FantLab ru

Роберт М. Вегнер «Каждая мёртвая мечта»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.24
Голосов:
65
Моя оценка:
-

подробнее

Каждая мёртвая мечта

Każde martwe marzenie

Роман, год; цикл «Сказания Меекханского пограничья»

Аннотация:

На южных границах Меекхана вспыхивает восстание рабов, униженные и обездоленные хотят отомстить каждому и не щадят никого. Генно Ласкольник и его войска оказываются в самом сердце этой войны. Что они ищут среди бунтовщиков, решивших сбросить вековое иго? А за тысячи миль от разгорающейся резни, на севере, отряд Горной Стражи оказывается внутри зловещего артефакта, пришедшего из другой эпохи, тайны которого погубили уже немало жизней. Меекхан истекает кровью, и ничто не может остановить пламя, пожирающее империю. Но людям, сражающимся друг с другом, предстоит узнать, что их земля, да и они сами, стали полем боя тех, кто страшнее и могущественнее любого человека, тех, кто очень долго ждал возможности вернуться. Вернуться и все изменить. Судьбы Севера, Юга, Востока и Запада затягиваются тугим узлом, и предсказать, кто умрет, а кто останется в живых в этой битве, уже невозможно.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2018 // Роман

лауреат
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2019 // Серебро

Номинации на премии:


номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Польская книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Каждая мертвая мечта
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Każde martwe marzenie
2018 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  45  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал пятый «Меекхан» на польском. /Книга уже напечатана и рассылается по предзаказам, но литагенты имеют свои бонусы, так что я получил её раньше / Попытаюсь обобщить впечатления, в том числе и для себя.

Сперва общие соображения, потом ряд условных спойлеров под тегом, чтобы не портить удовольствие тем, кто предпочитает всё узнать из первых рук. ;)

1. Вегнер говорил, что пятый будет во многом подытоживающим томом. Не финальным, но после него станет окончательно ясно, что происходит и о чём эта история. Не обманул. В конце становится понятен расклад сил и Сил -- пусть и не до конца, но в основных его чертах; в первом эпилоге мы даже увидим ту особу, которая, видимо, всё это затеяла.

2. Много сюжетных линий: помимо основных героев, Вегнер использует в качестве ПОВ-ов Первого, Второго и Третьего Крыс, бывших меекханских солдат (а ныне -- взбунтовавшихся рабов) и т.д. Всё -- уместно, соразмерно, без размазывания каши по тарелке.

Отдельно отмечу то, насколько изящно автор сплетает все линии, устраивая тематические переклички между ними, медленно, но неотвратимо подводя нас к финалу/финалам. Удивить ему уменя удалось, и не раз!

3. Политика. Как всегда, это важная часть истории, но подана она, опять же, в том количестве, которое необходимо для основной истории. Нет ощущения, будто автор увлёкся миростроительством и делится всеми наработками по миру просто потому, что -- ну, он же их уже выдумал.

Да, политика в мире, где работает магия и приходится учитывать воздействие Бессмертных, -- особое искусство, и следить за линией императора и Крыс с Гончими мне было очень интересно.

4. Какое же эпическое фэнтези без войны? В конце нас ждёт масштабное сражение с неожиданными твистами и, разумеется, супертвистом в конце. Но помимо него, будет несколько сражений поменьше.

5. Концепция мироустройства. Вот это было реально круто. То есть -- мы уже знаем, в чём Вегнер силён: яркие персонажи, неожиданные твисты, интересные подробности мира (этнографические, мифологические и проч.). Но вот когда узнаёшь о подноготной всего происходящего... На моей памяти, это первый случай введения в чисто жанровое фэнтези идей из НФ -- и при этом фэнтези у Вегнера не превращается в НФ, а остаётся эталонным, чистейшим фэнтези. (Нет, не «наш мир -- это высокотехнологический мир, который после катастрофы скатился в средневековье«!)

На мой взгляд, задумка шикарная.

