fantlab ru

Роберт М. Вегнер «Каждая мёртвая мечта»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.58
Оценок:
790
Моя оценка:
-

подробнее

Каждая мёртвая мечта

Każde martwe marzenie

Роман, год; цикл «Сказания Меекханского пограничья»

Аннотация:

На южных границах Меекхана вспыхивает восстание рабов, униженные и обездоленные хотят отомстить каждому и не щадят никого. Генно Ласкольник и его войска оказываются в самом сердце этой войны. Что они ищут среди бунтовщиков, решивших сбросить вековое иго? А за тысячи миль от разгорающейся резни, на севере, отряд Горной Стражи оказывается внутри зловещего артефакта, пришедшего из другой эпохи, тайны которого погубили уже немало жизней. Меекхан истекает кровью, и ничто не может остановить пламя, пожирающее империю. Но людям, сражающимся друг с другом, предстоит узнать, что их земля, да и они сами, стали полем боя тех, кто страшнее и могущественнее любого человека, тех, кто очень долго ждал возможности вернуться. Вернуться и все изменить. Судьбы Севера, Юга, Востока и Запада затягиваются тугим узлом, и предсказать, кто умрет, а кто останется в живых в этой битве, уже невозможно.

Другая аннотация:

После визита неких диких гостей с востока Империи пришлось восстанавливать страну. Но это уже в прошлом. В Империи есть люди, что с большим беспокойством следят за событиями на Дальнем Юге, половина которого уже охвачена огнем. Креган-бер-Арленс, могущественный правитель Меекхана, напряжённо совещается с главами шпионов, пытаясь разобраться, что творится в империи и её окрестностях.

Тем временем Генно Ласкольник, тот, кто разгромил се-кохландийцев, спас верданно, являющегося доверенным человеком императора, с отрядом отправляется на юг. Важный меекханский генерал странствует в сопровождении трёх женщин и четырёх мужчин. Причем — не вооруженных до зубов великанов: если не считать одного плечистого крепыша, все были вполне обычными с виду. Отряд кха-дара отказывается в Белом Конаверине, где бушует грандиозное восстание рабов, а новая владычица страны Деана д’Кллеан не торопится топить бунт в крови...

Дальше прочих выдвинутый на север отряд Горной Стражи получил приказ сторожить перевал, где они обнаружили лагерь ахеров, которые, похоже, готовились нанести визит в Империю. Командир Кеннета-лив-Даравита, лейтенант Шестой роты Шестого полка Горной Стражи из Белендена, решается на безумную миссию вместо того, чтобы рискнуть повоевать; с пятьюдесятью людьми у него была слабая позиция для переговоров. Спасаясь от неминуемой гибели, отряд попадает на легендарный гигантский корабль сгинувшего тысячи лет назад Бессмертного Флота...

Бывший вор Альтсин Авендех, вобравший в себя частицу бога войны, шаг за шагом постигает новую сущность, заодно расследуя тайны далёкого прошлого, а Кей’ла из племени Фургонщиков-верданно вместе со странным пареньком-убийцей, которому она дала прозвище Пледик, странствует по Мраку, иному миру за Завесой, знакомясь с его обитателями…

Итак, планы повстанцев — конкретны, они знают, что хотят получить. Свободу. Свободу для всех, кто захочет снять ошейники, присоединиться к ним и вместе сражаться. Безумие закончится не скоро, потому что Дальний Юг долго пахал и засеивал это поле ненависти. А теперь станет собирать с него урожай. И впервые за тысячу лет Агар от Огня встанет к битве с другим богом.


Входит в:

— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2019», 2019 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2018 // Роман

лауреат
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2019 // Серебро

лауреат
Византийский ковчег (Лель), 2019 // Лель (Польша)

Номинации на премии:


номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Польская книга года

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года по версии читателей - Переводная фантастика (8,58 %)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Каждая мертвая мечта
2019 г.
Сказания Меекханского пограничья. Каждая мертвая мечта
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Każde martwe marzenie
2018 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2019
2019 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  56  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал пятый «Меекхан» на польском. /Книга уже напечатана и рассылается по предзаказам, но литагенты имеют свои бонусы, так что я получил её раньше / Попытаюсь обобщить впечатления, в том числе и для себя.

Сперва общие соображения, потом ряд условных спойлеров под тегом, чтобы не портить удовольствие тем, кто предпочитает всё узнать из первых рук. ;)

1. Вегнер говорил, что пятый будет во многом подытоживающим томом. Не финальным, но после него станет окончательно ясно, что происходит и о чём эта история. Не обманул. В конце становится понятен расклад сил и Сил -- пусть и не до конца, но в основных его чертах; в первом эпилоге мы даже увидим ту особу, которая, видимо, всё это затеяла.

2. Много сюжетных линий: помимо основных героев, Вегнер использует в качестве ПОВ-ов Первого, Второго и Третьего Крыс, бывших меекханских солдат (а ныне -- взбунтовавшихся рабов) и т.д. Всё -- уместно, соразмерно, без размазывания каши по тарелке.

Отдельно отмечу то, насколько изящно автор сплетает все линии, устраивая тематические переклички между ними, медленно, но неотвратимо подводя нас к финалу/финалам. Удивить ему уменя удалось, и не раз!

3. Политика. Как всегда, это важная часть истории, но подана она, опять же, в том количестве, которое необходимо для основной истории. Нет ощущения, будто автор увлёкся миростроительством и делится всеми наработками по миру просто потому, что -- ну, он же их уже выдумал.

Да, политика в мире, где работает магия и приходится учитывать воздействие Бессмертных, -- особое искусство, и следить за линией императора и Крыс с Гончими мне было очень интересно.

4. Какое же эпическое фэнтези без войны? В конце нас ждёт масштабное сражение с неожиданными твистами и, разумеется, супертвистом в конце. Но помимо него, будет несколько сражений поменьше.

5. Концепция мироустройства. Вот это было реально круто. То есть -- мы уже знаем, в чём Вегнер силён: яркие персонажи, неожиданные твисты, интересные подробности мира (этнографические, мифологические и проч.). Но вот когда узнаёшь о подноготной всего происходящего... На моей памяти, это первый случай введения в чисто жанровое фэнтези идей из НФ -- и при этом фэнтези у Вегнера не превращается в НФ, а остаётся эталонным, чистейшим фэнтези. (Нет, не «наш мир -- это высокотехнологический мир, который после катастрофы скатился в средневековье«!)

На мой взгляд, задумка шикарная.

6. Из относительных минусов: порой герои больше наблюдают, чем действуют, -- и нужны в тех или иных случаях в первую очередь как «камера». Этого пока не много, и причины понятны: автор сводит в одном, пусть и огромном романе несколько сюжетных линий, и при этом ему нужно рассказать завершённый фрагмент эпической истории. Пока это не критично, но... посмотрим, как он будет справляться с этим в шестом томе.

7. Твисты у него шикарные, почти в каждой главе новая информация + такие сюжетные повороты, что -- ой. /я повторяюсь, да? /

8. Много нового узнаём не только о «вселенной Меекхана», но и об отдельных деталях: эволюция богов, подноготная появления тех-самых-кораблей, круговорот душ в мире, основы шаманской магии, природа магии аспектированной (точнее -- некоторые её нюансы), откуда взялись те четверорукие исполины, о которых мы уже слышали (и тела которых видели); что такое Урочища, что пытались сотворить в конце третьего тома во время битвы между Фургонщиками и кочевниками, откуда берутся и кто такие, собственно, Кана, серые убийцы, фальшивая графиня из третьего тома... Иными словами: да, ждать пришлось долго, но оно того стоило.

9. Совершенно неясно, куда дело свернёт дальше. То есть вот после всего, чем закончился пятый том, вариантов -- тьма, и зная Вегнера, очевидными путями он не пойдёт. И чертовски интересно, как он вообще будет разруливать со всем тем, что там случилось. Любители «тёмного фэнтези», похоже, с шестого тома получат ещё больше поводов любить «Меекхан».

10. В пятом томе стало ощутимо больше ноток, напоминающих «Малазан» и «Чёрный отряд». Дело не только в солдатских ПОВ-ах (а к линии Кеннета и Шестёрок добавится ещё несколько второстепенных персонажей из повстанческой армии). В «Малазане» одна из основных тем -- несправедливость, невнимание власть имущих и Сил к обычным людям, презрение к их страданиям, -- и то, что это презрение рано или поздно бьёт по «сильным» бумерангом. Эта нота в пятом романе звучит очень мощно и уместно.

Ну, а теперь СПОЙЛЕРЫ.

- — - СПОЙЛЕРЫ- — -

[h]1. Ятех появится только в эпилоге (одном из двух), зато будут: Кеннет с отрядом, Альтсин, Деанна, Ласкольник (через ПОВ Кайлеан), Кай«ла -- это основные линии. Также мы увидим императорский двор (через ПОВ-ов 1 и 3 Крыс и один раз -- глазами императора); Второй из Крыс покажет нам одно из Урочищ, которое находится очень близко к столице и впервые за многие годы начало проявлять активность; лагерь восставших рабов меекханского (и не только) происхождения нам покажут через ПОВ-ы простых солдат.

1.1. Я ждал, что императора рано или поздно убьют, но Вегнер сделал коварнее: тот отправляется к этому вот Урочищу, Первый из Крыс узнаёт, что там сейчас случится пипец, и спешит, чтобы немедленно вызвать императора обратно... и дальше в этой линии глав нет, ждите шестого тома.

Да, сам император и верховные Крысы (как и Гончая) очень классно сделаны. Мы видели до сих пор только третьего, если память меня не подводит. Глава с ПОВ-ом Первого из Крыс ооочень интересную информацию добавила, да и сам образ этого персонажа интересный.

2. Один из кораблей Бессмертного Флота играет ключевую роль в данном романе; через него нам и рассказывают ключевые же тайны мироустройства. Будет очень неожиданно (и не все доживут до финала). Тут нас ждёт смесь «Малазана» (помните, был там такой кораблик? :) ) с «Террором». Причём до конца все тайны кораблей мы не узнали, впереди, похоже, ещё немало сюрпризов.

3. Альтсин разбирается с самим собой и фрагментом души божества, который он объял. Ну как «разбирается»: на месте он не сидит, а активно перемещается по миру, в конце концов его линия пересекается с линией Кеннета. В финале Альтсин делает неожиданное предложение ахерам (и их верховному шаману в частности).

Деанна, соответственно, встречается с чаарданом Ласкольника. Но у неё там восстание, которое она не хочет подавлять ценой резни, -- а обстоятельства к этому толкают.

4. Кай«ла попадает в Мрак и какое-то время проводит среди ваихиров. Они в конце концов отправляются совершать невозможное (по крайней мере -- то, что раньше им не удавалось), а её берут с собой. В конце этой линии несколько мощных твистов, и из неё же мы узнаём о природе ваихиров, прошлом Мрака... а, и увидим скованного бога. Впечатляет.

(При этом [i]мне кажется[/i], что эту линию Вегнер собирался ввести позже, но потом передумал и вставил сюда: видимо, из-за этого книга и задержалась. Ну и не зря: она добавила размаху и эпичности, чего уж). [/h]

- — - КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ — - —

И ещё несколько соображений.

Упоминаются новые народы и мощнейшие артефакты, часть из них уже сыграла свою роль, часть явно появится в будущем. Но это не умножение сущностей, потому что предпосылки всего этого были в первых книгах. Но ставки растут и масштаб происходящего, опять же, напоминает скорее «Малазан» -- но только «Малазан», написанный в режиме «reader frendly».

Шестой том явно не будет последним. Но, по моим внутренним ощущениям, пятый был переломным: позади осталось больше, чем впереди. Впрочем, мои ощущения -- дело такое, посмотрим, что скажет Роберт.

Пару раз снимал с полки и освежал в памяти отдельные фрагменты предыдущих книг. Видно, насколько загодя Вегнер готовит некоторые сюрпризы.

В общем, очень понравилось, читал, разумеется, вне всяких очередей на чтение, отложив то, что читал до получения файла. Уровень Вегнера, имхо, растёт. Шестого тома очень жду, но понимаю, что это года через полтора-два: пишет он их пока в свободное от работы время, и пишет очень старательно, так что по книге в год вряд ли будет выдавать. С другой стороны, и объёмы каждого тома внушительные.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Каждая мертвая мечта» — это своеобразное подведение итогов цикла. Роберт Вегнер в пятом томе «Сказаний Меекханского пограничья» не только провел черту под событиями всех предыдущих томов, но и продвинул вперед почти все сюжетные линии. За бортом авторского внимания оказались только Йатех с Малышкой Канной, которым лишь в самом конце дается пара страниц «экранного времени». Нельзя не признать, что у Вегнера действительно получилось связать все события в единое полотно эпических масштабов, причем так, что о событиях шестого тома можно только гадать, настолько неясно, в какую сторону история повернет дальше.

В романе шесть основных сюжетных линий, плюс несколько второстепенных для полноты картины. В начале романа центральное место занимают Император, главная тройка Крыс и Первая Гончая, а все повествование строится через их совещания. Наконец-то читателю дают возможность взглянуть поближе на большую политику Меекхана и познакомиться с ее ключевыми игроками. Время от времени Император со своими приближенными вспоминают о прочих персонажах цикла и читателю дают взглянуть на положение дел за пределами императорского двора.

Например, лейтенант Кеннет-лив-Даравит и его славная рота Горной Стражи отправляется на север, где натыкается на ряд проблем в виде околобожественных сущностей. Следить за их приключениями интересно, а уж когда их сюжетная линия приобретает триллерные и даже почти хоррорные очертания, становится еще интереснее. В это время Альтсин, бедолага вор, объявший своей душой кусок сущности Владыки Битв, мотается по свету, чтобы узнать, что же или кто же баламутит воду по округе, и в итоге тоже оказывается на севере. Альтсин тут раскрывается во всей красе, показывая отличный внутренний рост и способность нетривиально мыслить.

А на противоположном краю Меекхана Деана встает во главе Белого Коноверина, и поначалу может показаться, что она решит поиграть в Дейенерис Бурерожденную. Но Вегнер очень грамотно проводит девушку по сюжету, так и не лишая ее индивидуальности. Там же на юге действует генерал Ласкольник и лучшая часть его чаардана. Именно через них Вегнер дает больше всего иронии, простого, но добротного армейского юмора, а также неоднозначности. Благодаря Ласкольнику читатель может видеть, что у каждой стороны в этой войне есть своя правда, и всецело переживать за кого-то одного просто не получается.

А где-то за краем мира Кей’ла, девочка, чуть не ставшая ана’богом в «Небе цвета стали», активно путешествует сквозь Мрак, и ее линия одна из самых трогательных и одновременно — одна из самых важных для понимания глобального сюжета.

Роман «Каждая мертвая мечта» получился очень сбалансированным, в нем хорошо виден рост Вегнера как писателя. Взять все сюжетные линии, грамотно их увязать между собой, причем не только событиями, но и проблематикой, не забыть выстрелить из большинства ружей, развешанных в предыдущих книгах и подать все это с таким размахом — это надо очень сильно постараться. В предыдущих книгах цикла Вегнер не ставил перед собой задачу таких масштабов, увеличивая сложность произведения от книги к книге. При этом в романе нет крена в какую-то одну сторону, это по-прежнему эпическое фэнтези, где достаточно много внимания уделено и политике, и военным действиям, и схваткам, и приключениям, и триллеру, и даже грандиозным космогоническим идеям, от которых просто голова идет кругом. А еще в книге есть неожиданные повороты. Много неожиданных поворотов.

Перед нами пример серии, которая том от тома все хорошеет и хорошеет. И если вам понравились предыдущие четыре тома, то мимо пятого проходить определенно не стоит.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зарекался не браться за незаконченные циклы, но тут я почему то допустил ошибку. Думал книга последняя. Теперь перейду к отзыву. Книга не понравилась. Автор нагнетал нагнетал, аж 3500 страниц нагнетал и только в последней части пятой книги начал хоть что то объяснять. Но то ли перевод кривой то ли я тупой, все его объяснения крайне сложны для понимания и восприятия. Со мной это впервые за многолетний стаж читателя. Очень затянутая книга много описаний и бесполезных разговоров. Куча гг из которых за все книги так ни кто и не умер да и не переживаешь ни за кого. Батальные сцены, которые так хвалят у Вегнера, ну не впечатляют от слова совсем. Единственно цифры у него масштабные. 100 тысячная армия, 250 тысячный караван. Юниты двигаются с большим порядком чем когда я играю в Старкрафт. А так читаешь и ловишь постоянные фейспалмы. Какого черта армия повстанцев убивалась на пехоте буйволов пол дня? Не проще было окопаться на этом узком перешейке не большими силами и продолжать брать город? В книгах севера пара тысяч меекханский пехоты держала больше сотни тысяч кочевников пока беженцы эвакуировались. А тут хитро планы с фургонами дымом и плотами. Смешно и тупо. А ещё у меня вопрос почему у польского автора постоянно футы мили они же поляки в метрической системе?)

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Абсолютная искренность у людей встречается так же часто, как и третья рука.»

*

«Вера творит чудеса, но реже, чем хорошо обученный рубака.»

*

»...военный опыт говорит, что любопытство — прямая дорога к куску стали в кишках.»

