налетом киберпанка. Весьма себе хорошо читается.

Вторая треть — технотриллер смешанный с производственным романом. Продолжает читаться скорее по инерции , но в целом неплохо

Заключительная треть — «развесистая голливудская клюква» , и хотя все довольно увлекательно — клюквой быть не перестает , и относительно первой части воспринимается весьма диссонансно.

Кхм , если бы весь роман был в стиле клюквы , ей ей он воспринимался бы лучше...

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое моё знакомство с современной польской фантастикой. И знакомство вполне удачное. Роман увлекает с первых же страниц, динамика на высоте, антиутопичный мир нарисован очень ярко, и всё время кажется, что автор просто описывает ближайшие будущие, так правдоподобно, как будто он уже его на 100% знает. В принципе, до последних глав, автор держал в напряжение, но к сожалению, закончить роман достойно не смог. Концовка смазана, скорей всего будет продолжение, но ощущение, что автор просто уже не знал, как закончить по-быстрому, поэтому последние страницы романа очень схематичны... Но в целом, роман подкупает динамикой, сюжетом и вполне хорошим литературным языком. Сразу же захотелось познакомится с остальным творчеством этого автора... Советую, если соскучились по качественной экшен фантастике с элементами социальной антиутопии...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное — не ждите чего-то в духе Ледяного Сада с поправкой на космический антураж. Жанр у автора сменился кардинально, а космоса, наверное, на обложке больше, чем в книге. Далее разлого...

Общее впечатление от романа. Как будто мастер-краснодеревщик решил сделать мебель из бамбука.. и у него получилось!

Стиль. Как если бы Леви Тидхар решил написать кавер на Пелевина, бишь все очень атмосферненько и во вселенских теориях заговора.

Неприглядный мир и неприятный герой создают ощущение дискомфорта, заставляя двигаться дальше по сюжету к предполагаемому хэппи_энду... довольно сложный прием, как по мне, — от автора и переводчика требуется определенный уровень мастерства.

****

Только, я это все вру. Можно сказать и так: книга, суть, размазанная тягомотина и лишь под конец немного движа. До тидхаровской ламповости не хватает много-много пунктов по шкале чувственности; а до пелевинского квази_кича не хватает разнузданости и, в особенности, анальщины.

В любом случае роман вполне вытягивает на оценку «6»-«7» и мне понравился, поэтому чистосердечно завышаю оценку.

ПС: НФ составляющая не без огрех, но весьма крепкая; не обошлось и без роялей, но без них сюжет завяз бы в смаковании судеб мира под кофейный напиток из каштана и клонированной пшеницы; немного клюквы, но Китаю досталось больше.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жанр книги — киберпанк черт знает какого призыва. Автор смело заимствует множество приемов и образов из классики этого направления, вероятно, приговаривая: «Это уже традиция». Причем будущее слишком похоже на настоящее и даже немного на прошлое.

Герой — папарацци-стрингер-инвентщик. Вместо тяжелого зеркального фотоаппарата — омнифон. К 2050-му — термины из прошлого века основательно забыты, хорошие фотографии знаменитостей никому не нужны. Требуются сюжеты-ивенты — с взрывами, казнями или совершенно лютым компроматом. Да и жизнь вокруг — не самая замечательная. Фон — это дрожащий свет неоновых ламп, грязные аэропорты, подпольные сходки хакеров-мясоедов. Деградация биосферы — плохо с настоящей едой. Проблемы в обществе — бедность, диктатура. Эпидемии вроде как рукотворные — начальство советует друг другу не обращаться в обычные клиники, и не вакцинироваться. И с экономикой плохо. Городская среда ощутимо деградирует, социум схлопывается.

А толпа — миллиарды людей в сети — жаждет развлечений.

Омнифон отчасти заменяет документы и потерять его — очень плохо. Но если потеряешь, то кроме проблем с таможней и полицией, получишь ощущение серости мира. Потертости и дешевой невзрачности, тень экзистенциальных размышлений.

Вся жизнь протагониста вертится вокруг трех удачных съемок, которые и будут осями сюжета. Одну из них придется делать не на аппаратуру, а прямо записывать в мозг, в кратковременную память...

Но что автор смог вырастить на этой киберпанковой основе? Привнес ли что-то новое?

Фактурно показано, что любой удачный хакер-инвентщик-журналист — рано или поздно оказывает воздействие такого уровня, что либо переходит под крылышко государства-корпорации-секты, либо его до смерти пытает нанятая потревоженными бонзами этническая мафия.

За некоей чертой ты или мертвец, или член команды. А вот в команде — совсем другие требования. Встраивание почти предельного индивидуалиста в дисциплинированную структуру — это интересная идея. Увы, раскрытая она весьма блекло, и всё потому, что автор, старательно следуя канонам киберпанковости, делает героя невозможно одиноким. Когда он возвращается домой — на счетчике «0 устойчивых социальных связей». Причем в сети тоже нет привычного круга общения, каких-то врагов, друзей, просто хороших знакомых. Только партнеры и одноклубники. Своего рода наставником для героя выступает полный параноик (шапочка из фольги это пройденный этап), с которым нормально получается поговорить буквально буквально пару раз.

