Ся Цзя «Свет прошлого»
Молодая женщина случайно замечает на новостном экране вокзала лицо своей бабушки. Сегодня, в восьмидесятую годовщину победы над Японией, бабушка — одна из немногих оставшихся в живых ветеранов. Сейчас ей сто шесть лет. Её внучка в поезде начинает вспоминать, что она знает о бабушкиной жизни, пользуясь всеми возможностями мировой сети и искусственного интеллекта...
Переводы: на английский — Yesterday's Brilliance
Первая публикация на китайском: газет 光明日报 (Guangming Daily), 30.10.2015 (14 страница)
Входит в:
— сборник «你无法抵达的时间», 2017 г.
— сборник «Далёкое лето», 2021 г.
- /период:
- 2010-е (1), 2020-е (3)
- /языки:
- русский (1), английский (2), китайский (1)
- /перевод:
- К. Лю (2), А. Чигадаев (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (4 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Дочь Самурая, 3 декабря 2025 г.
Ся Цзя (Ван Я) вкладывает в эту историю глубоко личное, даже автобиографическое чувство. Она была очень близка со своей бабушкой, которая растила её в Сиане, пока родители работали. Её бабушка принадлежала к тому самому поколению, чья молодость пришлась на эпоху тягот и войн. Поэтому тема связи, долга, нежности и мучительного непонимания между внучкой, выросшей в мире технологий, и бабушкой, чья душа живёт в прошлом, для неё не абстрактна. Как узнаваема и понятна она мне, несмотря на всякие культурные и национальные различия.
Героиня приезжает в дом престарелых. Она рядом. Она видит бабушкины руки, сжимающие планшет, слышит её дыхание. Но между ними — пропасть прожитых лет и опыта. Это знакомое многим чувство: ты рядом с самым родным человеком, но его внутренний мир для тебя — иная планета.
Автор не говорит прямо «я люблю бабушку». Любовь и нежность показаны через внимание к деталям: как бабушка вглядывается в экран, как её лицо меняется, как она взаимодействует с призраками своей юности. Само желание героини понять, что же бабушка там видит, — и есть акт любви.
Уважение здесь — это не ритуал, не формальность. Это признание права бабушки жить в своём мире, с её памятью, даже если этот мир непонятен. Героиня не пытается «вернуть» бабушку в настоящее, вырвать планшет. Она стоит в стороне и молча признаёт значимость этого цифрового. Это высшая форма уважения — к чужому внутреннему миру, к чужой боли, к чужому способу существования.
«Оживлённые» фото — это не воскрешение, а его симулякр. Технология создает иллюзию жизни, подчёркивая необратимость утраты. Бабушка взаимодействует не с прошлым, а с его цифровым эхом. Героиня же, наблюдая за этим со стороны, видит двойную трагедию:
самой войны,
одиночества и попытки ухватиться за прошлое с помощью суррогата.
Помогут ли эти технологии нам лучше понимать других?