fantlab ru

Евгений Баратынский «Перстень»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.15
Оценок:
110
Моя оценка:
-

подробнее

Перстень

Рассказ, год (год написания: 1830)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Дела небогатого дворянина Дубровина были все хуже и хуже. Он наделал много долгов и отправился по соседям, чтобы насобирать нужную сумму. Заехал и к живущему уединенно Опальскому. Тот, когда увидел перстень Дубровина, принес деньги. И с тех пор выполнял все, что ни пожелает владелец перстня...

Входит в:

— антологию «Russian 19th-century Gothic Tales», 1984 г.

— антологию «Марьина роща», 1984 г.

— антологию «Русская фантастическая повесть эпохи романтизма», 1987 г.

— антологию «Струна звенит в тумане…», 1987 г.

— антологию «Сильфида», 1988 г.

— антологию «Русская романтическая новелла», 1989 г.

— антологию «Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.)», 1990 г.

— антологию «Тот дивный мир», 1991 г.

— антологию «Семья вурдалака», 1993 г.

— антологию «Нежданные гости», 1994 г.

— антологию «Страшное гадание: Русская фантастика первой половины XIX века», 1997 г.

— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.

— антологию «Детектив на Руси», 2000 г.

— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.

— антологию «Белое привидение. Русская готика», 2006 г.

— антологию «Романтическая повесть», 2007 г.

— антологию «Страшное гадание», 2011 г.

— антологию «Уединенный домик на Васильевском», 2011 г.

— антологию «Мистические сумерки», 2012 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Странно и наоборот», 2016 г.

— антологию «Страшные святочные истории русских писателей», 2017 г.

— антологию «Упырь», 2020 г.

— антологию «Любовь и смерть. Русская готическая проза», 2024 г.



Стихотворения. Проза. Письма
1983 г.
Марьина роща
1984 г.
Струна звенит в тумане…
1987 г.
Русская фантастическая повесть эпохи романтизма
1987 г.
Русская фантастическая повесть эпохи романтизма
1987 г.
Сильфида
1988 г.
Русская романтическая новелла
1989 г.
Русская фантастическая проза эпохи романтизма
1990 г.
Тот дивный мир
1991 г.
Семья вурдалака
1993 г.
Нежданные гости
1994 г.
Страшное гадание
1997 г.
Русская готическая проза в 2 томах. Том 1
1999 г.
Антология мировой детской литературы. Том 1 (А – Г)
2003 г.
Кровь за кровь
2004 г.
Русская мистическая проза. Том 1
2004 г.
Белое привидение
2007 г.
Поэзия. Проза
2008 г.
Страшное гадание
2011 г.
Уединенный домик на Васильевском
2011 г.
Мистические сумерки
2012 г.
Страшное гадание
2013 г.
Странно и наоборот
2016 г.
Страшные святочные истории русских писателей
2018 г.
Упырь. Русская классика хоррора
2020 г.
Семья вурдалака
2022 г.
Любовь и смерть. Русская готическая проза
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Детектив на Руси
2020 г.

Аудиокниги:

Романтическая повесть
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Russian 19th-century Gothic Tales
1984 г.
(английский)
Страшната прокоба
1987 г.
(болгарский)
Rusia gótica
2009 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут эдакая готика-лайт, к ужасам имеющая очень отдаленное отношение.

Мне не понравился финал, показался дешевым трюком. Может быть, на момент написания этот прием еще не было настолько избитым (хотя и на сей счет есть сомнения), но сейчас это смотрится очень банально и глупо. Когда зловещие тайны и мистика объясняются по итогу какими-то материалистичными причинами разной степени обыденности. Само по себе это норма, вон даже в «Дикой охоте короля Стаха» (а это осознанная нео-готика 20 века) были приземленные причины жути – но был и интересный криминально-триллерный сюжет. А в этом рассказике как-то все очень уж няшно-прянишно объяснилось и разрешилось. Да к тому же и персонаж, воплощавший всю мистику, оказался в итоге «функцией» для дарования удобного хэппи-энда главным героям, сам не получив практически никакого психологического раскрытия и развития.

Почитать можно, конечно – но это такая литературная развлекательная безделица, артефакт своего времени. Состарилось произведение не лучшим образом. Написано хорошим, не очень-то даже и старомодным языком, читать было интересно — но забывается очень быстро.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Боже, на месте Баратынского я бы это сожгла. Какая-то ужасная смесь восточной сказки с Гоголем, написанная языком, которого бы и пятиклассник постеснялся. Беспомощная, наивная вещица, которую совершенно не хочется ничем оправдывать и искать скрытые смыслы. Нет там этих смыслов. Есть попытка написать увлекательную полумистическую повесть, которая провалилась полностью. То есть, это просто очень плохая проза.

Решила посмотреть, что там у товарища со стихами. В памяти моей он был вполне поэт, но припомнить я не смогла ничего вообще (не считая фамилии). Ну… лучше бы и не вспоминала. Стихи в массе своей столь же беспомощны. Вот пример, который отлично характеризует творчество самого автора:

Поэт Писцов в стихах тяжеловат,

Но я люблю незлобного собрата:

Ей-ей! не он пред светом виноват,

А перед ним природа виновата.

Стало интересно, кто такой Писцов. Не нашелся. Подозреваю, что вряд ли хуже Баратынского :))

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По моему скромному мнению, рассказ — о внутренней потребности подчиняться, переросшей в такое вот своеобразное безумие. Именно данная идея здесь главенствует. И выражена она очень трогательно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно время в нашей литературе XIX века были модны такие вот вещицы, где описывалась некая завораживающая тайна, а затем давалось какое-нибудь обыденное её объяснение. Корни сего явления уходят к бабушке европейской готики Анне Радклиф, и после неё внести что-то новое было уже трудно. Посему наши писатели забавлялись пародиями друг на друга и на весь жанр, строча поделки, вроде того же «Перстня». Откровенно говоря, литературная ценность данного произведения сомнительна, даром, что автор — Баратынский. А уж с моральной точки зрения описывать трагедию влюблённого безумца через призму меркантильного расчёта и вовсе, извините, подло. Баратынский, наверное, считал, что раз его герой принёс счастье другим, стало быть, всё закончилось хорошо. Но при этом автор почему-то забыл самого героя. Он для него выполняет роль этакого подручного инструмента, с помощью которого можно накропать неплохую историю. На чувства и переживания этого несчастного человека автору по большому счёту наплевать.

Хорошо, что у нас позднее появились Достоевский и Толстой. Иначе русская психологическая проза так и прозябала бы в мелкотравчатом болоте прозаических поделок Баратынского и прочих «шалунов».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ написан хорошим языком, читать его интересно. Увлекательный сюжет. Но... Финал рассказа меня разочаровал...

А как хорошо все начиналось!..

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх