Жан Рэй «Великий Ноктюрн»
- Жанры/поджанры: Мистика | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Главный герой по имени Теодюль Нотт оказывается вовлечен в пространство Великого Ноктюрна — связующего субъекта между сферой людей и сферой падших ангелов. Эта вовлеченность ведет к хаотическому смешению разноплановых реальностей и иллюзий, сквозь которые проходит психологическая драма Теодюля Нотта.
Входит в:
— сборник «Le Grand nocturne», 1942 г.
— сборник «Les 25 meilleures histoires noires et fantastiques», 1961 г.
- /языки:
- русский (4), английский (1), французский (3)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- Г. Ван Калленберг (1), Е. Головин (1), А. Григорьев (2), И. Найдёнков (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
avsergeev71, 14 февраля 2017 г.
Довольно крупная по объему мистическая новелла с изрядным уклоном в сюр. Из-за этого уклона точно проследить сюжет представляется едва ли возможным. Как с картинами Босха или Дали — сколько не смотри, каждый раз видишь разное. Границы реальности размыты до чрезвычайности — то ли явь, то ли сон. То ли вообще сон наяву.
Первая треть произведения вполне себе реалистична — скромное, но при этом не лишенное определенного изящества, житие главного героя. Старинный дом, милые старички, кулинарные изыски и неторопливое повествование — все настраивает на покой и безмятежность, граничащие с умилением. Старина Рэй мастер такого пролога: кажется, что вот так все и закончится — спокойно и благостно. Убаюканный читатель не замечает той границы, за которой кончается твердая реальность, и начинается форменный Босх: то ли сновидение, то ли горячечный бред.
Что же это? Держу пари, что автор и сам не смог бы точно ответить на этот вопрос. Читатель, влекомый потоком авторского подсознания, начинает видеть странные картины. Время то ли замедляет свое течение, то ли совсем останавливает его, то ли совершает какую-то странную петлю. Да и с пространством тоже начинает твориться не пойми чего. Все эти метаморфозы пространственно-временного континуума поначалу сбивают с толку, но постепенно к ним приспосабливаешься и начинаешь кое-как ориентироваться. Но эта ориентация — весьма условна: ассоциации, аллюзии, намеки.
Вообще конечно новеллу желательно прочитать несколько раз, — откроются совершенно новые ракурсы, недоступные при первом прочтении. Подобные произведения можно смело перечитывать, не опасаясь знания сюжета, поскольку сюжет здесь — далеко не главное. Тем более, что ближе к концу сюжет вообще теряет последние внятные очертания.
Понравилось ли мне это? Однозначно, да. Я бы даже рискнул назвать это шедевром, достойным встать на одну полку с «Мальпертюи». А в чем-то это даже превосходит
и «Мальпертюи». Все же Рэй — великий мастер weird fiction.
10 баллов.
Rovdyr, 20 декабря 2013 г.
Произведение довольно сложное для восприятия и осмысления. Тесно переплетены мистика и безумие.