Шимун Врочек «Скоро дембель»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В безжалостной войне погибает призыв за призывом, и возраст призывников приходится снижать раз за разом. Теперь в армию идут уже четырнадцатилетние, и неожиданно попавший в новую волну двадцатичетырехлетний Матвей выглядит среди них настоящим стариком...
Входит в:
— сборник «Сержанту никто не звонит», 2006 г.
— антологию «Ладья Харона», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 14 июля 2024 г.
«Дракон МД-113»
Мини-рецензия на «Скоро дембель» Шимуна Врочека
Одной из первых книг Шимуна Врочека стал его сборник «Сержанту никто не звонит». За минувшие годы я прочитал в разных антологиях четыре рассказа оттуда. И вот теперь — пятый. Однажды, видимо, стоит взять и прочитать тот сборник целиком как таковой. Ну а пока буду мелкими шажочками приоткрывать завесу над ранним творчеством автора.
Поскольку мне уже доводилось читать ранние рассказы Шимуна, следует учитывать, что в 2006 году он ещё не отточил своё мастерство настолько, чтобы одной броской фразой заменять целую пространную сцену, однако в некоторых эпизодах уже проглядывает тот стиль, что в последующем станет его визитной карточкой. Текст воспринимается чётко, за героем следить любопытно.
Мир вот только удивляет. Понятно, что у них там идёт какая-то война. Где там? Судя по фамилиям и городам происхождения, где-то в Западной Европе. Хотя главного героя зовут Матвеем, а не каким-нибудь Матеушом, но, в общем-то, никто ничего прямо и не говорит. Даны мрачные картины призыва в армию буквально детей — 12-16 лет. Главный герой 24 лет от роду на их фоне — глубокий старик. И это отнюдь не «Игра Эндера», где дети-военные специально взращивались и натаскивались в прицеле на гибкое мышление для борьбы против грозных жукеров, а вынужденная мера, которая искажает и разрежает остальное общество.
Ещё есть некие драконы, в которых мальчишки-солдаты и сражаются. Сразу же отмечу, что, видать, ещё с тех пор драконья тема не отпускает автора. Но также есть ощущение, будто рассказ написан в жанре стимпанка. Есть некоторые его признаки — кроме главного, собственно пара. Вот и драконы сродни всяким автоматонам, и с ними связан сюжетный поворот, который обстоятельства описанного мира подминают своим весом. Возможно, сыграй он в финале, рассказ понравился бы больше. Хотя он и так неплох и заслуживает внимания даже спустя почти два десятка лет после написания.
kkk72, 27 ноября 2009 г.
Жутковатая история о войне будущего, войне, в которой победу пытаются добыть любой ценой, войне, в которой не щадят ни своих, ни чужих. Но даже в такой войне есть люди, сохранившие какую-то совесть, и есть нелюди, окончательно ее потерявшие. По бессмысленности и жестокости происходящего, по силе антивоенного призыва эта история напомнила мне «Мост Ватерлоо» Лазарчука. И, конечно, производят впечатления декорации, в которых происходит действие. чего стоит только «хтоническая фабрика». Запоминающийся рассказ.
Крафт, 26 февраля 2010 г.
Если для кого-то это будет рекомендацией, то в этом рассказе я ощутил некий привкус, лёгкое дыхание ныне почти покойного явления, некогда широко известного под названием «турбореализм». Эдакое созвучие тем ноткам, что потрясли меня когда-то в «Опоздавших к лету» А.Лазарчука.
Умопомрачительно-«чернушный», но при этом какой-то неуловимо оптимистичный рассказ. Оптимистичный всего лишь на полунамёках, на едва уловимых оттенках, на каких-то отзвуках. В целом же, всё подавляет совершенно жуткая, агрессивная атмосфера реалий технофэнтезийного мира – хочется вздохнуть поглубже, ибо не хватает кислорода, но в лёгкие проникает лишь сладковатый трупный смрад и горечь дыма пожарищ. Мир бесконечной войны вызывает прямые и недвусмысленные ассоциации с тотальными войнами нашей Реальности. И хорошо, что остаётся хоть какая-то Надежда…
И там, и здесь…
Yazewa, 27 октября 2009 г.
Страшный, жутковатый даже рассказ. Буднично, обыденно, с массой абсолютно реальных мелочей, создающих атмосферу, описываются совершенно чудовищные вещи. И тема, поднятая в этом маленьком рассказе, вполне заполнит большой роман. Очень уж это серьезно: и отношение к «пушечному мясу», и — по сути — оружие, само провоцирующее продолжение войны...
Kamil, 25 июля 2009 г.
Жуть. Самая наичернейшая чернуха. У меня после прочтения осталось щемящее чувство. Эмоциональная состовляющая повествования зашкаливает.
Рассказ можно считать одним из лучших в антивоенной тематике. И нельзя сказать, что описанное невозможно. Если помните, ещё в восьмидесятых в сандинийской Никарагуа в армию начали призывать с 15 лет. А потом уже без разницы — погибнет солдат в бою или его жизнь будет использована иначе. Ради победы не щадят не только врагов но и своих.
По эмоциональности рассказ можно поставить на одну полку с антивоенными рассказами Сакё Комацу «Повестка о мобилизации» и «Чёрный эдельвейс». Пожалуй, у Врочека даже пострашнее получилось.
Nafamm, 20 августа 2009 г.
Хороший рассказ.
Несколько клипово выполненный (мелькают картинки, мелькают...), но «взрослый», профессионально сделанный. С живыми героями. С настоящим конфликтом. С хорошим балансом между фантастикой и реализмом.
Гут.
god54, 10 марта 2010 г.
Этот рассказ мне напомнил похожий у К.Булычева «Пора спать». Написан он проще, без чернухи, но эмоциональное воздействие в десятки раз сильнее. А тема и сюжет одинаковые. В данном случае автор достиг своей цели — вызвать стойкое отвращение к войне. Удалось. Но поэтому и не понравилось. Надоело, когда литература учит и призывает.
elsolo, 29 января 2010 г.
А иначе не скажешь. Можно подобрать множество синонимов, да только какой смысл, раз автор придумал мир таким. Жестоким и безвыходны. Где дети воют без конца. Где летают драконы и оживают мертвецы. Финал еще тяжелей чем сама парадигма, ибо выхода автор не оставил, разве что эмоциональный.