Константин Константинович Костин «Табельный наган с серебряными пулями»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези ) | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Юмористическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спецслужбы | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Детективный рассказ о мире, в котором колдовство, магия и приворот так же обычны, как в нашем — электричество, электроника и атомные бомбы. О преступлениях, которые в этом мире совершают и о людях, которые эти преступления расследует. Мир, в котором происходит действие, очень похож на наш, но есть одна разница. Разница в девяносто лет :-)
В процессе написания автор позиционировал произведение как сборник рассказов. После окончания оно было переквалифицировано в роман.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
|
||||
|
||||
|
|
||||
|
||||
|
|
||||
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
||||
|
|
||||
|
|
Похожие произведения:
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
heleknar, 5 октября 2025 г.
Отзыв написан в рамках Книжного Клуба Фантлаба: Сетература.
Бога нет, но вы держитесь.
Очередной фантастический детектив, о который приятно почесать глаза, но по прочтению ничего не даёт ни уму, ни сердцу. Да и детективом можно назвать с натяжкой. У читателя нет всей необходимой информации и дело разгадывается по неизвестным нам принципам. Тут неразменный демонический пятак, здесь упырь/не упыри, там проклятие, которое то-ли есть, то-ли нет.
Автор сам не понимает, как работает его мир. Произошла революция, свергли царя, разогнали православную церковь, а потом снова: вместо попов – пресвитеры, табельные и нательные кресты, соборы НКВД. Поменяли шило на мыло. Автор не дожал, радо было уж до конца идти: комиссары, изгоняющие капиталистов и демонов, красные звезды и серпы с молотами, освящённые на партсобраниях. См. Отец Звездоний из «Москва 2042» Войновича. Получилось бы в меру трэшово и задорно.
Немного улучшает дело отсылки на Булгакова, Беляева, Стругацких, «Место встречи изменить нельзя» и других вымышленных и реальных персонажей. Впрочем, это сейчас в каждой сетевой книге встречается.
Оценка 5, местами до 6 баллов.
Если хотите прочесть нормальное городское фэнтези с альтернативной историей, то могу порекомендовать:
Андрей Уланов, Владимир Серебряков «Оборотень в погонах» (2003, роман)
Гарри Тертлдав «Дело о свалке токсичных заклинаний» (1993, роман)
Пол Андерсон «Операция «Внеземелье»» (1956, цикл)
StasKr, 6 августа 2025 г.
«Когда в семнадцатом прогнали пинками царя Николашку, а следом за ним – и прочих паразитов, брюхатые попы кричали, что бог не допустит, если их прогонят из церквей и лишат платы за требы, что молодая Республика непременно погрязнет в эфирных паразитах, заполонится упырями и оборотнями, а потом рассядется земля и толпы чертей из пекла рванут сюда… И ничего. У бога было какое-то другое мнение на этот счёт. Молитвы пресвитеров, из бывших солдат и рабочих, гнали эфирников не хуже, а зачастую и лучше, вода, освящённая в котелке крестом с красной звездой, жгла вурдалаков не хуже, чем вода из золотой купели, а черти если и появлялись, то только вызванные колдунами, часто – теми же бывшими священниками…» (с)
1923 год. РСФСР. Альтернативная реальность. Мир, в котором магия является реальностью, нечистая сила – серьёзной угрозой для людей, а божьи чудеса совершаемые священниками – повседневностью. Здесь Ленин после своей смерти стал святым, патриарх – во время Гражданской войны благословлял красноармейцев на бои с белогвардейцами, в соборах НКВД освящают табельные кресты для чекистов и милиционеров, а сотрудники отдела по борьбе с нечистью Московского уголовного розыска перед выездом на место преступления заряжают наганы серебряными пулями и берут с собой серебряные же кастеты.
Главный герой книги – молодой и пламенный революционер, который восторженно принял советскую власть, прошёл под красным знаменем всю Гражданскую войну и теперь, после ранения и демобилизации, приступил к работе в милиции. Честный, наивный, верящий в лучшее, что есть в людях и очень удачливый. Подозреваю что только за образ главного героя некоторые из читателей будут ставить книги низкие баллы. ))
Понравилась идея об СССР, в котором церковь являются уважаемым государственным институтом. Поскольку этот мир полон чудес и божья благодать в нём не абстрактное понятие, то и вопросы веры немедленно переходят в практическую плоскость. В результате улицы Москвы украшают транспаранты со словами Карла Маркса «Церемонии без веры – опиум для народа», а молитвы с постами приобретают вполне конкретный и осязаемый смысл. В книге подчёркивается, что если священник в пост съест скоромное, то обряд защиты кладбища от поднявшихся мертвецов может и не сработать. Монастыри и вовсе являются полноценными учреждениями, ведь молиться за других людей и за страну в целом в этом мире – дело важное и ответственное.
Само произведение представляет собой сборник рассказов, каждый из которых посвящён расследованию того или иного происшествия, которое почти всегда связано с волшебством. Постепенно в книге появляется фигура антагониста стоящего за самыми громкими нарушениями закона. У романа имеется чёткий финал.
Костин не был бы собой, если бы не вплёл в свой текст мотивы произведений других писателей. Пара рассказов и вовсе обыгрывают знакомые сюжеты вроде лучей смерти или прибора, способного вызвать стремительный рост животных. Да и просто различных намёков и отсылок от «Шерлока Холмса» до «Мастера и Маргариты» более чем достаточно.
Из недостатков могу отметить некоторую невычитанность романа. Ну какие «соборы НКВД» в 1924 году, если этот комиссариат был создан только в 1934 году? Да и в тексте романа постоянно встречается ОГПУ, которым пока ещё руководит Феликс Дзержинский. Конечно, можно придумать, что здешнее НКВД, это не наше НКВД, а что-то совершенно другое, но контекст книги намекает, что это именно что народный комиссариат внутренних дел.
Итог: иронично, легко, оптимистично, несколько легковесно. У некоторых людей из-за их политических взглядов книга вызовет неприятие, но это уже их проблемы. Моя итоговая оценка где-то между 7 и 8 баллами. Поскольку оценку романа будут занижать, то округлил балл в большую сторону.
Дочь Самурая, 22 сентября 2025 г.
Отзыв на роман Константина Костина «Табельный наган с серебряными пулями»
Идея романа показалась довольно любопытной. Альтернативная история, где в советской России 1920-х годов магия — это реальность, а НКВД и МУР борются с нечистой силой, используя переосмысленные религиозные обряды, выглядит крайне перспективно. Концепция «комправославия», где крест соседствует с красной звездой, а Ленин становится святым, действительно любопытна и могла бы стать основой для глубокого и ироничного произведения.
К сожалению, на мой взгляд, потенциал этой блестящей идеи раскрыт лишь частично. Основная проблема книги лежит в двух плоскостях: детективная составляющая и проработка персонажей.
Слабая детективная линия. Расследования, которые ведут герои, страдают от так называемого «укрозолпрпра» (термин, удачно подмеченный одним из участников обсуждения). Суть в том, что разгадки преступлений часто основаны на магических правилах, неизвестных читателю до момента объяснения следователем. Вместо того чтобы следить за логической цепочкой и наслаждаться озарением, когда всё встает на свои места, читатель получает развязку в стиле «убийца воспользовался волшебным мелом, о свойствах которого вам никто не рассказывал». Это лишает детективную интригу её главной прелести — возможности строить догадки наравне с героем.
Плоские герои. Главный герой, пламенный революционер Кречетов, так и не обретает яркой индивидуальности. Он остается схематичным, «идейным» персонажем, чья мотивация сводится к лозунгам и вере в светлое будущее. Его «удачливость» часто заменяет логику и сыскные навыки. Антагонисты же «плохие, потому что плохие», без глубинной мотивации и убедительных причин для своих действий. В результате за судьбу героев сложно переживать.
Отмечу достаточно лёгкий стиль книги и чёткую структуру. Роман представляет собой сборник связанных рассказов (дело-глава), что удобно для чтения, и имеет внятный, завершенный финал со сквозным антагонистом.
Итог: «Табельный наган с серебряными пулями» читается как легкое, необременительное развлекательное чтиво. Мир интересен, а узнаваемые отсылки к классике (от «Роковых яиц» до «Мастера и Маргариты») вызывают улыбку. Однако если вы ищете крепкий детектив с продуманной логикой или глубоких, многогранных персонажей, скорее всего, испытаете разочарование. Сеттинг намного интереснее того, что получилось в книге.
Lilian, 5 октября 2025 г.
Роман рассказов в альтернативном мире, где двадцатые годы двадцатого века в молодом СССР соседствуют с вполне реальным колдовством и нечистью, а заодно с сохранившейся церковью, пускай тоже обновленной, советской. Здесь в МУРе есть специальный отдел по магическим преступлениям, и именно в нем трудятся главные герои этой истории.
Структура романа предполагает последовательность глав/рассказов/расследований, в которых очень долго не будет магистрального сюжета, не считая простого течения времени.
Читается легко и быстро, но совершенно непритязательно.
И на этот счет у меня есть может быть и не совсем верная, но всё же понравившаяся мне идея, что перед нами не просто легковесный фэнтезийный «околодетектив» в альтернативном мире, но ещё и осознанная стилизация.
Ведь были же в советское время нарочито правильные рассказы или романы, где хорошие-хорошие герои строят вместе светлое советское будущее, а если и противостоит им кто, то злые-злые белогвардейцы или преступные элементы. Но их козни разумеется пресекаются, а герои устремляются дальше в своё светлое будущее.
Ну вот здесь примерно то же самое по сути, только для интереса добавлена очень условная детективная линия и всякая магия с нечистью. Волшебная альтернативность мира и разные отсылочки к другим произведениям и реальным историческим личностям. Чтобы читатель совсем уж не заскучал.
Потому что иначе мне трудно объяснить, почему здесь настолько правильные герои, настолько черно-белый мир и настолько простое… всё.
Даже детективом это строго говоря назвать нельзя, ведь большая часть законов магического мира скрыта от читателя и приоткрывается строго во время разгадки очередного дела. Попытаться дойти до разгадки самостоятельно логическим путем невозможно.
Ближе к финалу появляется магистральный сюжет о поиске своего местного профессора Мориарти, и события становятся динамичнее и немного напряженнее. Но по большому счету на итоговое впечатление это уже не особо влияет.
Единственное, что действительно показалось интересным на уровне идеи: поэзия, в которую поэты невольно или осознанно вкладывают свою душу, что позволяет написанным строчкам приобретать разные волшебные, порой непредсказуемые свойства. В этом смысле «стихотворение, написанное кровью» и даже введение в качестве второстепенного персонажа Есенина смотрится на голову выше всего остального.
Итог: очень легковесно и очень просто, но скорее всего так и задумывалось.
lammik, 21 сентября 2025 г.
С творчеством Константина Костина я уже был знаком по романам «Неинтересное время» и «Джип, ноутбук, прошлое...». Поэтому примерно знал чего ожидать от нового сетературного романа. Поначалу ожидания показались заниженными. Отличная идея скрестить в следователе МУРа Чеглоке напористость Глеба Жеглова и проницательность Шерлока Холмса. Первые три рассказа были хороши каждый по-своему. Затем писатель забросил цикл аж на 8 лет и решил переделать его в роман, тут уже потребовалась сквозная сюжетная линия и главный протагонист. И стало...хуже. Отдельные «дела» утратили самостоятельную ценность (есть пара исключений, но она погоды не делает). Чеглок оказался задвинут на второй план, главный же герой романа способен вызвать скорее раздражение своей общей незамутнённостью и отсутствием яркой индивидуальности.
Не помешали бы «Нагану» и вычитка с редактурой. Впрочем, это родовая черта сетературы и пишу об этом не в качестве претензии, а в качестве предупреждения.
Развлекательный роман, выросший из отличной идеи, но так и не раскрывший до конца весь её потенциал. Есть, ощущение, что автор заметно сильнее в литературном плане той аудитории, на которую пишет. Поэтому постараюсь почитать что-нибудь, выходившее у Константина Костина ещё в «бумажные» времена.
an2001, 5 октября 2025 г.
С первых строк у меня возникло впечатление, что автор попытался изобразить свой собственный отдел 15-К. И, как оказалось, ОБН это немного другое даже по исполнению.
То, что это жанр сильно альтернативной истории, даже если не считать волшебные элементы, стало ясно, например, после упоминания Казахской АССР, которая в описываемые годы называлась всё же по другому. А то, что роман несколько пародийный, стало ещё понятнее после упоминания фамилии Бачей и Татьяны Сергеевны Пельтцер. В общем, далее россыпь забавностей уже не могла сильно удивить — «пасхалки» стали появляться практически в каждой главе.
Получилось как-то просто, местами забавно, но малоинтересно.
Manowar76, 29 сентября 2025 г.
Заметки по ходу чтения. Описание НЭПовской Москвы на первых страницах автору удалось, хоть в тексте и отчаянно не хватает знаков препинания — запятых там всяких, двоеточий.
Эпизод с переворачиванием папки с делом названием вниз при появлении посетителя явно рассчитан на узнавание и простроение цепочки ассоциаций до «Место встречи изменить нельзя». Получилось.
Говорящие фамилии МУРовцев — Чеглок и Кречетов. Чеглок, оказывается, сокол такой есть.
Чеглок косплеит не только Жеглова, но и самого Холмса, быстро раскрывая детали жизни нового подчиненного.
Роман в рассказах не самый мой любимый формат чтения, но иногда не раздражает.
С Костиным знаком по его циклу бояр-аниме «Подьячий». На данный момент прочел три романа из четырех.
Видимо, автор неравнодушен к описанию службы в «органах». Хотя в «Подьячем» сюжет довольно быстро уходит из детективной плоскости.
Дело номер 1: приворотное зелье
Минимум магии, максимум детектива. Мне, как и опытному Чеглоку, суть дела стала ясна довольно быстро. Дедукция и провокации быстро показали, кто кого и зачем приворожил. Вместо приворотного зелья мог бы быть гипноз – ничего бы не изменилось.
Правила и история мира: попов с Николашкой прогнали в семнадцатом; изгоняют эфирников и снимают привороты теперь не священники, а пресвитеры из Красной Армии, со звездой на кресте. Есть оборотни, упыри, эфирники, черти.
На Петровке, 38 до революции размещался, по версии Костина, корпус инквизиторов. Погуглил — оказывается, жандармский корпус там был.
Нечисть существовала и до революции. МУРовцы учатся еще по дореволюционным пособиям.
Два замечания по миру.
Первое. Мир, в котором магия и нечисть обыденная обыденность давным-давно, никогда бы не стал точно таким же, как наш, чтобы год в год произошла революция с тем же исходом. Вслед за появлением магии в общедоступной сфере история бы ушла сильно в сторону.
Есть роман, «Штык и вера», где сверхъестественное появилось только после отречения царя. Поэтому мир похож на наш и вся нечисть для всех жителей мира внове. И история никуда не успела свернуть.
Есть другой поджанр, где могущественная нечисть существовала давно, но в подполье. И если и влияла на мир, то исподволь, не смущая обывателей и не меняя глобальные правила игры и историю. Легкомысленная вариация — «Тайный город»; серьезная проработка темы — «Око силы».
Когда же магия, мистика и сверхъестественное низведены до рядовых событий («— МУР, агент Чеглок. У вас, гражданочка, эфирник на левом плече сидит. Вы бы в молельный дом сходили, сняли, а то мало ли что… Раскормите, просто так не отковыряете.»), то это наверное, городское фэнтези уже.
Вроде и дает простор для сюжетов, но выглядит, как картонные декорации. Наш мир, но с магией. И все усиленно делают вид, что живут так очень давно. Но мир обычный. Появляется чувство ненастоящести происходящего.
Где-то читал, что мир, в котором есть, допустим, кентавры, никогда не будет похож на наш. Изменится буквально всё. Дороги, дома, война. А большинство авторов просто помещает фантастических существ в обычные декорации.
Дело номер 3: Смертная кровь
Кречетов набирается опыта. Миру рассказ особо много не добавляет. Узнаем о змеях аждахах, о том что место проведения колдовского ритуала можно вычислить, а можно и замаскировать. Опять неожиданный детективный поворот.
Чётче проявляется романтический интерес к пострадавшей из первого рассказа.
Дело номер 5: Шаболовский упырь
Появляются чакли-полурослики. Волшебный подземный народец из Мурманской губернии. Упоминаются дивы и альвы.
Опять подозрение на появление в Москве упыря. И наконец-то это упырь. Короткий, несложный рассказ. Кречетов-то и Конан Дойдя читал, и находчив весьма.
Дело номер 7: финский нож
Мир ещё чуть-чуть расширяется. Новые монстры, новое зачарованное оружие. Первое дело, где преступника не поймали. Рассказ служит прологом к основной сюжетной арке.
Дело номер 11: незваный гость
Хороший рассказ об обаятельном мошеннике. Не удивлюсь, если Бачей вернется в текст. Отсылка к двенадцати стульям, которая, кстати, ничем не кончилась. Белогвардеец искал в стульях клад. Его повязали. Дальше что? Оставили стулья семье инженера?
Дело номер 13: луч смерти
Тут почти полноценная литературная игра с участием Алексея Толстого, рисунком мальчика с длинным носом, лучами смерти и так далее. По итогам расследования Толстой решил писать не про гиперболоид, а про «Атомные бомбы инженера Гарина». Автор сам показывает, как история с легкостью меняет направление. У него же исторические события все точь-в-точь как в нашей реальности.
Дело номер 17: Талисман замнаркома
Бессюжетная зарисовка, которая должна получить развитие. У Фрунзе теряется и находится талисман-подковка. В поисках мориарти данной вселенной, муровцы наталкиваются на герра Генриха. Генриха Гиммлера. Неужели это просто так?
Дальше расписывать подробно каждое «Дело» не вижу смысла.
В чтении приходилось сделать перерыв, чтобы отдохнуть от простоты персонажа и текста. После перерыва легче пошло.
Герой раздражает своей наивностью.
Есть пасхалка с отсылкой к «Подьячему» (вода и Степан Разин). Возможно, это дает нам основания предполагать, что события происходят в одном мире.
Пересечения с первыми лицами и знаменитостями СССР добавляет интереса. Смерть Ленина, психограф Алексей Толстой, просьба Фрунзе.
Автор не чужд тонкий иронии для знатоков:
"— Товарищ Бокия как раз подходил. Во-первых, мы знакомы, по одному делу в Таганроге, а во-вторых — он точно не имеет отношения к этому делу. Он всяким колдовством не увлекается, строго по научной линии идет…»
Присоединяюсь к мнению, что детективы в фентезийном сеттинге скучны тем, что автор не дает нам все правила мира. Поэтому читатель может быть только сторонним наблюдателем. Примерить на себя шляпу охотника за оленями не удастся.
Спасти фэнтези-детектив может харизматичный героя, искрометный юмор или невероятно увлекательный мир.
В «Нагане» всё это в зачаточном состоянии. Кречетов дурачок, юмора небогато, мир таки скучноват — вся эта магия, как неприжившийся побег. Мир послереволюционного СССР её отторгает.
4(ТАК СЕБЕ)
Насколько я понимаю, такие герои — робкие, до целомудренности-инцельности в отношениях с женщинами, популярны на автор.тудей.
2025-10-05
29
(2)