6. Из относительных минусов: порой герои больше наблюдают, чем действуют, -- и нужны в тех или иных случаях в первую очередь как «камера». Этого пока не много, и причины понятны: автор сводит в одном, пусть и огромном романе несколько сюжетных линий, и при этом ему нужно рассказать завершённый фрагмент эпической истории. Пока это не критично, но... посмотрим, как он будет справляться с этим в шестом томе.

7. Твисты у него шикарные, почти в каждой главе новая информация + такие сюжетные повороты, что -- ой. /я повторяюсь, да? /

8. Много нового узнаём не только о «вселенной Меекхана», но и об отдельных деталях: эволюция богов, подноготная появления тех-самых-кораблей, круговорот душ в мире, основы шаманской магии, природа магии аспектированной (точнее -- некоторые её нюансы), откуда взялись те четверорукие исполины, о которых мы уже слышали (и тела которых видели); что такое Урочища, что пытались сотворить в конце третьего тома во время битвы между Фургонщиками и кочевниками, откуда берутся и кто такие, собственно, Кана, серые убийцы, фальшивая графиня из третьего тома... Иными словами: да, ждать пришлось долго, но оно того стоило.

9. Совершенно неясно, куда дело свернёт дальше. То есть вот после всего, чем закончился пятый том, вариантов -- тьма, и зная Вегнера, очевидными путями он не пойдёт. И чертовски интересно, как он вообще будет разруливать со всем тем, что там случилось. Любители «тёмного фэнтези», похоже, с шестого тома получат ещё больше поводов любить «Меекхан».

10. В пятом томе стало ощутимо больше ноток, напоминающих «Малазан» и «Чёрный отряд». Дело не только в солдатских ПОВ-ах (а к линии Кеннета и Шестёрок добавится ещё несколько второстепенных персонажей из повстанческой армии). В «Малазане» одна из основных тем -- несправедливость, невнимание власть имущих и Сил к обычным людям, презрение к их страданиям, -- и то, что это презрение рано или поздно бьёт по «сильным» бумерангом. Эта нота в пятом романе звучит очень мощно и уместно.

Ну, а теперь СПОЙЛЕРЫ.

- — - СПОЙЛЕРЫ- — -

[h]1. Ятех появится только в эпилоге (одном из двух), зато будут: Кеннет с отрядом, Альтсин, Деанна, Ласкольник (через ПОВ Кайлеан), Кай«ла -- это основные линии. Также мы увидим императорский двор (через ПОВ-ов 1 и 3 Крыс и один раз -- глазами императора); Второй из Крыс покажет нам одно из Урочищ, которое находится очень близко к столице и впервые за многие годы начало проявлять активность; лагерь восставших рабов меекханского (и не только) происхождения нам покажут через ПОВ-ы простых солдат.

1.1. Я ждал, что императора рано или поздно убьют, но Вегнер сделал коварнее: тот отправляется к этому вот Урочищу, Первый из Крыс узнаёт, что там сейчас случится пипец, и спешит, чтобы немедленно вызвать императора обратно... и дальше в этой линии глав нет, ждите шестого тома.

Да, сам император и верховные Крысы (как и Гончая) очень классно сделаны. Мы видели до сих пор только третьего, если память меня не подводит. Глава с ПОВ-ом Первого из Крыс ооочень интересную информацию добавила, да и сам образ этого персонажа интересный.

2. Один из кораблей Бессмертного Флота играет ключевую роль в данном романе; через него нам и рассказывают ключевые же тайны мироустройства. Будет очень неожиданно (и не все доживут до финала). Тут нас ждёт смесь «Малазана» (помните, был там такой кораблик? :) ) с «Террором». Причём до конца все тайны кораблей мы не узнали, впереди, похоже, ещё немало сюрпризов.

3. Альтсин разбирается с самим собой и фрагментом души божества, который он объял. Ну как «разбирается»: на месте он не сидит, а активно перемещается по миру, в конце концов его линия пересекается с линией Кеннета. В финале Альтсин делает неожиданное предложение ахерам (и их верховному шаману в частности).

