fantlab ru

Оноре де Бальзак «Феррагус, предводитель деворантов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Феррагус, предводитель деворантов

Ferragus, chef des Dévorants

Другие названия: Ferragus: Chief of the Devorants; Один из Тринадцати; Феррагюс, вождь пожирателей; Любовь и дружба

Повесть, год; цикл «Человеческая комедия»

Аннотация:

Огюст де Моленкур встречает на захудалой улочке даму, в которую он влюблен, и пытается выяснить, что она делала в этом странном месте. Оказывается, что женщина связана с Феррагусом, главой тайного общества. И попытки Огюста узнать тайну приносят огромные неприятности не только ему, но и окружающим.

Входит в:

— цикл «Человеческая комедия»  >  Этюды о нравах  >  Сцены парижской жизни

— роман «История тринадцати», 1834 г.



Издания: ВСЕ (4)

Собрание сочинений в пятнадцати томах. т. 7
1953 г.
Собрание сочинений в 24 томах. Том 11
1960 г.
Сцены парижской жизни
1986 г.

Издания на иностранных языках:

Ferragus
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, вот я берусь за следующий роман Бальзака, первый в подцикле «Сцены из жизни Парижа», предвкушая. Даешь куртизанок, развратных денди, полуночных картежников, скакунов в яблоках, опиумные вертепы и ляжки балерин! Но увы, «Феррагус» оказался очередным феерическим провалом Бальзака.

Все крупные фейлы Бальзака случаются, когда он решает играть на чужом поле, сделать «не хуже», чем его коллеги, стригущие в те же года купоны на бульварных романах. Когда он изменяет реалистичному психологическому «женскому» роману и начинает гнать авантюрное, с приключениями, мистику, то тогда становится очевидным, насколько он беспомощен и смешон в этих чужих жанрах. «Феррагус» -- это 1-я часть произведения «История тринадцати», в котором, подозреваю, должно было быть 13 частей, но в итоге он написал всего три. Слава богу. Наверно, читатель проголосовал рублем, то есть франком, и проголосовал отрицательно.

Итак, «Тринадцать» — это тайное общество, «все они были фаталисты, смелые и поэтические, но наскучившие обыденной жизнью, жаждущие азиатских наслаждений, влекомые страстями, долго дремавшими в их душе, а потому особенно буйными. Как-то один из них (...) задумался об исключительных качествах людей, изгнанных из общества, о честности каторжников, о верности воров в отношении друг к другу, о преимуществах той непомерной власти, какую завоёвывают подобные люди, сосредоточив все помыслы свои на едином желании». В общем, чуваки создают тайное общество, все они жуткие харизматики и крутышки, и человек под псевдонимом Феррагус -- их глава.

Начинается повесть «Феррагус» просто восхитительно, великолепное описание:

"«Есть в Париже улицы, опозоренные так, как может быть опозорен человек, совершивший подлость; встречаются и улицы благородные, и просто честные улицы, и молодые улицы, о нравственности которых у общества еще не сложилось мнение; злодейские улицы; улицы старые, как самые древние старухи; улицы почтенные; улицы неизменно чистые или неизменно грязные; улицы рабочие, трудовые, торгашеские. Словом, парижские улицы отличаются человеческими свойствами и одним видом своим возбуждают в нас известные представления, которые мы не в силах преодолеть. Есть непристойные улицы, где вы не согласились бы жить, и улицы, где вы охотно поселились бы. Некоторые улицы, взять хотя бы Монмартр, подобны сирене: прекрасная голова — и рыбий хвост...» (и так далее).

Этот роман, вообще, поразителен: кретинизм сюжетной линии, поступков героев, примерно пополам разбавлен бытовыми зарисовками Бальзака из жизни Парижа. И эти бытовые зарисовки великолепны. Это изящные эссе, которые он зачем-то утрамбовал в эту «Анжелику, маркизу ангелов». Только ради них я и рекомендую эту книгу читать.

Сам же сюжет абсолютно беспомощен и наивен, Бальзак не умеет оперировать с такими авантюрами, в отличие от более поздних авторов, таких, как Понсон дю Террайль, Лермина и Эжен Сю. Но очень пыжится им быть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой Огюст, влюбленный в абсолютно безупречную даму, чистую как голубку, узнает, что у нее есть какая-то страшная тайна, и мгновенно преображается из благородного кавалера и платонического воздыхателя в мрачного инцела, планирующего от нее шантажом чего-то добиться. Феррагус, к которому дама тайно бегает, начинает её защищать, и пытается Огюста убить с помощью несчастного случая, подставной дуэли и, наконец, яда со свойствами, в реальном мире не существующими. Огюст ведет себя как свинья и дебил, дама ведет себя как идиотка, причем чахоточная, муж дамы ведет себя еще как больший идиот, Феррагус (который типа глава мафии) ведет себя так, что даже Шарапов бы сразу его расколол. Еще там есть гризетка, которая топится от любви, плюс совершенно опереточная мать гризетки, а также письма с тайным кодом, дыры в стене, переодевания из бомжей в миллионеры. а также тринадцать чорных карет, следующих за гробом. А в конце вообще почти все умерли по совершенно необъяснимым причинам типа «ах, он узнал обо мне правду, какой позор». А затем труп был тайно похищен!

Все совершают крайне кретинские, необъяснимые, нелогичные поступки, шаблонные для бульварных романов и позорные для такого великого писателя, как Бальзак. По сравнению с этой книгой «Граф Монте-Кристо» -- шедевр психологического реализма уровня Достоевского.

Но вставные эссе про парижскую жизнь -- да, удивительно красивы:

»...когда женщины лгут, то, смотря по характеру, некоторые из них смеются, иные плачут, одни становятся серьёзными, а другие — злыми. (...) Все в них естественно; ложь исходит от них, как снег падает с неба. А с каким искусством добираются они до правды в другом человеке! С какой проницательностью прибегают они к самой последовательной логике в ответ на пылкие вопросы мужчины, чтобы самой выпытать какую-нибудь сердечную тайну у того, кто наивно вздумал дознаться о чем-нибудь у женщины! Расспрашивать женщину — не значит ли это выдавать ей себя с головой? Разве не догадается она обо всем том, что захотят от неё скрыть, и не проявит удивительного умения — говоря, умолчать о самом главном. И есть же ещё мужчины, пытающиеся бороться с парижанкой, с женщиной, которой стоит изловчиться — и она ускользнёт от удара кинжала, сказав: «Вы, право, слишком любопытны! Вам что за дело? К чему вам это? Ах! вы ревнуете? Ну, а если я не пожелаю вам отвечать?» — словом, с женщиной, которая владеет искусством сказать «нет» на сто тридцать семь тысяч ладов и обладает неисчислимыми интонациями для произнесения «да».»

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх