Гарри Тертлдав «Острова в океане»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное (Ислам | Христианство (Католичество ))
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Болгарский хан Телерих принимает два посольства. Первое — арабское — возглавляет Джелал ад-Дин ас-Стамбули. Второе — от Папы Римского. Телерих желает выслушать доводы обеих сторон и вместо прежнего язычества принять одну из великих религий. Однако от его решения зависит гораздо больше, чем просто смена веры в одном диком варварском народе...
В сети доступен любительский перевод под названием «Острова в море». Переводчик Миротвор Шварц.
Входит в:
— антологию «Alternatives», 1989 г.
— сборник «Departures», 1993 г.
— антологию «The Best Alternate History Stories of the 20th Century», 2001 г.
— антологию «Альтернативная история», 2010 г.
— сборник «The Best of Harry Turtledove», 2021 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 28 декабря 2022 г.
О великий материализм, неужели я действительно здесь наткнулся на настоящую «альтернативную историю»? Не глуповатую ахинею из разряда «хочу, чтобы индийцы Англию завоевали», а продуманный рассказ, основанный на реальных исторических фактах? Какое же счастье... Читать эту историю человеку, немного разбирающимся в истории, было настоящим наслаждением. Тертлдав, сам профессиональный историк в прошлом, да ещё спец по византинистике, грамотно спрогнозировал историческую развилку и очень правдоподобно просчитал, каким мог быть мир через полвека после взятия Константинополя, если б греческий огонь, передовая фортификация и неоспоримое мужество христиан не остановило продвижение арабов на Балканы.
А уж как интересно было читать теологические и жизненные споры мусульман и христиан, пытающихся убедить в своей правоте пусть и умного, но необразованного язычника! Чисто интеллектуальный спор вызвал большую интригу и напряжение, чем вообще все боевые сцены из книги вместе взятые.
Естественно, «Острова в океане» не идеальны. Например, автор явно чрезмерно накручивает и преувеличивает значимость Болгарского Ханства, оно никогда не было настолько велико и значимо,
Вертер де Гёте, 31 августа 2019 г.
Великолепный образец «чистой» альтернативной истории, не замутнённой влиянием попаданцев и пришельцев. Всего одно историческое событие пошло по другому сценарию — и пути нашего мира и мира, описанного Тёртлдавом, резко разошлись. У Тёртлдава арабская армия захватила в 718 году Константинополь, а в нашем мире Второй Рим выдержал долгую осаду и Византия просуществовала ещё несколько столетий, что привело к распространению христианства и византийской культуры в Восточной Европе и на Руси.
«Точка бифуркации» — того момента, когда временные потоки разошлись, остаётся за кадром, но через 51 год после покорения Византии в Болгарию по приглашению местного хана Телерига (реального правителя Болгарии), решившего перейти из язычества в монотеистическую религию, приезжают послы папы римского и арабского халифа. Русский читатель сразу увидит параллели с легендой о крещении Руси. Конкуренты понимают, что успех миссии фактически позволяет внести в сферу влияния всю Восточную Европу. Дополнительной принципиальности добавляет тот факт, что европейскую делегацию возглавляет родной внук последнего византийского императора, а представителями халифа руководит участник той самой осады Константинополя. При этом представители двух великих, хоть и противодействующих цивилизаций, понимают, что по менталитету они гораздо ближе друг к другу, чем к хану-язычнику. Как объяснить человеку, привыкшему жить совершенно земными радостями и печалями, вопросы высокой философии и теологии? В ход и в самом деле идут уже упрощённые аргументы уровня «веселие Руси есть пити». Разгорается соперничество дипломатов, основанное на знании человеческой психологии. Немаловажно, что рассказ написан профессиональным историком, специалистом по Византии, хорошо разбирающимся в деталях жизни Балкан того времени (к художественной литературе Тёртлдав обратился тогда, когда уже имел докторскую степень), что делает произведение достоверным, основательным.
Seidhe, 8 июня 2018 г.
В этом рассказе нет какого-то ураганного действия, да и — по большому счёту — и сюжета никакого нет. Перед нашими глазами разворачивается всего лишь спор о достоинствах и недостатках христианства и ислама, который ведут во дворце болгарского хана послы, присланные из Рима и Константинополя. Вот только мир этот — не наш, и Константинополь в нём был захвачен арабами в начале VII века. Скупыми штрихами рисует автор эту историческую действительность, в которой решается вопрос, какая из цивилизаций — христианская или исламская — будет контролировать Европу.
А решит всё — выбор болгарского хана...
Сильный рассказ. Один из лучших в «альтисторическом» сегменте творчества Тертлдава. Вполне возможно, что на русскоязычного читателя он не произведёт какого-то ошеломительного впечатления — слишком многим памятен знаменитый эпизод с выбором веры князем Владимиром — но автору, безусловно, удалось в небольшом рассказе показать, насколько сильно мог бы измениться ход не только европейской, но и всей мировой истории, не удержи византийцы Константинополь в 718 году, и не обрати они в последующем в христианство соседние народы. А ведь другой выбор могли сделать не только народы Балкан, но и уже упоминавшийся князь Владимир...
P.S. Читал рассказ в обоих существующих переводах — сетевом О.Колесникова («Острова в море») и Г.Соловьёвой («Острова в океане») в составе антологии «Альтернативная история». Переводы показались равнозначными с точки зрения читабельности, поэтому выбрать можно любой.
StasKr, 12 марта 2013 г.
В отличие от большинства других авторов Тертлдав придумал действительно ДОСТОВЕРНУЮ альтернативную историю. Ведь только счастливое стечение обстоятельств помогло грекам отстоять в 718 году Константинополь от арабов. Осада мусульман была снята и город оставался одной из столиц христианского мира ещё свыше семи сотен лет. Но всё могло быть совершенно по-иному…
Именно в таком мире, мире, где Константинополь пал в начале VIII века и разворачиваются события рассказа. Противостояние религий продолжается и вот уже в столице Болгарии решается, какая из вер займёт лидирующие позиции на просторах Восточной Европы…
Тертлдав придумал и реализовал отличный сюжет, который как мне кажется, довольно близок для русского/украинского/белорусского читателя. Так, наверное, мог бы выглядеть диспут христиан и мусульман в палатах князя Владимира, который описывается в наших летописях. Доводы миссионеров о преимуществах своей и недостатках чужой религии, их посулы, споры между собой и желание хана выбрать лучшее будущее для себя и своего народа – всё это описано просто великолепно.
Ещё одно достоинство рассказа – его соразмерность. В этом небольшом произведении нет ни одной лишней детали. Каждый элемент, каждый герой работает на авторский замысел. При желании автор мог бы с лёгкостью увеличить объём произведения до размеров повести или даже романа, но Тертлдав предпочёл ограничиться малой формой и не прогадал.
Итог: лучший рассказ в сборнике «Альтернативная реальность». Несомненный успех автора.
ЫМК, 13 ноября 2012 г.
Лев III не смог удержать богохранимый город и после длительной осады он был сдан. Как отмечают многие историки западной цивилизации и византийской империи эта осада была ключевой точкой нашего мира, в которой решалось, какой из миров — Христианство или Ислам будут контролировать Европу. Именно через эту точку великий Мэтр проводит водораздел нового мира. Мира, где хан болгар устраивает классическое соревнование религий, в котором, как всегда в реальной жизни побеждает — «войско халифа у южных границ».