Деанна, соответственно, встречается с чаарданом Ласкольника. Но у неё там восстание, которое она не хочет подавлять ценой резни, -- а обстоятельства к этому толкают.

4. Кай«ла попадает в Мрак и какое-то время проводит среди ваихиров. Они в конце концов отправляются совершать невозможное (по крайней мере -- то, что раньше им не удавалось), а её берут с собой. В конце этой линии несколько мощных твистов, и из неё же мы узнаём о природе ваихиров, прошлом Мрака... а, и увидим скованного бога. Впечатляет.

(При этом [i]мне кажется[/i], что эту линию Вегнер собирался ввести позже, но потом передумал и вставил сюда: видимо, из-за этого книга и задержалась. Ну и не зря: она добавила размаху и эпичности, чего уж). [/h]

- — - КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ — - —

И ещё несколько соображений.

Упоминаются новые народы и мощнейшие артефакты, часть из них уже сыграла свою роль, часть явно появится в будущем. Но это не умножение сущностей, потому что предпосылки всего этого были в первых книгах. Но ставки растут и масштаб происходящего, опять же, напоминает скорее «Малазан» -- но только «Малазан», написанный в режиме «reader frendly».

Шестой том явно не будет последним. Но, по моим внутренним ощущениям, пятый был переломным: позади осталось больше, чем впереди. Впрочем, мои ощущения -- дело такое, посмотрим, что скажет Роберт.

Пару раз снимал с полки и освежал в памяти отдельные фрагменты предыдущих книг. Видно, насколько загодя Вегнер готовит некоторые сюрпризы.

В общем, очень понравилось, читал, разумеется, вне всяких очередей на чтение, отложив то, что читал до получения файла. Уровень Вегнера, имхо, растёт. Шестого тома очень жду, но понимаю, что это года через полтора-два: пишет он их пока в свободное от работы время, и пишет очень старательно, так что по книге в год вряд ли будет выдавать. С другой стороны, и объёмы каждого тома внушительные.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Каждая мертвая мечта» — это своеобразное подведение итогов. Роберт Вегнер в пятом томе своих «Сказаний Меекханского пограничья» не только провел черту, но и продвинул вперед почти все сюжетные линии предыдущих томов. За бортом авторского внимания оказались только Йатех с Малышкой Канной, которым лишь в самом конце дают пару страниц «экранного времени». Самое прекрасное, что у Вегнера действительно получилось связать все концы с концами, причем так, что о событиях шестого тома можно только гадать, настолько неясно в какую сторону все вывернет.

Итак, основных сюжетных линий в романе шесть, плюс несколько второстепенных для полноты картины.

• Император, первая тройка Крыс и Первая Гончая. В первой половине романа именно они занимают центральное место, а все повествование строится через их совещания. И это хорошо. Наконец-то читателю дают возможность взглянуть поближе на большую политику Меекхана и познакомиться с ее ключевыми игроками.

• Лейтенант Кеннет-лив-Даравит и его рота Горной Стражи. Эти славные парни отправляются на север, где натыкаются на ряд проблем в лице околобожественных сущностей. Следить за их приключениями было достаточно интересно, а уж когда их сюжетная линия приобретает триллерные и даже почти хоррорные очертания, становилось еще интереснее. Очень приятно было наблюдать их взаимодействие с другим ключевым персонажем серии. Причем, в этот раз это взаимодействие получилось несколько поживее, нежели обмен любезностями с Ласкольником и Ко в одном из предыдущих томов.

• Альтсин. Бедолага вор, объявший своей душой кусок сущности Владыки Битв, мотается по свету, дабы узнать, что же или кто же баламутит воду по округе. Альтсин, в принципе, один самых интересных персонажей цикла для меня, тут раскрывается во всей красе, показывая отличный внутренний рост. Финал его линии оставляет в некотором недоумении, но здесь почти все сюжетные линии непонятно как и куда будут выруливать дальше.

• Деана. Девушка встает во главе Белого Коноверина, и поначалу кажется, что она решит поиграть в Дейенерис Бурерожденную. Но Вегнер очень грамотно проводит Деану по тропе южной политики и всеми обстоятельствами вынуждает ее решать конфликт с рабами не совсем обычным путем. В результате персонаж так и не превращается «Мэри Сью», за что автору большое спасибо.

• Ласкольник и лучшая часть его чаардана. Эта команда отправляется на юг в самое сердце восстания рабов. Именно в данной сюжетной линии Вегнер дает больше всего иронии и простого, но добротного армейского юморка. Плюс, именно благодаря Кайлеан и Ласкольнику война здесь показана гораздо менее однозначной, нежели в «Небе цвета стали». В третьем романе я однозначно знал, на чьей стороне мои симпатии, в «Каждой мертвой мечте» я в равной степени переживал за обе стороны конфликта и до последнего надеялся на разрешение ситуации минимумом кровопролития.

• Кей’ла. Девочка, чуть не ставшая ана’богом в «Небе цвета стали», в данной книге активно путешествует сквозь Мрак и ее линия одна из самых трогательных и одновременно – одна из самых важных для понимания глобального сюжета.

Пятый том получился очень сбалансированным, в нем хорошо виден рост Вегнера как писателя. Взять все сюжетные линии, грамотно их увязать между собой, причем не только событиями, но и проблематикой, не забыть выстрелить из кучи ружей, развешанной в предыдущих книгах и подать все это с таким размахом – это надо очень сильно постараться. При этом в романе нет крена в какую-то одну сторону, это по прежнему эпическое фэнтези, где достаточно много внимания уделено и политике, и военным действиям, и схваткам, и приключениям, и триллеру, и даже грандиозным космогоническим идеям, от которых просто голова идет кругом. А еще в книге есть неожиданные повороты. Много неожиданных поворотов.

Перед нами пример серии, которая том от тома все хорошеет и хорошеет. Очень надеюсь, что следующая часть не уронит планку качества. Пока что все предпосылки для этого есть.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну не нравится мне форма и стиль последних двух книг, более того считаю это неэтичным по отношению к читателю менять настолько стиль (в угоду издателям, как я подозреваю).

И хотя многие расценивают такой шаг как рост мастерства автора, я считаю напротив — автору не хватает мастерства справиться с собственным детищем и он переходит к более простой форме, позволяющей использовать более дешевые приемы для спайки картинки воедино. Как то — прерывание сцен для сохранения интриги, ввод «сторонних персонажей» для охвата картинки или драматизма и прочих технических нужд. Например, сцена с двумя близнецами в лобовой атаке меня просто «вымыкнула» своей тупизной и ненужностью — и это рост мастерства?!

То есть, если бы том состоял из повести про Юг, повести про Север и рассказов про Дворец и про Мрак (с соответствующими стилистическими изменениями), то было бы лучше, хоть и меньше по обьему. А так, для понимания сквозного сюжета достаточно прочесть пяток глав в начале и конце, а остальное, выходит, «вода» и «жвачка»?!

Впрочем книга понравилась и ,на мой взгляд, оправдала долгое ожидание (сюжет движется, персонажи развиваются, мир изменяется), но это скатывание в малазанщину пугает.

Оценку сильно завышаю: +1 потому что цикл целиком все еще нравится; +1 потому что с альтернативами как-то не густо

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди которые без ума от данной серии скажут, конечно, что Вегнер все-все-все придумал сам. Что это не добротная, качественно переосмысленная работа с источниками, взятая из Сапковского, Эриксона, Муркока и бог знает из кого еще, а прям оригинальный оригинал. Мол Генно Ласкольник это ни как не Мэнно Коегоорн, Креган-бер-Арленс никакого отношения к вар Эмрейсу не имеет, а мир Мрак, с «небом цвета стали», ни разу не Имперский Путь. Лично мои сомнения отпали напрочь когда я обнаружил целое предложение которое Вегнер тупо скопипастил у Эриксона, сохранив 90% слов оригинала и слегка поменяв их порядок. Так что со мной поспорить о вторичности данной серии не удастся, хотя я и не ставлю это произведению в минус. Свежая идея, нечто новое — плюс огромный, но есть немало примеров с отсутствием всего остального, чего ждешь от книги.

Но этот отзыв не про оригинальность.

Есть рассказ по фактам и есть рассказ в соответствии с фактами. Второй случай это, по сути, сочинение на тему когда финал известен. Чем больше конкретных фактов, приведших к заданному финалу, известно тем меньше рассказчику приходится нести отсебятину. Тем более рассказ становится верифистичным. В противном случае, при серьезном подходе к сочинительству, в ход идут аналогии. Если аналогов нет, то рекомендуется узнать у сведущих людей как же можно добиться желательного финала, но это чревато проблемами. Рассказчику могут сказать прямо — так не бывает, даже если призвать на помощь всю мощь человеческой фантазии и сгладить самые острые углы — ни хрена не выйдет! Если по хорошему, надо менять либо пересматривать финал, а тут вдруг засада — финал есть ключевая часть всей фабулы! Все, финиш, неизменен! В итоге в рассказе появляются серьезные лакуны, мол случилось так-то и так-то, а почему — да ктож знает? Хреновенько, но терпимо. Хуже, много хуже, когда автор начинает нести беззастенчивую чушь!

Когда в «Небе Цвета Стали» Вегнер на голубом глазу объявил, что центральной частью стратегии веданно, намеревавшихся устроить се-кохландийцам небольшой геноцид, является «надежда» — я поперхнулся слюной. Для тех кто не вполне осознал этот момент переведу — мы, мол, надеялись что сами кочевники помогут массово убивать себя как можно эффективнее, поскольку сведут к минимуму уничтожение ключевого инструмента своего убийства. Я прекрасно помню данный момент, так как ровно до него относился к серии с большим энтузиазмом. Это как знаете, вы едите некий деликатес в ресторане, а уже почти доев обнаруживаете в блюде, скажем, мучного червя. Или чего похуже! То есть вот мгновение назад было очень вкусно, но вас, тем не менее, тошнит от омерзения!

История про то, что люди, знающие местность как свои пять пальцев и чья нормальная повседневная жизнь зависит от источников воды, прошляпили карту водоносных слоев в самый критический момент, и прошляпив не отыграли назад, а тупо сели медленно умирать, уже вызвала только тяжелый вздох. Я приготовился страдать от горького разочарования, хотя и надеялся что Вегнер реабилитируется. «Память Всех Слов» я ждал с огромным нетерпением.

Вегнер не подвел. «Память» реально хороша, на уровне первых двух и более того. Я позволил себе расслабиться. Зря!

Пределы идиотизма, в которые меня пытаются заставить поверить в «Каждой Мертвой Мечте», существенно расширились. Если финальной целью ставится очень быстрое массовое убийство, совершенно невозможная при нормальных обстоятельствах резня, то способ лишь один. Лидеры тех самых людей, которых будут убивать, должны добросовестно и добровольно делать все для достижения этой цели! То есть мы наблюдаем самое большое коллективное самоубийство в истории литературы!

Если более чем стотысячная толпа, при соотношении сил двадцать к одному, ведомая профессиональными военными, не уничтожает беспомощные остатки враждебной армии. Если умудряется проспать (как?) весь процесс залезания ее же на стену осажденного города. Если спустя рукава относится к крайне, стратегически, важной цели и не берет город штурмом. Если для преодоления восемнадцати футовой, шести метровой, стены делает что угодно, но не самое простое при таком количестве рук, т.е. банальную насыпь. Если тратит время и ресурсы на строительство фургонов, на вязку плотов на скорость, на перегораживание рек, но не на рампы и осадные башни. Если пренебрегает не только дальней разведкой, но и банальным тыловым охранением. Если вместо попыток обмана противника маневром и затягивания боя раз за разом посылает массы людей на бессмысленный убой. Если, если, если ... Не говоря уже того, что скрытно-внезапный выход из леса двадцатитысячного войска может сочинить человек который ни разу не был в лесу и не представляющий сколько шума создает хотя бы один полк просто стоя на плацу!

В итоге получаем весьма странную вещь, столь же отличную в одних местах, сколь и отвратительную в других. Ну вот почти нет у меня претензий к «героической» части серии. А вот «военная» часть, тут уже видно что это далеко не конек Вегнера. Хуже всего то, что впереди нас явно ждут именно массы массовых баталий, а потому «Сказания» рискуют стать самым большим разочарованием в моей читательской практике.

ЗЫ: Интересно, есть ли шанс предъявить Вегнеру ущерб моему здоровью: за три часа потраченных на финал книги я от возмущения скурил более полупачки сигарет?

ЗЫЫ: Имел вчера спор на тему, понял что вышеописанные вещи для многих совсем не очевидны. Оки, вот вам задачка на логику: дерево прекрасно горит, маги огня в наличии, «передвижной лагерь» из деревянных фургонов защищен от слонов и атакуем только конницей. Где тут противоречие?

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь мощно же получилось. Читал практически сразу после свежего Аберкромби и временами Вегнер был на голову выше. Причем интрига с Богами и Древом Миров весьма масштабная, но у Вегнера получилось не скатиться в занудность, как у Эриксона.

Автор явно вырос, как писатель, если он остальные книги закончит хотя бы на таком же уровне — уже станет в ряд классиков.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор и в пятой книге «Сказаний Меекханского пограничья» остается полностью верен своим принципам написания этого цикла. Во-первых, увеличивается количество страниц в каждом последующем томе. В этой книге их уже 864. Но на объем и количество событий сюжета книги это абсолютно не влияет. Ярким примером может служить встреча императора Меекхана и глав внешней и внутренней разведки империи, которая занимает порядка 150 страниц. Это всего лишь одна встреча. Кроме того, эту встречу можно назвать кратким содержанием предыдущих серий, так как на ней перечисляются основные события третьей и четвертой книги. Напомню, что две первые книги сказаний представляют собой сборники повестей, основная задача, на мой взгляд, которых – это знакомство с действующими лицами и местами предстоящих событий. Во-вторых, это пятая (нечетная) книга сказаний и по динамике сюжета она намного превосходит вторую, а особенно четвертую книгу цикла, в которых развитие событий явно приостановлено. В-третьих, все же описание военных баталий (битв) у автора достаточно затянуто, точно также как и в третьей книге раскрыта решающая битва Фургонщиков и кочевников. С определенного момента не оставляет желание скорейшего окончания битвы. И, наконец, последнее. Этот роман всего лишь продолжение «Сказаний Меекханского пограничья», в котором автор организовал встречу некоторых героев и заложил основу будущих книг. Всем любителям фэнтези читать обязательно, так как, в общем, этот цикл без малейшей натяжки можно считать отличным.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если можно сказать об этой книге одним словом, то им будет «продолжение».

Развитие существенно лишь по линии космогонии — увы, объяснения, всё же, нагнали цикл и теперь мы знаем функции Мрака, суть Ветвей и т.п. Отмечу разработки элефантерии и экономики телепортов, но, в целом — так... След в след идем «Памяти всех слов», примерно, включая вкусные эпилоги, в пределах месяца от событий предыдущей книжки.

По сюжету: Альтсин встречает Шестую роту... Горцы встречают клыкастого шамана... Девочка встречает четвероруких... Четверорукие звереют... Меехканский генштаб в остатках былой роскоши, исарка не спешит на поле битвы, интриги, лед, дым, страдания, лодки, фургоны, пафос, Ласкольник, Пледик, наездник Молний, Аспекты, духи, логистика и всё такое.

«Порадовало» оформление: карта острова Амонерии добралась до читателя. Перевод хорош в той же степени — ездовую лошадь ведут вожжами и т.п. запинки с обмолвками.

Фанатам рекомендую.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх