Гелий 3 Ярослава


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kvadratic» > "Гелий-3" Ярослава Гжендовича: AYHA HE HAWA, или я всегда с собой беру видеокамеру
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Гелий-3» Ярослава Гжендовича: AYHA HE HAWA, или я всегда с собой беру видеокамеру

Статья написана 8 апреля 2020 г. 22:35

Скучаете ли вы по голливудским боевикам 80-х — начала 90-х? Тогда мир постоянно нуждался в спасении, тестостерон сочился с экрана, барабанные перепонки ласкали звуки взрывов и пулеметных очередей, злые Советы строили козни суровым и ироничным мужчинам с волевыми подбородками, темной кожей отличались по большей части шестерки главного злодея, женщины редко были сильными и брутальными, зато часто — коварными обольстительницами, а нетрадиционно ориентированные герои появлялись разве что в качестве комических элементов. Хочется чего-то подобного? Пан Гжендович с его последним на данный момент романом ждет вас. Правда, до собственно ностальгической части придется преодолеть футуристически-рефлексивную первую половину книги.

2058 год. Будущее, настолько унылое, что даже чтобы купить пончик, нужно получить разрешение медицинского приложения. А разжиться кровяной колбасой или домашней сливовой наливкой — целое рискованное приключение, чреватое проблемами с законом. Нет даже зон беспошлинной торговли и минимальных удобств в аэропортах! А нефть есть (хотя вроде как должна закончиться к тому времени, как тебе такое, ОПЕК?), хотя и не нужна никому. С точки зрения предсказания будущего книга прямо-таки удалась в некоторых местах. Или это так хорошо работают маркетологи АСТа, подгадавшие идеальное время выхода? Ладно, то, что в одной из сюжетных линий бушует подозрительный вирус (возможно, искусственного происхождения), поражающий преимущественно стариков и особо навредивший в районе Средиземного моря — это совпадение. Допустим. Но как к раскрутке «Гелия» удалось привлечь Дональда Трампа, который очень вовремя объявил космические ресурсы собственностью Америки? Ведь книга, собственно, про раздел этих самых ресурсов между государствами. Что же касается всемирной сети... Почему писатели считают, что интернет будущего будет называться как угодно, только не интернетом? Гжендович придумал не просто меганет, но аж целый МегаНет, который, впрочем, не слишком отличается от привычного нам. Описывая отношение людей к информации, зависимость от омнифонов и нежелание взаимодействовать с реальностью, автор даже почти не срывается в брюзжание на тему «поутыкались тут в свои телефоны, не хотят на улицу выходить, а там весна и птички поют».

Норберт — наш главный герой, он занимается сьемкой значительных и интересных событий (ивентов). Проблема в том, что ивент еще надо найти, потом снять, оставшись в живых и сохранив аппаратуру, и наконец, продать МегаНету. Здесь, конечно, автор не удержался от пассажа

цитата
информация была лишь электронным пуком — чем-то, способным ненадолго привлечь внимание многоглазого чудовища

но, к сожалению, тему манипулирования умами и настроениями общества раскрыть пошире не смог или не захотел (а ведь аннотация намекала на философские изыскания в этом направлении). Зато в первой половине книги, повествующей о приключениях Норберта в поисках новых острых сюжетов, будут чудесное спасение благодаря воплю «Курва!», проникновение на закрытую вечеринку в лучших традициях шпионских боевиков и насильственная вакцинация. А помните быстреек из «Владыки ледяного сада»? Оказывается, Гжендович — мастер эпизодов с гибелью маленьких зверьков. Я вот уверена, что прочнее всего вам запомнится из книги именно сцена с несчастными животинками.

И вот мы наконец добрались до суровой истории о работе для настоящих мужчин (ну ладно, одна женщина среди них все же затесалась). Норберт становится частью отряда крутых, но высокоморальных наемников, проходит экстремальную подготовку и отправляется на Луну. Тренировкам и полету и посвящена почти вся вторая половина книги. А что там с многоглазым чудовищем, жаждущим все больше новой информации, и жадными его слугами? А они подождут до финала.

Настоящее действие начинается примерно за 50 страниц до конца книги. И прямо скажу, вывернет оно в совершенно неожиданном направлении. Но до того героям предстоит встреча с русскими, вооруженными водкой. Думаете, в начале я просто так вспомнила про Злые Советы? Вы очень удивитесь, обнаружив, какое государство Гжендович поместил на территорию нынешней России. И я предоставлю вам самим возможность узнать, кто управляет этим государством. Также в книге не обошлось без отравления неугодных полонием.

Конец действительно непредсказуемый и даже шокирующий. Хотя он дает возможность Норберту отыграть свою роль Человека-Камеры, но до чего же много, оказывается, в предыдущем повествовании было ненужного и лишнего. Кроме того, финал книги такой открытый, что шутка про Гелий-4, -5, -6 и последующие продолжения совсем как бы и не шутка. И еще я честно не знаю, почему это «роман-предупреждение» и каким образом можно было предотвратить основной сюжетный поворот.

И просто забавная цитата для тех, кто помнит, что означает иконка «сохранить» в большинстве программ:

цитата
Над сверкающей белизной его пальцев появился вращающийся символ, напоминавший банан с двумя перевернутыми мисками на концах. Норберт понятия не имел, что это должно означать, но, как и любой другой, прекрасно узнал древний значок голосовой связи.

«Гелий-3»
Ярослав Гжендович
Гелий-3
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 3000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 512 стр.
ISBN: 978-5-17-116594-9
Серия: Звёзды научной фантастики

Аннотация: Представьте, будто существует химический элемент, являющийся почти неисчерпаемым источником энергии. Двух грузовиков этого сырья хватит, чтобы обеспечить электричеством США в течение года. Есть лишь одна проблема... Залежи его находятся на Луне.

2058 год. Бесчеловечный мир, где омнифоны заменили социальные сети, ролики из МегаНета вытеснили СМИ и культуру, а ивентщики стали богами информации. Мир, в котором поделили власть корпорации и правительства, выращивая миллиарды бездумных потребителей, оказывается на грани конфликта.

Норберт, ивентщик с принципами, верит, что сильнодействующая, соответствующим образом поданная информация может встряхнуть и разбудить общество. Вот только может ли одиночка, брошенный в стальные катки системы, оставаться в живых достаточно долго, чтобы что-то изменить?

Комментарий: Внецикловый роман.
Иллюстрация на суперобложке Dark Crayon.





1647
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 апреля 2020 г. 10:45
Отлично! Пропускаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2020 г. 14:29
Значит, вы так и не узнаете, кто возглавляет импе всё, молчу
 


Ссылка на сообщение10 апреля 2020 г. 11:07
Это не страшно. А вот мучить боевик, где действие начинается за 50 страниц до конца — страшновато.


Ссылка на сообщение9 апреля 2020 г. 20:54
Спасибо!
Жду появления в «Лабиринте».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2020 г. 21:00
:beer:


Ссылка на сообщение11 апреля 2020 г. 22:47
Польский крен в ЗнаучнойФ печалит
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2020 г. 23:10
К сожалению, нет энтузиастов, которые бы продвигали португальскую или там норвежскую фантастику так, как Vladimir Puziy — польскую
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2020 г. 08:46
Справедливости ради, я подозреваю, что в Португалии с Норвегией фантастов более-менее толковых явно меньше, чем в Польше, банально по демографическим причинам. Плюс с переводчиками сильно проще.
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2020 г. 02:43
А что именно печалит: сам факт наличия там поляков или те их тексты, которые вы прочли?
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2020 г. 08:45
Не столько факт наличия, сколько то, что серия из англоязычной НФ стала замещаться польской. А поляки не вызывают аллергии, но и восторгов не особо. Мне англоязычная НФ гораздо интереснее.
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2020 г. 13:38
Так она ведь никогда и не позиционировалась как серия англоязычной НФ. %-\ В любом случае это не вопрос квот, т.е. англоязычная выходит по мере готовности и в тех количествах, в которых считает нужным выпускающий редактор (он читает на английском и сам отбирает тексты для серии).
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2020 г. 16:52
Фактически она позиционировалась как некий преемник «Снов разума» с более качественным исполнением. Изначально это и была серия исключительно англоязычной НФ (за вычетом антологий, которые с треском провалились в продажах и продавались за копье). А вот уже в 19м году пошёл Дукай и ко.

За Макдональда и Моргана я как-то не особо беспокоюсь, а вот новых англоязычных авторов последнее время вообще нет (кроме Таде Томпсона, который весьма хорош и хотелось бы продолжение почитать).
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2020 г. 17:08
В «Снах разума» выходил и Дукай, не говоря уж о том, что там с какого-то момента печатали всё подряд, поскольку фактически книги в серию готовили две редакции -- вспомните Теплякова, фэнтези Кея, сборники околомейнстримовских рассказов и проч. Так что если бы новая серия позиционировалась как полноценная преемница «СР», там бы сейчас творился тот ещё бардак. :-)

Но вообще это же всё условности: если издатель видит интересную книгу и верит, что сможет её продать, он покупает права и выпускает её в серии, которая лучше всего для этого подходит (где целевая аудитория скорее всего оценит её по достоинству). С любыми выходами за привычные рамки приходится экспериментировать, но выводить такой эксперимент в отдельную серию слишком рискованно, больше шансов, что книгу купят в уже известной серии.

И польские или французские авторы не срабатывают как птенцы кукушки, их наличие в серии не означает, что они «выпихнули» какого-то англоязычного автора. Я бы и испанцев с японцами почитал, например, -- но...

цитата gooodvin

За Макдональда и Моргана я как-то не особо беспокоюсь, а вот новых англоязычных авторов последнее время вообще нет (кроме Таде Томпсона, который весьма хорош и хотелось бы продолжение почитать).


А тут вопрос в том, видит ли ответственный за серию редактор достойные тексты, которые он готов ставить рядом с Уоттсом, Морганом, Макдональдом (и права на которые ещё свободны). Плюс -- что-то вон ушло в другие серии, как «Сияние» Валенте.

Мне-читателю, конечно, хочется всего Макдональда и Моргана в серии, и Уоттса побольше, и остальных.
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2020 г. 09:46
Факт отсутствия не-поляков и неанглоязычных авторов
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2020 г. 13:40
Это да, неанглоязычных было бы интересно почитать — собственно, там же французскую НФ, насколько помню, и анонсировали... Другое дело, что не во всех странах с этим направлением так хорошо и изобильно, как в Штатах, Великобритании или Польше.


⇑ Наверх