*

Пять книг Сказаний остались позади, поэтому настало время петь дифирамбы прочитанной части цикла и подводить, хоть и предварительные, но итоги. На мой взгляд, именно эта книга получилась самой масштабной и в каком-то плане показательной. Здесь писателя можно оценить не только с позиции несомненного прозаического мастерства, но и с точки зрения таланта демиурга. Огромный мир Меекхана Вегнер продумал до мелочей. В этом романе уже более четко вырисовывалась мифологическая основа мира, которая восхищала своим размахом и необычной концепцией. Обобщалась информация о населяющих полотно эпика народах и племенах. Все они были очень интересны своими религиозными традициями, политическими взглядами, а так же языковой культурой с многочисленными диалектами. Сюжет продолжает завораживать различными тайнами-недоговоренностями и изобилует резкими поворотами, меняющими само восприятие происходящего. Диалоги по-прежнему пестрят жестким юмором, описательные фрагменты текста пронизаны невероятной образностью, а душевные переживания героев проникают в самое сердце читателя. На уровне этой части видно, что все события происходят не с бухты-барахты, а согласно давно продуманного автором плана, реализация которого началась еще в начальных книгах-повестях. Очень рада, что у меня была возможность читать все произведения подряд. Еще не были забыты малозаметные, но важные для понимания цикла нюансы, встречающиеся в предыдущих частях. Вегнер уже проделал огромный труд, пропустив через себя колоссальный объем информации. Но цикл еще не завершен, и впереди у писателя будет еще возможность продемонстрировать свои литературные подвиги.

«Война на карте всегда полна легких побед.»

Пожалуй, эта книга оказалась для меня самой запоминающейся. Она собрала в себя все сюжетные линии, став кладезем мною любимых персонажей. Неожиданные переплетения их судьб оказались настолько желанными, что вызывали восторг. Я очень полюбила рыжего лейтенанта и его людей, которые не сражаются с миром, а сопротивляются ему. Эти герои — как горы, что сумеют выстоять, даже если их прожигают молнии и обдувают шквальные ветра. В самое сердце попал образ девушки со скрытым лицом, которая пробиралась узкой тропой между обычаями и собственным, неустойчивым путем, словно танец на клинке кинжала. Поражал своей жизненной стойкостью и авантюризмом изворотливый вор, принявший вызов судьбы и сделавшийся еще одной искрой во всеохватном океане Силы. Радовал духовной сплоченностью отряд уникальных степных наемников под предводительством кха-дара (отца) — генерала Первой Конной армии. Все вышеперечисленные действующие лица были лишены фальши, двойного дна и психических червоточин. Они влюбляли в себя читателей не только самопожертвованием, но и раскрытыми сердцами. А простые в изъяснениях и по-доброму мудрые диалоги между ними помогали им в этом. Незаурядными оказались и второстепенные герои, жизненные истории которых были по-своему проникновенными. Особенно те, чья судьба представляла собой череду плохих выборов и нарушенных обетов. Отдельную благодарность хочу выразить автору за появление на страницах этой книги интересных существ и сущностей.

«Дай мужчине выпить несколько бокалов вина, а потом выведи его из себя и одновременно оскорби. И он выкрикнет тебе в лицо больше, чем сказал бы в постели.»

Вегнер не отталкивал читателей обилием сложных описаний и не удешевлял роман многочисленными диалогами, превосходно сохраняя баланс между этими составляющими. Он снова сумел создать сумасшедшую динамику происходящего. Кровавое восстание обездоленных людей, новые тайны аномальных территорий, многочисленные смещения пространств, масштабные битвы и зловеще-гигантские артефакты — все это прекрасно украшало страницы этой книги. Количество линий повествования здесь выросло в какой-то непонятной прогрессии, превращая сюжет в бесконечную череду разноплановых событий. Однако они были переплетены между собой без эффекта мельтешения и очень красиво уводили читателей к финальному рывку. Интересно автор подошел и к политической линии, которая по большому счету являлась связующим элементом. Про метафоричность авторского слова вообще можно было говорить бесконечно. Текст романов хотелось разбить на сотни афоризмов и цитировать. Понравилось также, что батальные сцены были поданы в правильном ритме и раскрывались с очень неожиданных ракурсов. Еще хочу отметить работу переводчика, который, однозначно, чувствовал каждый творческий посыл автора.

»...нет ничего дурного в том, чтобы удивляться боевым умениям врага. Благодаря этому ты не делаешь глупых ошибок, а победа тогда приобретает куда более сладкий вкус.»

Финальные главы шокировали глобальными откровениями и интриговали новыми горизонтами событий. Именно на страницах этого романа история перетерпела некий излом и в дальнейшем пойдет уже по новому пути. Многие предпосылки к возникновению охваченных циклом проблем уже ясны и понятны. Но это не говорит о том, что все точки расставлены и интриги раскрыты. Вовсе нет! Расставлены только акценты и даны лишь небольшие намеки на возможное направление развития. От нашего внимания все еще ускользает множество интересных подробностей, которые соединяются в нечто логически целое, но нам пока недоступное. Книги цикла не смогли оставить меня равнодушной. Заключительная страница давно прочитана, а перед глазами до сих пор война и кровь, религия, смерть и неизбежное страдание. То страдание, которое пленит умирающее тело и становится стартом для возникновения чего-то чарующего своим могуществом. Впереди всех героев ждет длинная извилистая дорога, которую я с удовольствием пройду вместе с ними. Поэтому с нетерпением жду продолжение...

»...люди любят находить для себя чудовищ, которых смогли бы ненавидеть и обвинять во всем плохом.»

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, мы имеем крайний роман в цикле. Собственно запланирован и шестой роман, и даже есть предварительное название, но что-то дело идет в затяг.

Если говорить о промежуточном итоге, то автора можно только похвалить. Мне кажется, что Вегнер очень достойно выступил на чужом поле. Вот, например, пан Сапковский, тот ведь сыграл на условном своем. Ведьмак — это все-таки этнический фэнтези, западнославянский. А Меекхан — это сеттинг западноевропейский (так и хочется сказать англосаксонский). В этом смысле Вегнер напоминает Суржикова. Но если Суржиков пишет оригинальный трибют ПЛИО, то Вегнер, скорее, МКП с человеческим лицом. При этом я не совсем понимаю обвинений во вторичности. По этому принципу вся художественная литература насквозь вторична со времен устного творчества, а драматургия с античности.

