Салман Рушди «Йорик»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вторичный литературный мир | Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Возраст читателя: Для взрослых
Это произведение описывает сложные отношения между принцем Гамлетом, его родителями, Офелией и шутом Йориком. Рушди предлагает читателям новую версию известной всем истории.
Входит в:
— сборник «Восток, Запад», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 16 ноября 2020 г.
В «Гамлете» мы видим, пожалуй, самое масштабное изображение человеческой личности во всей мировой литературе. Человек приравнивается ко всему мирозданию. Возможно, поэтому история, произошедшая на стылых берегах Дании вот уже почти пять столетий будоражит умы все новых авторов. Это уже целый Западный Канон. Не смог не включиться в него и неофит Рушди. Правда от своего имени, как Апдайк например, ему показалось пересказывать этот анекдот скучно, и он нацепил маску Йорика — Лоуренса Стерна, своего предшественника-постмодерниста из 18 века. В его стиле и с его примочками и хохотушками рассказ и написан.
Если отбросить разные фабульные финтифлюшки, коими Рушди свой рассказ украшает, суть трагедии Гамлета сводится к Эдипову комплексу. Трактовка давняя и почтенная, к тому же изящно изложенная. И ее можно принять, только с оговоркой. Гамлет — человек-вселенная и его существование, как и всякой другой разумной твари в нашей общей большой Вселенной, нельзя свести к одной первопричине и одному мотиву поведения. Это не Большой взрыв, порождающий нашу самость, а всего лишь важная, но одна из многих констант удела человеческого.
Впрочем, Рушди здесь только играет в смыслы. Но как игрок он чертовски крепок и глубок.
kkk72, 3 марта 2010 г.
Не так все было, совсем не так, а (Профессор) Шекспир ошибался. Салман Рушди предлагает новую трактовку событий, описанных в «Гамлете». Изящно жонглируя словесами, автор выстраивает крайне причудливую конструкцию, в значительной мере не соответствующую оригиналу. Сделав несколько весьма вольных предположений о том, что большинство героев произведения воспринимали все происшедшее совершенно неправильно, Рушди каким-то образом свел концы с концами в своей истории. Однако, у меня сложилось впечатление, что автор в форме изысканной постмодернистской игры просто самым нахальным образом морочит голову читателям, пытаясь выдать откровенную подделку за чистую монету.