Анатолий Бритиков «Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Книга 1. Научная фантастика - особый род искусства»
Книга представляет собой переиздание монографии А.Ф. Бритикова «Русский советский научно-фантастический роман» (1970). На титульном листе указано: «Издание второе, исправленное». Ее подготовили к изданию подготовили вдова автора К.Бритикова и редактор Л.Смирнов, которые с 2006 г. осуществляют выпуск многотомника «Библиография отечественной фантастики (с 1759 по 1991 гг.)».
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Леонид Смирнов, 25 мая 2024 г.
При подготовке второго (исправленного, дополненного и переработанного) издания количество и названия глав действительно не изменились. Однако, в сам текст монографии были внесены сотни и даже тысячи исправлений и дополнений. Эта правка самого А.Ф.Бритикова, которую он вносил на поля первого издания монографии в течение многих лет, а потом ответственный редактор Е.Ворон включала ее в текст и проводила углубленную редактуру полученного черновика. Не заметить работу такого объема и глубины, казалось бы, невозможно. Однако...
Изменения, внесенные Бритиковым, относятся к двум типам: 1) продолжение бесконечной работы по улучшению текста, которая свойственна всем скрупулезным и неутомимым исследователям; 2) результат переосмысления политических оценок фантастической литературы, которое произошло в годы Перестройки и Гласности, а также в ранний постсоветский период.
terrry, 8 апреля 2011 г.
Особых изменений текста, за исключением названия, по сравнению с первым изданием монографии не наблюдается (видимо, они и не планировались.) Поэтому можно повторить слова из отзыва к первому изданию: «Замечательная, по-видимому, единственная в своем роде работа. Автору удивительно гармонично удалось соединить строгость академического языка с образностью эссеистики. Также хорошо выдержана пропорция между анализом конкретных произведений и выводами общеметодологического характера. В плане последних книга практически не устарела (не смотря на сорокалетний возраст!).» При этом я не могу сказать, что полностью разделяю все оценки, данные Бритиковым тем или иным произведениям. К слову, он называет знаменитую повесть Стругацких «Понедельник начинается в субботу» «злым памфлетом». (Роман Е. Замятина «Мы» он называет пасквилем, что, на мой взгляд, несправедливо.) Думается, автор слишком категорично подошел к разбору данного произведения. Но это категоричность и бескомпромиссность искателя истины, а не какого-нибудь критикана. Творчеству Стругацких автор посвятил немало страниц своей книги.
Можно еще кое-что добавить. Видно, что интересы автора тяготеют к утопическому жанру. Лично мне такой подход импонирует. Ведь утопия – наиболее древний и многоплановый вид фантастической литературы. Такие произведения вызывают и наибольшее количество споров. Чего стоит одна только «Туманность Андромеды». Некоторые исследователи даже считают, что современная НФ как раз и выполняет, так или иначе, функцию утопического романа прежних эпох. Но, конечно, нельзя сказать, что Бритиков ограничился одними лишь утопиями. Его исследование отхватывает весь жанрово-стилистический спектр отечественной НФ. Особенно интересен с точки зрения теории жанра разбор давно уже забытой фантастики «ближнего прицела». Такая ширина охвата и должна характеризовать солидный академический труд. Хотелось бы, конечно, чтобы автор расширил его, за счет анализа произведений, написанных в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века (ведь название монографии указывает на это). Вообще, после прочтения этой книги многие произведения, написанные в двадцатом веке, можно не читать (ведь время ограничено), либо, наоборот, выбрать что-то нужное. Книга, прежде всего, содержит много историко-библиографической информации, и потому позволяет лучше «ориентироваться» в литературе, не только фантастической. Она, безусловно, полезна для понимания и современной фантастики.
Имеются здесь и некоторые элементы идеологии, что, на мой взгляд, является плюсом, а не минусом текста, так как отвечает, таким образом, принципу историзма.