Автор берет понятный квазисредневековый мир (или в данном случае скорее позднеантичный), обыгрывает совершенно своеобразную магическую систему и представляет нам вполне интересную, полную различных особенностей историю И история эта длинная и не простая. И любые параллели в описании религий, народов, каких-то имперских примочек, магических способностей, это не более чем заочная дискуссия.

Что касается Каждой мертвой мечты, то, на мой взгляд это удачный роман, вероятно лучший в цикле. Да, он очень подробный, да, герои долго запрягают, так ведь это на любителя. Мне, например, больше нравится подробное прописывание подоплеки. Как то лучше понимаешь финальный фейерверк

Сложилось впечатление, что Вегнер писал с прицелом на англо-американский рынок. Что, конечно, ошибка. Англоязычный фэнтези 18 года представлен такими книгами, как Десять тысяч дверей, Гидеон из девятого дома, Королевство нефрита и тени и др (я постарался упомянуть самые читабельные). Конечно, это совсем другие интересы, совсем другой уровень литературный и, что важнее, событийный. Не знаю переводился ли Меекхан на английский, мне почему то кажется, что его должны были забанить еще на уровне перевода. Ну, либо издать небольшим тиражом, со слабенькими оценками от профильных журналистов.

В целом, очень качественная вещь в своем жанре. Читать всем любителям эпического и героического фэнтези в обязательном порядке.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно не понимаю восторженные отзывы данные пятой книге цикла Меекханских сказаний «Каждая мертвая мечта». И главные мои претензии скорее не к самому роману, а её автору Роберту М.Вегнеру. На мой неискушенный взгляд, сюжет книги не динамичен и движется с черепашью скоростью. Ну как так можно, что действие романа на более чем 700 страниц во всех сюжетных линиях статичен, проходит в одних локациях, преобладает бздеш, философские поучения, размышления – а пойти ли сюда, а может быть туда, или обратно, а что скажет Сука, Крыса, тот, и вот этот маленький мальчик. Вода, вода, вода... А вот за последующее 150 страниц романа событий, причем столь важных как во всех сюжетных линиях, так и в понимании последующих процессах развития мира, происходит в стократ больше, чем в предыдущих главах, и с такой скоростью, что сразу переварить их невозможно.

Скорость повествование меня просто угнетала. Книга читалась тяжело, забрасывалась на несколько дней, так как долгое время НИЧЕГО не происходит. Все куда-то идут, или пытаются (собираются) идти причем очееень медленно, в очередной -цатый раз вспоминают события прошлых романов, вводятся новые трудночитаемые (и тем самым не запоминающиеся) понятия, которые автор пытается объяснить еще на пару тройку страниц, а через пяток про них уже забываешь, и речь об этом больше нигде не ведеться. И тут вопрос: Зачем все это? Если это ну никак (или почти никак) на развитие сюжета не влияет и не развивает. Таким шагом можно еще 5-6 романов цикла сочинить, и вкладывать в усы читателей все новые и новые аннаоло, сухогде, у’эдебзде, и т.п., и тд.

Я не хочу сказать, что роман плох, Вегнеру действительно удалось создать самобытный и развивающийся мир, эпичность которого зашкаливает. В романе есть интересные моменты, сюжетные повороты, новые центральные герои (а нужны они или нет, узнаем только в следующих романах, причем о некоторых важных персонах цикла в книге отведены всего пару страниц). Знаковые герои наконец-то встречаются, и тут уже не поймешь какому герою (героям) сопереживать больше, так как эти встречи зачастую проходят не гладко, и у каждого своя правда и мотивы действия. Это увлекательно и интересно, и порождает любопытство, а что будет дальше, ведь события развиваются уже далеко за пределами карты Меекханской империи, и всего мира.

Но то ли Вегнер больше уходит в коммерциализацию, с лозунгом: «чем больше книг и воды, тем больше прибыли, товарищи!», то ли еще что-то не подвластное нашим умам, а только Древу мира (то биш издателям, редакторам), но если действие цикла развернется еще на пяток книг, с таким же медлительным философским повествованием, то боюсь весь цикл от такого брожения, может закиснуть.

Итог: на мой взгляд, роман можно было урезать до 350-400 страниц, и хуже от этого точно бы не стало, а так зачастую читать было тяжело и мучительно. Конец книги порадовал, и завернул такой крем-брюле, что, конечно же, придется ждать и покупать следующую книгу, и опять читать, лить воду в уши, спать, опять читать.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люди которые без ума от данной серии скажут, конечно, что Вегнер все-все-все придумал сам. Что это не добротная, качественно переосмысленная работа с источниками, взятая из Сапковского, Эриксона, Муркока и бог знает из кого еще, а прям оригинальный оригинал. Мол Генно Ласкольник это ни как не Мэнно Коегоорн, Креган-бер-Арленс никакого отношения к вар Эмрейсу не имеет, а мир Мрак, с «небом цвета стали», ни разу не Имперский Путь. Лично мои сомнения отпали напрочь когда я обнаружил целое предложение которое Вегнер тупо скопипастил у Эриксона, сохранив 90% слов оригинала и слегка поменяв их порядок. Так что со мной поспорить о вторичности данной серии не удастся, хотя я и не ставлю это произведению в минус. Свежая идея, нечто новое — плюс огромный, но есть немало примеров с отсутствием всего остального, чего ждешь от книги.

Но этот отзыв не про оригинальность.

Есть рассказ по фактам и есть рассказ в соответствии с фактами. Второй случай это, по сути, сочинение на тему когда финал известен. Чем больше конкретных фактов, приведших к заданному финалу, известно тем меньше рассказчику приходится нести отсебятину. Тем более рассказ становится верифистичным. В противном случае, при серьезном подходе к сочинительству, в ход идут аналогии. Если аналогов нет, то рекомендуется узнать у сведущих людей как же можно добиться желательного финала, но это чревато проблемами. Рассказчику могут сказать прямо — так не бывает, даже если призвать на помощь всю мощь человеческой фантазии и сгладить самые острые углы — ни хрена не выйдет! Если по хорошему, надо менять либо пересматривать финал, а тут вдруг засада — финал есть ключевая часть всей фабулы! Все, финиш, неизменен! В итоге в рассказе появляются серьезные лакуны, мол случилось так-то и так-то, а почему — да ктож знает? Хреновенько, но терпимо. Хуже, много хуже, когда автор начинает нести беззастенчивую чушь!

Когда в «Небе Цвета Стали» Вегнер на голубом глазу объявил, что центральной частью стратегии веданно, намеревавшихся устроить се-кохландийцам небольшой геноцид, является «надежда» — я поперхнулся слюной. Для тех кто не вполне осознал этот момент переведу — мы, мол, надеялись что сами кочевники помогут массово убивать себя как можно эффективнее, поскольку сведут к минимуму уничтожение ключевого инструмента своего убийства. Я прекрасно помню данный момент, так как ровно до него относился к серии с большим энтузиазмом. Это как знаете, вы едите некий деликатес в ресторане, а уже почти доев обнаруживаете в блюде, скажем, мучного червя. Или чего похуже! То есть вот мгновение назад было очень вкусно, но вас, тем не менее, тошнит от омерзения!

История про то, что люди, знающие местность как свои пять пальцев и чья нормальная повседневная жизнь зависит от источников воды, прошляпили карту водоносных слоев в самый критический момент, и прошляпив не отыграли назад, а тупо сели медленно умирать, уже вызвала только тяжелый вздох. Я приготовился страдать от горького разочарования, хотя и надеялся что Вегнер реабилитируется. «Память Всех Слов» я ждал с огромным нетерпением.

Вегнер не подвел. «Память» реально хороша, на уровне первых двух и более того. Я позволил себе расслабиться. Зря!

Пределы идиотизма, в которые меня пытаются заставить поверить в «Каждой Мертвой Мечте», существенно расширились. Если финальной целью ставится очень быстрое массовое убийство, совершенно невозможная при нормальных обстоятельствах резня, то способ лишь один. Лидеры тех самых людей, которых будут убивать, должны добросовестно и добровольно делать все для достижения этой цели! То есть мы наблюдаем самое большое коллективное самоубийство в истории литературы!

Если более чем стотысячная толпа, при соотношении сил двадцать к одному, ведомая профессиональными военными, не уничтожает беспомощные остатки враждебной армии. Если умудряется проспать (как?) весь процесс залезания ее же на стену осажденного города. Если спустя рукава относится к крайне, стратегически, важной цели и не берет город штурмом. Если для преодоления восемнадцати футовой, шести метровой, стены делает что угодно, но не самое простое при таком количестве рук, т.е. банальную насыпь. Если тратит время и ресурсы на строительство фургонов, на вязку плотов на скорость, на перегораживание рек, но не на рампы и осадные башни. Если пренебрегает не только дальней разведкой, но и банальным тыловым охранением. Если вместо попыток обмана противника маневром и затягивания боя раз за разом посылает массы людей на бессмысленный убой. Если, если, если ... Не говоря уже того, что скрытно-внезапный выход из леса двадцатитысячного войска может сочинить человек который ни разу не был в лесу и не представляющий сколько шума создает хотя бы один полк просто стоя на плацу!

В итоге получаем весьма странную вещь, столь же отличную в одних местах, сколь и отвратительную в других. Ну вот почти нет у меня претензий к «героической» части серии. А вот «военная» часть, тут уже видно что это далеко не конек Вегнера. Хуже всего то, что впереди нас явно ждут именно массы массовых баталий, а потому «Сказания» рискуют стать самым большим разочарованием в моей читательской практике.

ЗЫ: Интересно, есть ли шанс предъявить Вегнеру ущерб моему здоровью: за три часа потраченных на финал книги я от возмущения скурил более полупачки сигарет?

ЗЫЫ: Имел вчера спор на тему, понял что вышеописанные вещи для многих совсем не очевидны. Оки, вот вам задачка на логику: дерево прекрасно горит, маги огня в наличии, «передвижной лагерь» из деревянных фургонов защищен от слонов и атакуем только конницей. Где тут противоречие?

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно ждал выхода этой книги и был не разочарован. В который раз не перестаю восхищаться польской фэнтези. Роберт Вегнер теперь в моем списке любимых авторов вместе с Яцеком Пекарой, Ярославом Гжендовичем и конечно же Анджеем Сапковским. Есть что-то особенное в их произведениях, какая-то особая мрачность, атмосфера и дико интересный сюжет.

Пятая книга цикла уже одним своим необычным названием меня заинтриговала, и как я был приятно удивлен, когда понял какой потрясающий смысл здесь заложен. Именно в пятом романе автор дает нам представление «большой картины» мира и того, что происходит. Здесь очень много времени уделено политике и тому как устроена Меекханская Империя. Многие сюжетные ружья выстреливают, и столько же еще развешано по стенам. Действие постоянно переносится с одной края мира Меекхана в другой, но при этом постоянно держит в напряжении и интерес к каждой сюжетной линии не пропадает ни на минуту. А судя по сюжету все только начинается и я просто предвкушаю будущее развитие событий и надеюсь автор не подведет.

Тем кто любит масштабные эпики, мрачные миры и глобальные события читать в обязательном порядке весь цикл. Те кто уже начал свое знакомство с Меекханским циклом не будут разочарованы. Читал, смаковал и теперь с огромным нетерпением жду следующего романа.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пятый и на данный момент последний роман из Меекханского цикла. На мой взгляд, это своего рода подведение промежуточных итогов. Практически все сюжетные линии очень неслабо продвинулись вперед. Обошел вниманием Вегнер разве что Йатеха с Канайонесс.

Роман отличается от предыдущих в первую очередь формой повествования. Центральное место в повествовании занимает Император, Первая и Третья Крысы из руководства Норы и Первая Гончая от Псарни. Все остальные сюжетные линии подаются нам в виде докладов разведчиков Императору. Мы наконец-то смогли приобщиться к большой политике Империи, и многие вещи становятся намного понятнее. Главы внешней и внутренней разведок упоминают в своих докладах других героев, а мы переносимся к другим сюжетным линиям.

