Михаил Булгаков «Красная корона. (Historia morbi)»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Исповедь пациента психиатрической больницы, пережившего крупные потрясения в течение Гражданской войны.
«Historia morbi» (История болезни — (лат.). Опубликован: Накануне, Берлин — М., 1922 г., 22 окт., Литературное приложение.
По мотивам рассказа снят фильм «История болезни».
Входит в:
— цикл «Записки на манжетах»
— сборник «Прозрение слепых», 1987 г.
— антологию «Классика русского рассказа», 2005 г.
— антологию «50 writers: an anthology of 20th century Russian short stories», 2011 г.
Экранизации:
— «История болезни» 1990, СССР, реж. Алексей Праздников
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shaudra, 21 февраля 2016 г.
Булгаков в своем рассказе, таком коротком, но безразмерно объемном по смыслу и вечности вопросов, над которыми бьется все человечество уже не один век, рассматривает проблему насилия, порождаемого войной. Для писателя также остро стоит проблема человеческого малодушия. Булгаков не зря считает малодушие главным человеческим пороком, о чем рассуждает на примере Иешуа в контексте романа «Мастер и Маргарита». Насилие искалечило сознание главного героя, пагубно воздействуя на его душу, разъедая ее изнутри. Малодушие же — прародитель страха, не позволило главному герою вовремя спасти брата, забрать того с поля боя, воспротивиться генералу-вешателю, выступив против казни неизвестного человека. Подобно Понтию Пилату, он обречен заново проживать страшные события, которым мог помешать и не сделал этого, бесконечное число раз.
Сознание героя — его свой собственный палач, из-за которого тот попал в замкнутый круг, состоящий из непрерывного страха, сожалений, видений. Выхода из которого, как точно знает любой читатель, который чувствует состояние убийственной безысходности рассказа, уже нет и не будет. У рассказа жуткое послевкусие. Прочитав его, обретаешь мысль, что человечество не может ничего изменить и обречено на повторение по кругу ужасов зверств, малодушного страха и напрасного уже, запоздалого раскаяния.
Писатель поднимает в своем рассказе тему войны и это не случайно. В ходе гражданской войны он потерял свою семью и свой дом, после чего оказался в совершенно чужой для него Москве. Одинокий молодой писатель вел очень трудную жизнь, разрывался между случайными заработками и писать мог только ночью. Я думаю, что в одну из таких тяжелых ночей, в агонии, и родился рассказ «Красная корона», когда Булгакова обуревали страшные воспоминания о войне, потере близких, страх и бесполезные сожаления. Писатель демонстрирует приверженность «белой» идее, его отношение к «красным» никогда не было спокойным. В названии рассказа, выбранном не случайно, красный цвет стал символом смерти, войны, насилия и агонии. Рассказ этот — кусочек страшной правды истории России, виденной Булгаковым, которую он не мог замолчать. По собственным словам Михаила Афанасьевича, если писатель замолчал, значит он был не настоящим.
Lunetta, 16 февраля 2015 г.
Для меня это было как удар по голове.
Бывают такие рассказы, после которых долго не можешь прийти в себя.
Это как раз такой. Сильный. Многогранный. Впечатляющий.
Долго еще у меня в голове звучала фраза — «он безнадежен». Это как приговор, как неотвратимость.
Наверное, каждый найдет здесь то, что зацепит именно его, то что и будет для него тем крючком. Для меня это была именно та безнадежность, разлитая по рассказу.
Выхода нет, вот, что самое страшное.
У меня всегда вызывает восхищение, когда автору удается вложить столько смысла в такое маленькое произведение.
Вот уж действительно, «краткость-сестра таланта».
Vindermur, 16 октября 2017 г.
Партитура <<Фауста>> говорит о двусмысленности рассказа и сам психоз боязни голосов людей или частых стуков тоже об этом говорит. Здесь быть месту для личного переживания
Anastasia2012, 24 января 2013 г.
Как и в большинстве рассказов цикла, в этом смерть одна изх главных героинь. Она настигает и красных, и белых. То есть людей. Возможно ли свидетелю насилия пережить это? В итоге он — безнадёжный пациент.
Mark Nialmar, 29 ноября 2012 г.
Шикарная вещь.
Она словно пробирается под кожу читателя, показывая мир глазами пациента.
Читать советую, редко какая книга подарит такие ощущения.
Yazewa, 10 сентября 2008 г.
Вещь безусловно сильная, ярко психологическая. Анализировать трудно, но потрясает очень острое ощущение времени.
Ensis, 11 июля 2008 г.
Жуткий рассказ.Просто потрясает.Так давно читала и до сих пор все равно вспоминаю с дрожью...впечатляющая вещь.