Екатерина Шашкова «Исток»
Все реки текут от истока к устью. Кроме одной. Но именно она приведёт каждого туда, куда ему действительно необходимо попасть.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мария Демидова, 23 мая 2024 г.
Перед нами история, которая начинается как типичное романтическое фэнтези. На пороге простой астраханской квартиры появляется загадочный незнакомец по имени Ракун и сообщает обычной девушке Нине, что она получила магическое наследство, а значит, имеет полное право бросить свою скучную серую жизнь и отправиться в другой мир, где её ждут учёба в магической школе и удивительные возможности, о которых здесь она не могла и мечтать. Учитывая, что сопровождать её в путешествии должен этот самый незнакомец, предложение кажется ещё более заманчивым. Но Нина отказывается от наследства в пользу своей старшей сестры. Ещё не зная, сколько судеб изменит это решение.
И вот проходит двадцать лет, и Ракун снова оказывается в той же самой квартире, но на этот раз чтобы забрать с собой Алину – дочь той самой старшей сестры, чьё путешествие в волшебный мир оказалось трагически коротким. И Нина, которая не намерена оставлять племянницу без присмотра, вынуждает магоса (так здесь называют магов, то есть владельцев магических камней) взять её с собой. В мир, который называется Исток.
Эта завязка могла бы перерасти в романтическую историю (а учитывая, что перед нами две героини, то сразу в две романтические истории) или стать началом приключений племянницы и её скрывающейся от закона (всё-таки через границу её планируют перевезти нелегально) тётушки в магической академии. Но «Река ведёт к Истоку» – это всё-таки не ромфант и не академка. Это приключенческое фэнтези, в котором у героев мало что идёт по плану. И вот в соседнем с Истоком мире Алину похищают разбойники, и всем резко становится не до романтики и не до мыслей о предстоящей учёбе. Река сюжета разделяется на два потока: Ракун и Нина пытаются найти пропавшую племянницу, в то время как Алина пытается понять, зачем её похитили, как ей выбраться и не является ли всё это вступительным экзаменом. А то кто их знает, этих волшебников… И дальше две эти сюжетные линии развиваются параллельно, чтобы эффектно сойтись в финале.
На самом деле по такому принципу построены все романы цикла (и это одна из тех вещей, за которые я его очень люблю). Если в первой части трилогии мы, по сути, наблюдаем лишь за тремя центральными персонажами, двое из которых решают одну и ту же задачу и большую часть времени находятся в поле читательского внимания вместе, то во второй и третьей книгах персонажей становится больше, и вместе с этим увеличивается количество сюжетных линий. Герои могут заниматься совершенно разными делами, идти к совершенно разным целям совершенно разными дорогами, руководствоваться совершенно разными мотивами и вообще практически не пересекаться друг с другом, но все их действия в итоге изящно вплетутся в общую канву, сложатся в единую картину и проявят себя в кульминации, которая объединит всех персонажей, даже если они в этот момент будут находиться в совершенно разных местах. И очень вероятно, что вы удивитесь, как это так получилось, потому что, замирая на виражах сюжета, переживая за героев, удивляясь, пугаясь, злясь и радуясь вместе с ними, вы попросту забудете следить за ловкими руками автора, который выдаст вам всю (или почти всю) необходимую для разгадки тайны информацию, но не позволит слишком долго задерживать на ней внимание. Благодаря этому финалы всех трёх книг одновременно преподносят сюрпризы и оказываются абсолютно логичными и непротиворечивыми.
Каждая книга трилогии представляет собой законченную историю, но при этом все они тесно связаны между собой – персонажами, конфликтами, цепочками событий, которые подспудно влияют друг на друга. То, что в первых двух частях кажется незначительными деталями, в третьей становится важными частями общей мозаики.
Уже в первом томе, наблюдая за судьбой Нины, Ракуна и Алины, невозможно не обращать внимания на тех, кого они встречают на своём пути. На Виктора Долана, который совершенно не похож на наёмника-похитителя, что не мешает ему, однако, им быть. На Александра Силя, который совершенно не похож на одного из самых опасных людей Истока и близлежащих миров, что не мешает ему, однако, им быть. На Алекса Лисара, который совершенно не похож на богатейшего промышленника, производителя оружия, владельца заводов, газет, пароходов, что не мешает ему, однако… ну вы поняли :) Даже второстепенные и эпизодические персонажи здесь – яркие, харизматичные, запоминающиеся. И запомнить их действительно стоит, потому что большинство из них сыграет важную роль в событиях второго и третьего томов трилогии.
От книги к книге растёт не только количество персонажей и сюжетных линий, но и масштаб событий.
«Река ведёт к Истоку» – это, по сути, история о проблемах одной семьи. Нина и Ракун ищут свою общую племянницу и по ходу дела узнают подробности о гибели её родителей. То, что успех похитителя мог бы привести к, мягко говоря, неприятным последствиям для всех владельцев магических камней, – по большому счёту, не так уж важно. Этот факт скорее осознаётся, чем ощущается. Судьбы нескольких конкретных персонажей беспокоят во время чтения куда больше.