Что за команда? Есть условный «Илон Маск», или «Билл Гейтс» — планетарного масштаба, очень богатый бизнесмен, Шаман, который в глубине души сохранил польские корни. Корпоратократ, он понимает, что нужны новые области экспансии. Давно создал свою силовую структуру, готовится закрепиться на лунной базе, чтобы добывать гелий-3. Ему нужен «фронтовой корреспондент» — умелый и рисковый оператор-режиссер.

Удачный мотив всей книги — это специфика работы оператора. Хорошо показано, как зависит будущая картинка от умения просто держать камеру, и прослежена обратная связь между будущим сюжетом и нынешними «проводками», «ракурсами» и «точками съемки». Но и тут чувствуется, что автор не захотел прорабатывать, конструировать профессиональный жаргон и сколько-нибудь футурологически подходить к технологиям завтрашней видеосъемки. Все как сейчас, просто чуть больше беспилотников и чуть лучше работа в сети.

И вообще, футурологически роман достаточно слабый — при заданных автором условиях должна бешено развиваться подводная экспансия, добыча полезных ископаемых с морского дна и постройка океанских ферм. А морская тематика ограничивается подводным отелем, где раньше туристы смотрели на рыбок, а теперь тренируется спецназ... Но мелкие черточки будущего автор конструирует иногда очень удачно. Например, чистое заимствование из игрушки: при перестрелках в безвоздушном пространстве скафандр имитирует звуки просто для того, чтобы проще было ориентироваться человеку.

Есть отдельный пласт намеков и аллюзий в современной польской фантастике — отношения с Россией.

Чтобы раскрыть его полностью, надо куда глубже меня погрузиться в польские романы и рассказы. Скажу лишь об одной тенденции.

«Иные песни» Я. Дукая — герои убивают в Москве страшного русского владыку-кратистоса. «Мир миров» П. Майки — герои воюют с дьявольскими комиссарами (там временный союз с маленьким островком «Святой Руси»).

И вот «Гелий-3» Гжендовича:

- нет больше России, есть Новосоветы (тоталитарная империя с царем во главе);

- что-то случилось с «калашниковым»: «...АК-50к, на жидком топливе. Русское, простое и дешевое в использовании оружие. Снова раздались длинные автоматные очереди». Я понимаю, что водка и калашников идут в паре — не ведь не смешиваются!

- « В другой раз тюрбаны из «Нового джихада» вошли в один древний город на севере Турции и начали его взрывать, а потом дали понять, что разнесут все к чертям, если Европа не заплатит им дань. Но, кроме тех святынь, там ничего не было — три хижины, пара коз и песок, никаких стратегических объектов, так что политики лишь чесали в затылке. Шаман, как обычно, разозлился не на шутку, и на другой день мы уже сидели в самолетах. Мы заняли позиции и все зачистили, через две недели притащилась непобедимая турецкая армия и геройски вернула себе древнее культурное наследие, а мы исчезли без следа. « — если бы там был проведен концерт симфонического оркестра, вообще было бы здорово. А так автор не дотянул сюжет, не раскрыл пальмирскую тему :)

- делегация от новосоветов, явившаяся на лунную базу «Твардовский» — это майор Лаврентий и майор Калугин. Так совпало...

- я поначалу даже удивился, когда военные действия на Луне первыми открыли исламисты. Но все выяснилось — новосоветы должны были сдаться. «Включи видеосвязь, сам увидишь… Мы едем в вашу сторону, не стреляйте, прошу вас… Мы сдаемся!»

- И, наконец: «Шаман в больнице. Подозревают отравление полонием.» — ну как же пройти мимо!

Если говорить в целом об отношении к политической системе, которая сложилась в мире 2050-х — то автору она совершенно не нравится. Это откровенный тупик технологического развития, откуда пытаются выйти отдельные бизнесмены-энтузиасты. Серенькая безнадега. Однако на этом фоне блистает своего рода бриллиант — отношение к северо-восточной стране, с которой соперничают разве что арабские исламисты.

Что очень украшает книгу — без шуток — это финал. Неожиданный, хотя и много раз использованный в фантастике, выверт. Ради пустоты, отчаяния и странной надежды героя — стреляют заботливо развешенные ружья. Тут автор как бы прыгает выше планки, которую задает предыдущий текст...

Итого — стереотипная, крепкого ремесленного уровня жанровая вещь. Если вы перечитали с дюжину киберпанковских книг, и не фанатеете от самого жанра, то к середине книги можете заскучать. Но традициям автор следует уверенно, и если вам хочется «аромата 80-х», то вот он.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Картинка стóит тысячи слов...»

Ярким событием в моей читательской жизни стало знакомство с творчеством Ярослава Гжендовича. Оно прошло под эгидой тетралогии «Владыка Ледяного Сада». Надо ли говорить, с каким нетерпением я ждала очередное литературное творение полюбившегося мне автора. Увы, «Гелий-3» оказался не таким шедевральным, как упомянутые мной романы. Сама идея показать мир недалекого будущего в контексте кричащих проблем современности, хоть и не блещет новизной, но интересна всегда. Однако здесь ее реализация вызвала неоднозначное впечатление и массу противоречивых эмоций, валентность которых менялась во мне с космической скоростью. Открыв книгу, я перенеслась в 2058 год привычного мне мира. За несколько десятилетий человечество претерпело множество изменений, результат которых сложно было назвать радужным. Очень ожесточенный вид приняли одни из самых насущных проблем, уйдя по самым незавидным путям своего возможного развития. Принудительная тотальная вакцинация, сертификация продуктов питания, свернувшая всем мозг экологическая щепетильность и обострившийся кризис мировой энергетики. Доведись мне выбирать, я бы вряд ли склонилась в сторону жизни в такое время. Плюс ко всему, средства массовой информации окончательно превратились в электронно-цифровую версию. Правда дня сегодняшнего вещалась зрителям из поглотившего всех МегаНета, повелителями которого являлись свободные ивентщики. Одним из них был главный герой произведения — Норберт. Надев противосолнечные «рэй-баны», проверив на работоспособность омнифон и вживленные в кожу импланты, вместе с ним мы пустились в сумасшедшие приключения в поиске ивента, чтобы в безднах информационной паутины встряхнуть общественность новым Событием. И, конечно, ждать пришлось совсем недолго.

В традиционной для автора манере письма начало романа оказалось невероятно динамичным. С первых страниц герой и читатели попали в самое жерло остросюжетных событий. Воздух вибрировал от взрывов, трещали автоматы, а одетые в черное люди вылезали отовсюду подобно смертоносным скорпионам. Яркий литературный язык Гжендовича тоже сделал свое дело, и некоторые моменты своей пронзительностью заставляли кровь застывать в жилах. Я до мурашек обожаю колючую образность его слога, которая придавала некоторым эпизодам потрясающую достоверность. Например, здесь «дуло пистолета казалось огромным, словно колодец в ад», а «жаркая волна внезапно сменилась дуновением из сердца Арктики». Такая реалистичность имела и обратную сторону, когда на страницах произведения возникали шокирующие сцены, способные ввести в состояние глубокого оцепенения любого читателя. Недолгие минуты сюжетного покоя знакомили всех с главным героем и особенностями мира. Однако все это происходило до того момента, когда из сумасшедшего вихря антиутопии мы неожиданно очутились в безвоздушном пространстве космического путешествия. На страницах цикла «Владыка Ледяного Сада» автор продемонстрировал свое мастерское умение объединять в рамках одного произведения несколько литературных жанров. Сказать по правде, я до сих пор не определилась, чего для меня в «мидгардском» цикле было больше — научной фантастики или темного фэнтези. В бесконечной веренице сюжетных экивоков границы их пересечения были напрочь размыты. Подражая примеру вышеупомянутой тетралогии, Гжендович постарался и в этом романе проделать нечто подобное. Вот только здесь такое жанровое совмещение было шито белыми нитками, и две половинки одного романа выглядели историями из разных книг.

Изменение отношения к главному герою происходило в аналогичном ключе. В начале книги его образ вызывал во мне необъяснимое чувство азартного интереса. Мне казалось, что вместе с ним я иногда превращалась в регистрирующую машину, записывающую происходящее и соединяющую его из миллионов фрагментов «возможно». Он очень удивлял своим наглухо пробитым инстинктом самосохранения и сумасшедшим желанием дать общественности если не хлеба, то зрелищ. Автор отлично передавал психологию героя, заставляя читателей переживать все события вместе с ним. Однако ивентщик ко второй половине книги постепенно превратился в растение с постоянной тягой закапать нос успокаивающими транквилизаторами. К отсутствию какой-либо динамики в финальной части появилась еще и самая для меня скучная из когда-либо существовавших в литературе тема — политика. Мне хотелось вернуться на грешную Землю и спрятаться как можно дальше от власть имущих, наемников, изотопов и судеб мира. История превратилась в скукотищу, и ото сна я очнулась на заключительных страницах. В финале автор снова неожиданно сделал попытку шокировать читателей, которая оказалась удачной, но не произвела должного эффекта. Другими словами, книга имеет прекрасный старт, полностью загубленный финалом. За антиутопию я ставлю 8 баллов, за космическое путешествие — 5 баллов, ну а дальше — математика. Хочу сказать, что я по-прежнему нахожусь под влиянием липкого чувства надежды, которое не покидает меня со времен последних страниц «Владыки Ледяного Сада». Надежды на то, что когда-нибудь я снова прочитаю новый шедевр польского фантаста. Поэтому пан Ярослав Гжендович с его неоспоримым литературным потенциалом остается для меня автопокупаемым и авточитаемым писателем.

«Луна не наша, берегите Землю.»

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх