Сергей Кузнецов «Учитель Дымов»
Сергей Кузнецов — прозаик, журналист, культуртрегер. Автор вызвавших бурные споры романов «Шкурка бабочки», «Хоровод воды» (шорт-лист премии «Большая книга»), «Калейдоскоп: расходные материалы» (шорт-лист премий «НОС» и «Новые горизонты»). Сергей Кузнецов умеет чувствовать время и людей в нем, связывая воедино жизни разных персонажей. Герои его нового романа «Учитель Дымов», члены одной семьи, делают разный жизненный выбор: естественные науки, йога, журналистика, преподавание. Но что-то объединяет их всех. Женщина, которая их любит? Или страна, где им выпало жить на фоне сменяющихся эпох?
«Роман о призвании, о следовании зову сердца. О жизни частного человека, меняющего мир малыми делами, который не хочет быть втянутым в грубую государственную игру. О мечте. О любви, которая бывает только одна в жизни. О родителях, ценность которых люди осознают, только когда они уходят».
Сергей Кузнецов
Входит в:
— журнал «Октябрь 2017'5», 2017 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 290
Активный словарный запас: низкий (2607 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 90 знаков, что немного выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 2 марта 2022 г.
Что переварили учителя, тем питаются ученики (Карл Краус)
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
(Уильям Уорд)
Казалось бы — где Великобритания начала 20 века и где современная Россия? И причём тут Джон Голсуорси и его «Сага о Форсайтах»? Однако же по каким-то невероятным психологическим законам при чтении «Учителя Дымова» в голове вспышкой возникло озарение-ассоциация именно с «Сагой...». Возможно потому, что и у Госуорси в течение всех нескольких романов и интерлюдий охватывается жизнь нескольких поколений Форсайтов, и точно так же Кузнецов начинает повествование с середины Великой Отечественной и затем ведёт нас по судьбам и именам семьи Дымовых до самых нынешних дней. Не помню, сколько там поколений Форсайтов попало на кончик пера Голсуорси, но вот Дымовых мы узнаем четыре слоя, да ещё и пятый — предтечи — будут упомянуты в романе.
Казалось бы, роман просто рассказывает нам биографии этих людей — взросления и любови, свадьбы и работа, увлечения и бытовые картинки, участия и не участия в каких-то бурных революционных событиях в государственной и общественной жизни страны, творческие пути и рождения детей, внуков, переезды и переселения, секс и наркотики (совсем чуть-чуть). Однако постепенно за всеми этими перемещениями-переселениями-переживаниями открывается глубинный смысл романа (который, впрочем, автор для чего-то к концу книги формулирует сам, лишая читателя удовольствия ощутить свою умность и прозорливость).
Чтобы не уподобляться автору, повторять этот глубинный смысл здесь я не буду, всё-таки другой читатель тоже не без ума и сам будет пытаться понять, что же хотел сказать нам Сергей Кузнецов, кого он назвал Учителем Дымовым…
С удовольствием и интересом прочитано специально для клуба КЛюЧ г. Валдай — на мартовской встрече в процессе обсуждения конечно же всплывут многие другие достоинства (но и недостатки) романа.
vgi, 7 мая 2019 г.
Я, вообще-то, современной русской прозы не чтец. Скучно мне её читать, за редкими исключениями. Но тут решил прочитать «Учителя Дымова», потому мне эту книгу рекомендовали чуть ли не как новую классику, которая «в будущем, несомненно войдёт в школьную программу» — как-то так примерно. Поэтому решил сделать над собой усилие и прочитать. Сразу скажу, что до конца я эту работу не довёл. Когда текст мне не нравится, а прочитать мне его, по каким-то причинам, надо, то я его дочитываю по диагонали. Так случилось и на этот раз.
При этом ругать автора мне и не за что. Вроде бы, всё на местах в этом романе, всё по канону. История семьи на фоне эпохи — мне обычно нравятся такие вещи. Но не в этом случае. И даже не хочется глубоко анализировать, почему. Выскажу только одну догадку. Для меня роман распадается на две части. Когда автор пишет о сороковых или пятидесятых -- я ему, в основном, верю. Он — мой ровестник, и об этих временах мы знаем примерно по одним источникам: книги, кинохроники, воспоминания родителей и прочее. Но вот рассказ переходит к семидесятым-восьмидесятым — то есть ко времени, которое и я, и Кузнецов уже помним сами. И тут внезапно действие переносится из СССР в какое-то Буркина-Фасо. Это не мои семидесятые, я помню их совершенно по-другому. Заметьте, — я не говорю, что помню их правильно, а автор романа — нет. Но для меня всё было не так. И мне неинтересно читать про его семидесятые или его девяностые. И герои, которые, вообще-то, должны были вызвать у меня симпатию (а концепция учителя, меняющего мир малыми делами, мне очень симпатична), этой симпатии почему-то не вызывают.
пан Туман, 23 ноября 2020 г.
Сразу скажу, что написал отзыв только ради того, чтобы здесь на виду была оценка.
Плотная, спрессованная семейная сага о жизни мужчин трех поколений семьи Дымовых — от послевоенных лет до 2012 года. И одновременно, девушки Жени, которая в первого из мужчин была влюблена (но, как и полагается в таких книга, «не сложилось»), а второго и третьего — воспитала. Мужчины пытаются найти место в жизни, чтобы ни с государством сотрудничеством не измараться, но и в открытую не противоречить, Женя обеспечивает крепкий семейный тыл для каждого.
Совершенно «не моя», казалось бы, книга, но я проглотил её за три дня, а потом ещё два ходил под впечатлением. Прекрасный литературный язык, интересная композиция c обилием временных петель, Женя (мужчины-то получились плосковатые), — неоспоримые достоинства романа. Радует меня также, что Кузнецов не обошёл вниманием события 2012 года, а то у нас по актуалочке один Пелевин, а он сами знаете какой... ироничный.
sam0789, 10 января 2020 г.
Перед нами прошли три поколения.. Прошли так явно, как будто мы знали каждого всю его жизнь… И без разницы, что не подробно расписан детство, юношество, или зрелые годы – нам всё равно хватает той информации, что есть, дабы понять – нет, мы знаем наших героев! Знаем их жизнь от и до!
Сначала знакомимся с Женей… Ей ещё лет 12-13… И знакомимся мы с ней через умирающую маму… Жене некуда идти, только к своей родной тете, у которой есть дочка Оля (ровесница Жени). Вот мы уже знаем и Олю. Потом появляется Володя Дымов, который на 12 лет старше Оли! Но роли это не играет на повествовании.. Разница эта не ощущалась вообще. И вот перед нами положено начало – наше первое поколение. С момента самостоятельной совместной жизни троицы – здесь я имею в виду их переезд в другой город, где они живут без мамы Оли, живут втроем, своей семьей – Оля начала раздражать! Особенно в роли новоиспеченной мамы! Мамы бывают, конечно, разные, я не спорю. Но вот это Олино – кормить сына – не хочу, я устала его кормить. И возиться с ним я тоже устала! Возитесь сами – а сами это папа Володя и Женя. В итоге мамой становится Женя! Нет, Оля никуда не делась, просто сняла с себя всю ответственность и всю заботу о ребенке и перевалила на Женю. Благо есть на кого перевалить. Но в итоге к чему это привело? Да к тому, что Женя не смогла устроить свою личную жизнь….
Так рос Валера Дымов. У Валеры появляется свой сын – Андрей. Которого тоже растит Женя :)
Что объединяет все три поколения? Учитель. Каждый мужчина из данных трех поколений стал тем или иным путем учителем! При чем не в самом простом смысле этого слова, берем более глубже! Каждый старался помочь своим подопечным найти себя!
Книга грустная… И после себя оставляет оттенок грусти внутри… Но книга стоит того.
prouste, 23 ноября 2017 г.
Очень стандартная такая семейная сага периода с сороковых до настоящего времени. Мужская часть семьи одержима взаимоотношениями с государством: как бы так мимикрировать, чтобы не диссиденты, но и чтобы не мешала власть, а женщины по большей часть функциональны и как раз к рефлексии не склонны. Последний представитель рода Андрей — в значительной степени авторская калька с опытом работы в глянце. Пошел работать в учители, а дилемму: как быть с талантливыми и честными школьниками, что идут на Манежную, разрешил стандартно — уехал учить в провинцию, где против власти нет демонстраций. Несколько напоминает почином рубановского «Патриота», который с другого угла, но, в общем тоже приходит к выводу, что из столицы стоит валить. Роману уверенно не хватает какого-то второго измерения. хотя, в общем, роман не статичен, все время что-то происходит. Автор совершает маленькие скачки временные между событиями и злоупотребляет приемами типа:« когда через несколько лет она увидела», «он мог бы стать летчиком и водить самолеты» и проч. Такие мини-скачки от персонажей, смена места и времени технически несколько напомнили «Дерни за веревочку» Рыбакова, вещицу, понятно, куда как более эмоциональную. У Кузнецова роман вышел ровным, без больших огрехов, но и эмоционально и содержательно не впечатлил. Почитал-забыл.
Manowar76, 8 сентября 2018 г.
«Герои его нового романа «Учитель Дымов», члены одной семьи, делают разный жизненный выбор: естественные науки, йога, журналистика, преподавание. Но что-то объединяет их всех. Женщина, которая их любит? Или страна, где им выпало жить на фоне сменяющихся эпох?
В новом романе «Учитель Дымов» внимание писателя сосредоточено на одной семье. На фоне исторических пейзажей. От послевоенной разрушенной Москвы до шумных вечеринок в «О.Г.И.», от подпольных йога-клубов до современных глянцевых журналов. Каждое поколение Дымовых будет расти в новых «интерьерах». Год за годом, шаг за шагом в прошлое будут уходить страхи лагерей и репрессий, неуправляемого рэкета девяностых — больше свободы, больше возможностей. Но не иллюзия ли это? Ведь какими бы разными ни были условия времени, каждому из героев придется заключить свою сделку с действительностью. И в этом смысле «Учитель Дымов» — своеобразная история русской интеллигенции второй половины XX века. Людей, которые слышат и чувствуют время. Одна власть пытается их запугать, другая — приручить, третья — не заметить. Но, принося себя в жертву эпохе, Дымовы и такие как они, неизменно учат не поступаться своей совестью.»
Добавить особо и нечего. Достаточно серые жизни членов одной семьи. Никакого героизма замечено не было. Скорее наоборот. С другой стороны, чернухи и сальных подробностей тоже. Вот в этом нешироком диапазоне и написан этот роман. Очень проникновенно пишет о смерти и умирании. От этого иногда начинают желваки на скулах ходить.
Хронологически роман заканчивается уличными протестами 2012-го года. Сам роман писался в 2014-2017 году. Удивительно, почему автор не захотел захватить события 14-го года и дальше...
Короче, то движение белоленточников, что Пелевин злободневно отрефлексировал в тот же год в БЭТМАН АПОЛЛО, Кузнецов своим романом перевёл в плоскость литературной истории.
Однозначно менее яркая вещь по сравнению с ХОРОВОДОМ и КАЛЕЙДОСКОПОМ.
7 (ХОРОШО)
thosik, 13 ноября 2018 г.
Не очень поняла, каков был в целом авторский посыл, но мне показалось, что это роман о призвании в первую очередь. О том, что есть люди, которым, независимо от обстоятельств — политики, семейных проблем, вообще мировоззрения — повезло родиться с каким-либо призванием. Как, например, три основных героя этой книги: Владимир, Валера и Андрей Дымовы. Все они, пройдя, определенные терни, приходят к своему призванию — они Учителя.
В романе мало говорится о самой профессии, все больше о жизненных перепитиях, об истории страны, которая во многом вершила судьбы своих граждан, занося из крайности в крайность, о семейных ценностях и трудностях.
Кстати, еще одна героиня — Женя, которая мне показалась самой ярко прописанной из персонажей, — тоже своего рода линия основной темы — ее призвание изначально — это быть ангелом-хранителем этой семьи.
Немного недотянуто, на мой взгляд, во многих моментах. Слишком «галопом по европам», что ли, получилось, но все же я получила удовольствие от книги.