В «Истоках неприятностей» мы имеем дело уже не с одной семьёй, а с целым кругом друзей и коллег, которые по разным причинам попадают в неприятности. Алина пытается освоиться в магической школе и узнать своё настоящее имя, без которого ей сложно обращаться с магическим камнем, и случайно помогает в ограблении родительского особняка. Её тётя и дядя пытаются выяснить, кто подбросил в карман Ракуна клочок бумаги с проклятием, и попадают в ловушку, которая очень дорого обходится магосу. Силь всего лишь пытается работать, но у злоумышленника, который похищает его из дома Лисара и ставит ультиматум Ракуну, другие планы. Алекс пытается защитить друзей и готов ради этого добровольно отправиться в расставленные похитителем сети. Долан добросовестно делает свою работу и одновременно с этим пытается не позволить Алине натворить каких-нибудь глупостей, а потому неизбежно оказывается втянут в общие неприятности, которые только выглядят несвязанными друг с другом, а на самом деле являются частью давнего, хорошо продуманного плана, который может изменить существующие представления о магии.
Но и этот план, каким бы он ни был амбициозным, не может сравниться по своему масштабу с теми событиями, которые происходят в заключительной части трилогии. Потому что «Обратная сторона Истока» – это роман о попытке совершить революцию, политическую и магическую, которая повергнет в хаос не только Исток, но и миры ближайших к нему витков, где активно используются магические камни.
И здесь, наверное, надо бы сказать пару слов о местной магии. Потому что она – ещё один фактор, заставивший меня полюбить эту трилогию и даже позволивший написать по ней несколько фанфиков. Дело в том, что местная система магии и тесно связанная с ней система миров устроены очень логично. И упорядоченная, похожая на программирование, магия Истока, и стихийная, дикая магия Устья подчиняются нерушимым законам, которые создают ряд жёстких ограничений даже для самых одарённых героев, но при этом оставляют достаточное пространство для манёвра – для неочевидных решений, для неожиданных ходов, для удивительных открытий.
И всё это не просто существует на радость читателям и автору, но и является важным сюжетообразующим элементом во всех романах трилогии. Во всех трёх книгах магистральные конфликты, мотивы антагонистов и способы решения главных сюжетных задач непосредственно связаны с магией. Причём важной оказывается не столько сама сила, сколько разумное и уместное её применение. Знание правил, по которым работают камни, арфактумы и магия Устья, и использование этих правил для достижения собственных целей. И, что особенно важно, эти правила не меняются по ходу действия, магия не подыгрывает персонажам, какими бы искренними, пылкими и героическими ни были их порывы. Если из каких-то правил, обозначенных в самом начале, есть исключения, они тоже работают по определённым принципам, и эти принципы тоже раскрываются заранее, а не выскакивают, как чёртик из табакерки, в момент кульминации. А если вдруг выскакивают, значит, это часть какой-то большой загадки, которую персонажам ещё только предстоит разгадать.
В этой трилогии вообще довольно много загадок и тайн. А ещё – опасностей, неожиданных поворотов, эффектных магических противостояний, взрывов, в конце концов… Это отличное приключенческое фэнтези, призванное увлечь и развлечь, и с этими задачами оно справляется прекрасно – благодаря и продуманной композиции, и выдержанному балансу между спокойными и напряжёнными сценами, и лёгкому динамичному стилю, и, конечно, ярким, разнообразным и очень живым персонажам.
И эти персонажи, с их радостями и горестями, с их воспоминаниями о прошлом и мечтами о будущем, с их силой и слабостью, с их сложными взаимоотношениями, превращают трилогию в нечто большее, чем простое приключение. Они делают эту историю очень человечной. Разговоры по душам в ней ничуть не менее важны, чем интриги, магия и взрывы. А зачастую – ничуть не менее напряжённы и волнующи.
Так что для меня цикл «Исток» – это в первую очередь история о людях. О выборе, который они делают и с которым живут. О том, что всякий выбор важен, но ни одно решение не определяет тебя полностью, не ставит на тебе клеймо, не запрещает тебе, ошибившись, пытаться, насколько это возможно, исправить ошибку и искупить вину. А ещё – это история о поиске себя и ответа на вопрос, что именно делает тебя тем, кто ты есть: возраст, способности, желания и поступки, семья и друзья, победы, поражения, принятые решения – или всё это вместе, или что-то совсем иное? История о поиске если не смысла жизни, то, во всяком случае, той самой жизни, которую ты сможешь, не кривя душой, назвать своей. История о долге и о цене, которую приходится платить за то, чтобы ему следовать. О целях, которые не всегда оправдывают средства. О семье, которая не всегда определяется кровным родством. О дружбе и близости, о заботе и поддержке. И, конечно, о любви. В самом широком смысле этого слова.