FantLab ru

Алексей В. Андреев «Голос»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.28
Голосов:
130
Моя оценка:
-

подробнее

Голос

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Когда-то давно в телефонной сети зародился голос. Он очень нуждался в общении. Перепробовав множество разных способов, однажды он встретил девушку на том конце провода. Тогда он только смутно догадывался о том, чем все кончится.

Входит в:

«Модель для сборки», 1995 г.

— журнал «Фантом № 3, 2000», 2000 г.

— роман «Паутина», 2002 г.

— антологию «Вербариум», 2013 г.



Вербариум
2013 г.

Периодика:

Фантом 3#2000
2000 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История о Голосе, который жил в телефонных проводах, начинается как сказка или притча, хотя до какого-то момента мне даже казалось, что это будет фантастический рассказ. Заканчивается она на грустной ноте, финал явно рассчитывает растрогать читателя до глубины души, но я совсем не прониклась им, и причин тому, пожалуй, несколько.

Во-первых, меня совершенно не устраивает, с какой беспечностью Голос относиться к неприкосновенности чужой жизни. Яркий пример, когда услышав ссору мужчины и женщины, Голос звонит им по очереди, представляясь вторым собеседником, и сглаживает конфликт. Казалось бы, доброе дело? Но какой в нем смысл? Если двое взрослых людей не в состоянии решить свою ссору без вмешательства третьего лица, то насколько крепкие у них отношения, а если они могут это сделать, то зачем нужно вмешательство голоса? Быть может это пара, которая готова расстаться и этот конфликт станет последней каплей, которая позволит им разойтись и оказаться в новых, более счастливых отношениях? Мы этого не знаем, не знает этого и Голос, однако решает вмешаться ради «доброго» дела.

Еще сильнее меня напрягает ситуация с банкиром. Даже не тем, что Голос был вынужден занять его голову (у нас создается впечатление, что Голос в безвыходной ситуации и еще не знает, к каким последствиям приведет его решение), а тем, как это всё подается. Судьба банкира в рассказе остается неизвестной, но нас наводят на мысль, что случилось что-то нехорошее. И вместе с тем подается это в духе «ну он и так был не очень хорошим человеком, не очень-то и жалко, а может он бы всё равно с собой покончил в этот день». Выходит, нам просто стоит сбросить со счетов возможную смерть/психическое расстройство/душевную травму незнакомого человека лишь по той причине, что Голос обозначил его «нехорошим»? И это только подтверждается в финале, когда возникает похожая ситуация. И казалось бы, Голос отказывается переселиться в чужую голову, потому что выучил урок, знает о последствиях и обрел столько человечности, что не готов заплатить такую цену, верно? Ну что вы. Просто он не хочет трогать вот эту конкретную девушку, Принцессу, а был бы это какой-то пьяница, тогда бы другое дело.

По сути таким отношением отличается Голос на протяжении всего рассказа. Он прекрасно разбирается в человеческих отношениях (а в рассказе даже прямо называется «экспертом в человеческой психологии»), способен мыслить и ощущать в терминах, которые можно соотнести с человеческими чувствами и эмоциями, способен анализировать и соотносить действия с последствиями, однако на протяжении всего рассказа не проявляет ничего отдаленно похожего на сожаления по поводу неудобств, которые доставляет живыми людям в своих попытках выжить.

Но затем всё становится еще «лучше». У Голоса появляется девушка, которую он принимается добросовестно «спасать». Выдумывая себе фальшивую личность, потом выдумывая ей фальшивых друзей, за которых общался с нею, а потом даже обманом подыскал настоящих. Ну, знаете, как обычно и поступают друзья.

И как будто этого мало, Голос еще и образовывал и развивал её всячески, да так, что девушка «перестала быть одинокой и скованной». Благодаря голосу, конечно, не своим усилиям.

Этакий Пигмалион, который вылепил себе Галатею, а та… возьми и полюби другого, а про него забыла. Классика?

И тут я даже не знаю, с чего начать. Вообще, на моменте, когда Голос придумывает фальшивую историю, чтобы объяснить свой интерес к девушке, у меня возникло твердое подозрение, что автор должно быть мужчина. Судите сами.

«Он даже сказал ей, что вовсе не ошибся номером, а позвонил ей специально, поскольку однажды приезжал в ее город, видел ее, и она ему очень понравилась, так что он незаметно проводил ее до самого дома, узнал адрес, а по адресу — телефон; и вернувшись в свою далекую родную страну, позвонил ей.»

Если ситуация, когда незнакомый человек следит за женщиной до дома, узнает её личные данные, а потом налаживает с ней общение, прикрываясь надуманной причиной, кажется ей допустимой или (того хуже) романтической — она делает что-то неправильно. Такое поведение – как минимум повод задуматься о целесообразности общения с человеком, а то и вовсе повод обратиться в полицию. Я могу ошибаться, но мне кажется, что мужчина скорее сочтет, что подобную ситуацию можно считать поводом быть польщенной, а не задуматься всерьез о собственной безопасности.

Да и девушка не просила Голос о помощи. Мы даже не знаем, чем в итоге может обернуться эта самая помощь, потому что я с легкостью могу представить себе продолжение в духе триллера, в котором дева обнаруживает, что всё это время с ней общался неизвестный человек с придуманным именем, разговаривавший с ней от лица других людей и сплетавший вокруг плотную паутину лжи с неизвестными ей целями.

Во-вторых, платонические отношения между мужчиной и женщиной – вероятно, кажутся слишком большой фантастикой даже для сказки про голос, не имеющий носителя. Более того, сам факт того, что человек напрочь забывает о дорогом друге, стоит в его/её жизни появиться кому-то «особенному», подается как нечто само собой разумеющееся. Потому что романтические отношения исключают возможность поддерживать прочие связи? Я не знаю.

Финал истории должен вызывать сожаление и сочувствие к голосу. Этакий непризнанный герой, самоотверженный и позабытый. Вот только… извините, но для Голоса это закономерный итог. Потому что если вместо выстраивания честных и открытых отношений заниматься придумыванием фальшивых личностей и историй, манипулировать всячески важным для тебя человеком, то в один прекрасный день можно оказаться в ситуации, когда в настоящую-то историю этот самый человек и не поверит.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Была у меня книга детских рассказов под названием «Тук-тук-тук» Николая Носова. Очень хорошая книга. Так вот, когда читал рассказ Андреева, на меня нахлынули воспоминания из детства.

Рассказ очень понравился. Изначально, он создает впечатление что написан для детей. Незамысловатый сюжет, простота диалогов и прочее. Да и герои, такие простые и понятные. Только вот концовка немного не детская. Только вот впечатление от прочитанного, она совсем не портит. Наоборот, с самого начала было понятно, что ничем хорошим не закончится. Но иной концовки я здесь и не вижу. Оценка 10

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень приятная и добрая сказка, с грустным финалом. Этакий подслушанный телефонный разговор, о жизни и любви. Рассказ очень легкий и внятный, доступный читателю с первых слов. Он не заставляет вдумываться, он дает возможность созерцать мгновения жизни героя, с легкой меланхолией, мягко и неспешно протягивая линию сюжета. Отличный рассказ на сон грядущий.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Симпатичная история, немудрящая и убедительная. Очень читабельная. (Грешным делом, не могу определиться: то ли что-то аналогичное читала, то ли пресловутое дежа вю... ) Какая всё-таки удача — обрести такого вот невидимого друга! Впрочем, обретение любого настоящего друга — удача.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых пронзительных, разрывающих душу рассказов, который ПРОСТО не может оставить равнодушной. Но! Если не хотите грустить — лучше не слушайте :) Я думаю это хороший повод задуматься и начать замечать тех людей, который для нас только ГОЛОС, который мы приручаем своими мыслями и желаниями. А после в новой компании не хотим замечать. Этот рассказ позволят посмотреть на историю глазами таинственного ГОЛОСА, ощутить горький ком в горле, раны от равнодушия и пренебрежения старыми друзьями. Если в конце хоть одна слезинка пробежит по твоей щеке — радуйся, ибо у тебя еще есть сердце.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх