Георгий Михалевский «Духи слышат»
Горы не могут существовать без легенд. И если есть ущелье, а легенды нет, то её обязательно нужно создать.
Входит в:
— антологию «Аэлита/013», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 16 июля 2017 г.
Любовь, побеждающая смерть — вечный сюжет литературы. Никогда не надоедающий и не исчерпаемый, как не может исчерпать себя миллионы раз пересказанная сказка. Потому что почти каждый человек хотя бы раз в жизни считал, что именно к такому чувству ему дано прикоснуться, или мечтал о прикосновении. Такая любовь изначально принадлежит вечности, для нее тесны рамки земной жизни, хотя именно в этой жизни — ее исток.
Мы этот момент и видим в рассказе. Обычная ситуация: ученица и тренер, притяжение молодости, усиленное экзотичным антуражем знакомства. Все это было много раз, и, будучи перенесенным из гор в равнинную реальность показывало свою несостоятельность, неспособность соединить два практически несоввместимых социальных круга.
Но присутствует в рассказе и другой момент: мы видим людей, захваченных горами. Он уже не может спуститься на равнину, потому что жизнь — там, а внизу лишь ожидание и поиск. Она пришла в горы и сразу слилась с ними. Они оба — люди, предназначенные стать героями легенды, которым дано испытать яркое чувство, но путь в обычному человеческому счастью заказан. Они — обычные люди, но изначально немного уже не здесь. Слишком сильна тяга к горам, скорости, отрыву от обыденности, горы уже захватили их в свои снежные объятья. И не отпустят.
А люди словно сговорились содействовать горам. Любящий отец-консул и охранник-искатель богатых невест, выполнили роль загонщиков в охоте на легенду. Горы получили свою добычу. Он и Она остались вместе вне времени и жизни. А люди получили прекрасную сказку о любви и замечательный рассказ: очень простой по сюжету, с минимальным фантастическим допущением, но захватывающий с первой строки и остающийся в памяти.
По-моему, очень хорошая вещь. Автору спасибо.
Графоманъ, 23 мая 2017 г.
Один из лучших рассказов этого автора.
Точнее, один из лучших современных рассказов, которые я читал. Вообще, а не в частности... :-))
Здесь автор играет в свою игру — плеснуть в нашу реальную жизнь киргизского эпоса... ну или придумать этот эпос, так чтобы не казался «новоделом».
Горы, свобода, слалом... и главное — любовь.
Такой коктейль кружит голову... даже если ты — скептик, циник... и вообще — Фома неверующий.
Ну и действительно — один из «сборнико-образующих» рассказов. Один из двух-трех рассказов, без которых этот сборник трудно представить.
У меня были вопросы к финалу, даже свой вариант написал для автора.
Но он оставил свой вариант... и, наверное, был прав.
:-))
artem-sailer, 16 апреля 2017 г.
Рассказ однозначно сильный. И даже сильнейший. И хотя в сборнике «Аэлита-13» мне предстоит прочитать ещё два произведения, уже сейчас могу с уверенностью заявить, что данный рассказ — центральный. По крайней мере, для меня.
Красивая романтическая легенда, место и время действия которой перенесено в современные горы в окрестностях Бишкека. Казалось бы, что может быть проще?
Однако в том-то вся фишка: настоящая высококлассная фантастика тем-то и хороша, что должна быть максимально приближена к реальности. Парадокс?
Отнюдь. Просто диву даёшься, на какие только ухищрения не идёт современный автор, дабы удивить публику. Как сороки блестящее, тащат в свои произведения всё, что под руку попадётся. Эльфы, драконы, маги, интриги, космические бластеры, червячные тоннели. А что толку от всей этой мишуры, если нет какой-либо внятной идеи?
И я вовсе не призываю к упрощению. Если путешествие через червячный тоннель поможет раскрыть сюжет, гармонично вплетётся в текст произведения, создаст необычную ситуацию на борту — ради бога, это очень интересно. НО! Если это действительно интересно, а не фантастика ради фантастики.
Здесь же, в рассказе «Духи слышат», присутствует очень маленькое фантдопущение, да и то — в самом конце. Однако как всё меняется! И без этих ваших эльфов и драконов!
Автору не нужна магия на каждом шагу, чтобы выразить то, до боли понятное, разумное, вечное, что многие просто не замечают и обходят стороной в своих обвешанных финтифлюшками пустышках.
Браво, Георгий Михалевский! Настоятельно рекомендую всем начинающим писателям! Читайте и учитесь!
Дабы исключить возможность появления нехороших предположений, оговорюсь: с автором не знаком! Вовсе не нахваливаю произведение приятеля.
Многих может обескуражить долгое и местами довольно подробное повествование о горных лыжах, перипетии сюжета, связанные с процессом обучения, и всё прочее. На мой же взгляд, смотрится довольно органично, готовит читателя, томит в ожидании стремительной развязки. Которая, кстати, вполне эти самые ожидания оправдывает. Если хотите, то это — элемент того же эпоса, из того же разряда, что «Я список кораблей прочел до середины...»
К тому же, само повествование начисто лишено унылости, читается легко. Специфические моменты касаемо техники горных лыж из контекста не выбиваются, лишним не отягощают, не выедают пространство. И, кстати, выдают в авторе специалиста по данному виду деятельности.
Герои целостны, сомнений не вызывают. Даже второстепенные, такие как отец-консул, вполне реалистичны. Вопросов нет.
А момент
меня просто убил. Великолепный момент, характеризующий бесшабашность, какое-то мальчишество главного героя.
Подытожить своё выступление хотел бы такой фразой: читая подобные рассказы, понимаешь, что будущее у русскоязычной фантастики есть. Пусть немного пафосно звучит, зато я правда так думаю.