На юге Деана Де’Клеан встаёт во главе Белого Кановерина. Она разрывается от мучительной дилеммы: с одной стороны народ, которым она правит, с другой – восставшие рабы-единоверцы. Чью же сторону принять? И получится ли найти мирное решение проблемы после всей пролитой крови и веков рабства и угнетения? Вегнеру удалось грамотно обыграть этот сюжет, и концовка вышла довольно неожиданной. Диана показывает себя как умелый и грамотный политик, хотя никто не ожидал подобного от варварской воительницы. Эта недальновидность окружающих не раз поможет ей в сложных ситуациях.

Неподалеку от данных событий действует чаардан генерала Ласкольника. Через них мы можем увидеть, что у каждой из сторон конфликта есть своя правда, и тем и другим можно сопереживать. Вместе с Ласкольником мы побываем и в лагере рабов, и в ставке командования Белого Кановерина. Именно в этих обстоятельствах мы увидим истинное лицо генерала – умелого политика и жесткого командира, поймем, за что его так уважают союзники и боятся враги.

На севере события развиваются не менее бурно, хотя и не так масштабно. Лейтенант Кеннет-лив-Даравит со своей ротой по просьбе ахерского шамана отправляется на крайний север, чтобы разобраться с неизвестной опасностью. Да и как не внять подобной просьбе, когда альтернативой является нападение многотысячного ахерского войска. Дело в том, что из-за сильного похолодания народ ахеров остался без пищи и находится на грани гибели – у них нет иного выхода, кроме как напасть на северные провинции Империи ради пропитания. Шансов у истощенных и разрозненных племен против регулярной армии немного, и, скорее всего, ахеров ждёт геноцид. На крайнем севере Кеннет встречает гигантский корабль, сохранившийся со времен Войны Богов. Путешествие по божественному одушевленному кораблю постепенно приобретает нотки хоррора.

Приключения Альтсина происходят также на севере. В предыдущей части бывшему вору удалось объять сущность Кулака Битв и заполучить его силу. На север он отправляется по просьбе племенного божка Оума, якобы для того, чтобы узнать истинную историю этого мира. На божественном корабле пути Альтсина и Кеннета пересекутся, и сообща им предстоит разобраться в хитросплетениях игр богов.

В мире под названием Мрак проходит путешествии девочки Кей’лы, едва не ставшей анабогом, и её таинственного друга Пледика. Ее линия довольно трагична, но имеет огромное значение для понимания глобального сюжета. Здесь мы узнаем о происхождении урочищ, познакомимся с четверорукими воинами вайхирами, Добрыми Господами и их предводительницей – Великой Матерью.

Итог: На мой взгляд, роман получился очень сбалансированным, и лично мне он понравился больше других. Явно заметен рост Вегнера как писателя. Автору удалось увязать множество разрозненных сюжетных линий воедино, создав масштабный и эпический сюжет. Большинство «ружей», развешанных в предыдущих частях, наконец выстрелили, и общая мысль цикла стало гораздо понятнее. Особенно это касается взаимодействия богов и околобожественных сущностей. Книга просто пестрит неожиданными сюжетными поворотами. Сложно даже представить, в какую сторону склонится сюжет в последующих книгах. С нетерпением жду продолжение!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, которая необходима для продолжения и логичного развития событий всего «меекханского цикла». Но, если оценивать это произведения отдельно, просто, как роман фэнтези, то — для меня, не очень интересно. Опять же, если сравнивать, например, с «Небом цвета стали», то, на уровень ниже, как мне кажется. Нет той эпичности, драматизма.

Несколько сюжетных линий.

В центре — император Меекханской Империи. И, его видение всех событий.

Помнится, я жаловался, что во вселенной Меекхана мало политики — вот, теперь ее более, чем достаточно. Плюс ко всему, эта линия, кроме того, что показывает общую картину происходящего в мире, ещё и напоминает содержание прошлых книг. Повтор? Да, но, например, я, уже подзабыл некоторые моменты. А тут — автор грамотно и ненавязчиво привёл «обзор прошлых серий».

В общем, наконец-то, складывается полная мозаика. Да и пора уже. Все сюжетные линии (нет, они ещё не сходятся в общую точку, а только выбирают направление, как двигаться к центру) обретают смысл. Становится, более-менее, понятно, с чего все началось.

Поэтому, эта книга — собирание всего в общую кучу. И, плавный переход к дальнейшим книгам.

Да, весь цикл получается сложным, красивым и интересным. Никогда бы не подумал, прочитав первую, «северную», книгу, что простое и незатейливое фэнтези о приключениях в горах военного отряда, перерастёт в такую эпическую картину.

Но, все-таки, мне кажется, что автору уже пора «закругляться». Хорошо бы, в следующей книге увидеть и финал. Иначе, сюжет перестанет быть целостным и легким к пониманию.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В пятом томе растет масштаб и ещё более тесно переплетаются сюжетные линии. Условный Запад приходит на территорию Севера, а условный Восток — на территорию Юга. Мрак становится самостоятельным местом действия. И выходит на сцену Центр империи — как еще одно место действия и как дополнительное средство объединения всех линий в масштабное и взаимосвязанное полотно. В этом плане мне очень понравилась структура начала книги, представляющая верхушку империи и заодно подводящая промежуточные итоги всем значимым событиям предыдущих книг. Мягкий способ напомнить читателю, что было ранее, и заодно показать, что же дальше.

В сюжетном плане события книги довольно разнообразны. Тут и путешествие-погоня за таинственным артефактом гигантских размеров. И очередные сражения — теперь уже на Юге. И путешествие по Мраку, поначалу кажущееся становлением героя. Есть место политическим манёврам и поиску причин происходящих событий.

Книга довольно неторопливая, по прежнему много времени уделяющая описанию разных культур, уголков мира и мировоззрений. Благодаря этому даже среди противоборствующих сторон нет банального деления на «своих» и «чужих», у каждой стороны своя правда, и именно их различия и приводят к неминуемому столкновению.

Финал масштабен. Да, книга весьма нетороплива, в первую очередь из-за количества сюжетных линий и общей обстоятельности повествования. Но к финалу нас ждут кульминации, как эмоциональные, так и сюжетные — как говорится, по всем фронтам. Сливающиеся в один общий масштабный промежуточный финал, после которого «мир уже не будет таким, как прежде». Отдельно стоит отметить, что раскрывшаяся наконец подоплека событий и истинные причины происходящего действительно впечатляют. Концепция мироустройства, линии вероятности и возможность нелинейного движения во времени — впечатляющий каркас для истории и истоков главного конфликта.

Подводя итог скажу, что эта книга действительно отмечает важную переломную веху в цикле, но что ещё важнее — позволяет заново вспомнить, чем же так хорош этот цикл и этот мир.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роберт Вегнер является одним из немногих авторов ЭПИЧЕСКОГО фэнтези, который смог меня удивить, и не покатиться дальше по наклонной в сторону к своим вязким и нудным собратьям, вроде серии про избранного-нытика-драконовозрождённого, саге о тоскливом эмо-недоубийце и повести о сборище борцунов за сваренный из бракованных мечей трон. Четвёртый том его серии про Меекхан оказался типичным сериальным провисом, после которого мало кто вновь поднимается ввысь. Нудный, вязкий и, мягко говоря, пустоватый текст уже было стал приобретать черты могильного камня для Меекханской империи, однако открылось второе дыхание, и автор смог вдохнуть жизнь в своё угасающее творение.

Конечно, главная беда всё равно не была преодолена, и вся архитектоника мира и сюжетное развитие пляшет от оригинальных «климатических» сборников, и редко выходит за очерченные в рассказах рамки. с этой точки зрения мир развивается слабо, и до сих пор остаётся декорацией для разворачивающегося Эпоса, и мы до сих пор знаем о Меекханской империи меньше, чем о Южном Белом Коноверине или кочевниках верданно. Мифостроение мира немного проясняется, мы узнаём, что такое Мрак и получаем толкование некоторым сущностям, которые в предыдущих томах смущали своей невнятностью и непонятной для сюжета ролью. Но и только, декорации остались декорациями, и посещение центра мира — столицы Меекхана и беседа с императором — нам не помогло.

Однако Вегнеру удалось оживить сюжет, добавить в него динамики и красок. Он освоил приём профессионального борзо-саго-писца, такого, например, как Брендон Сандерсон — грамотное чередование персонажей и сюжетных ходов, плавная динамика кирпичиков сюжета с разными ритмами и тональностями. Вот Деана едет на слоне через джунгли в ожидании кровавого сражения — и вот мы уже на живом корабле-боге с отрядом горной стражи среди льдов северного океана, а ещё через миг мы оказываемся в бесцветном мире Мрака вместе с маленькой девочкой, которую приютили философствующие и вымирающие четверорукие гиганты. Именно это грамотное чередование и позволило мне быстро прочесть эту нехуденькую и, честно говоря, немного водянистую книгу. Фаворитами моими по прежнему остаются лейтенант Кеннет со своей стражей и чаардан Ласкольника, неожиданно яркими красками заиграла Деана в роли пророка-правительницы местного Дели, молодцом теперь держится и бывший вор-полубог Альтсин.

Но, несмотря на сдвинувшийся сюжет и бойкость повествования, общая картина всё равно остаётся почти неизменной, и таких толстых томиков можно ещё нашлёпать штук десять, конца и края которым видно не будет, Роберт Джордан не даст соврать. К чему вы это, пан Вегнер, куда вы идёте со своими героями, и зачем нам идти с вами? Ответа нет, но мы поверим автору на слово, и остаёмся с ним, и его героями. Будем ждать новых историй, надеясь, что будем вознаграждены за своё терпение.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман получился более цельным, чем предыдущий, про который я написал, что автору больше удаются короткие повести с законченным сюжетом. Из которых он возводит, как из хорошо пригнанных кирпичиков, роскошное здание своего монументального и продуманного до мелочей мира. Но в данной части Меекханского пограничья намного меньше воды, герои Севера и Юга, Востока и Запада сплетаются в такой клубок, что в азарте предвкушения, как же он будет распутан, не замечаешь, как проглотил весь текст как теже повести. Вобщем, понравилось больше и сюжет становится ярче и разнообразнее. Хотя казалось бы, куда уж ещё.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не одобряю я смену формы и стиля в последних двух книгах. Более того, считаю это неэтичным по отношению к читателю — это же не вбоквел для экспериментов, а основная линия. То есть, если бы, как прежде, книга состояла из повести про Юг, повести про Север (плюс рассказы про Дворец и про Мрак), то было бы лучше, хоть и меньше по обьему. А так, для понимания сквозного сюжета достаточно прочесть пяток глав в начале да в конце, а остальное, выходит, «вода» и «жвачка»?!

Впрочем, почему-то, многие расценивают переход к большой форме как рост мастерства автора, мне же, напротив, кажется, что автору не хватает мастерства справиться с собственным детищем и оттого он переходит к более простой форме, позволяющей использовать всякие приемы и ухищрения, как то: прерывание сцены для сохранения интриги, ввод «сторонних персонажей» для пущего драматизма, панорамы или других технических нужд. К примеру, сцена с двумя близнецами в лобовой атаке — она же просто тупа и не нужна... В чем рост мастерства?!

Тем не менее, книга понравилась и ,на мой взгляд, оправдала долгое ожидание — сюжет движется, персонажи развиваются, мир изменяется.

Но это скатывание в малазанщину пугает.

Оценку сильно завышаю: +1 потому что цикл целиком все еще нравится; +1 потому что с альтернативами как-то не густо

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Худшее произведение цикла, в целом отвечает на вопросы, которые остались после предыдущих частей, но не выдерживает планку. Из Дианы сделали Мерри Сью, которая внезапно из умелой фехтовальщицы стала ещё и ловким политиком и опытным военачальником, который читает людей как открытую книгу и предсказывает все ходы врага. Про Канну с её охранниками забыли, а Альтсин как будто стал слабее, хотя возможно это объясняется объятием.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх