Василий Звягинцев «Книга первая. Гамбит бубновой дамы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Представитель развитой инопланетной цивилизации послан на Землю с целью предотвратить «столкновение одновременности» двух миров: оказывается, мир инопланетян несется из будущего прямо в человеческое настоящее. Выживет ли кто-нибудь в такой коллизии — неизвестно даже продвинутым иномирцам.
Посему их агент должен внедриться в человеческое общество с тем, чтобы незаметно изменить его историю в нескольких ключевых точках, разведя таким образом топологические прямые двух цивилизаций. К несчастью (а, может, и к счастью), агент выбрал тело земной женщины и потому оказался подвержен его слабостям. А это, в свою очередь, заставило его иными глазами взглянуть на всю парадигму темпорального вмешательства.
Первая книга романа «Одиссей покидает Итаку».
Входит в:
— цикл «Одиссей покидает Итаку» > роман «Одиссей покидает Итаку», 1992 г.
— антологию «Десант из прошлого», 1988 г.
— журнал «Гея № 8», 1989 г.
— антологию «Полёты на метле», 1991 г.
— антологию «Украсть у времени», 1991 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 181
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2940 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 27 декабря 2023 г.
Да уж, задумка была весьма привлекательна для советской фантастики — ничего не скажешь! Советские люди всегда с особым пиететом относились к собственной истории, которая оказалась на практике совсем непростой. У каждого культурного человека нет-нет, да появлялась мысль: а что было бы, если б в истории не появилось определенной личности (например, Сталина или Наполеона), или же некоторые события пошли альтернативным путем (например, монголо-татары не вторглись бы на Русь в 13-м веке)? Но во времена СССР говорить об этом было не принято, чтобы не провоцировать Главлит на разного рода санкции. Все подобные «мысленные» эксперименты начались уже в эпоху горбачевской Перестройки, когда общество начало пересматривать свое прошлое, чтобы выстроить на нем гораздо более лучшее настоящее. Звягинцев был одним из первых советских фантастов, который начал разрабатывать тему «временнОй коррекции» нашей истории. В 90-е годы его произведения были новаторскими и потому шли «на ура» в книжных магазинах. Я тоже купился на такую «затравку», приобретя в 1993 году первый том грядущей лит-эпопеи, вышедший в популярном тогда издательстве «Северо-Запад». Первое впечатление было положительным: такого я прежде не читал («Машина времени» Уэллса тут не в счет). Но уже к 21-м веке под давлением фактов и сходных по типу произведений других авторов я был вынужден взглянуть на произведение БОЛЕЕ критически. И моя оценка понизилась ровно на балл. Изложу некоторые из своих претензий к первой части.
Прежде всего, в снижении рейтинга произведения виноват его сюжет. Не потому, что он плох, а потому, что малодинамичен: основное содержание дано нам в форме утомительных диалогов основных персонажей, а интригующее путешествие в прошлое и вовсе осталось «за скобками». Посланный на 20 лет назад второстепенный герой выполняет несколько тривиальных действий, последствия от которых должны вызвать существенные изменения в будущем. Никаких погонь, сражений и противостояний сил Добра и Зла! Совсем по цезаревски: veni, vidi, vici. Всё — история скорректирована! А как же знаменитое «резиновое» противодействие временного потока? И куда делись знаменитые «точки бифуркации»? Почему персонажи вообще смогли оказаться на одной и той же временной линии? Разве их не должно было разбросать по разным квантовым вселенным? Впрочем, автор и сам понял, что его сюжет стал несколько нудноватен, поэтому позволил себе некоторое разнообразие в третьей главе, где его герои напрямую столкнулись с двумя инспекторами чужой цивилизации. Именно она и дала название всей первой части. «Бубновой дамой» здесь является агент инопланетной цивилизации Ирина, а «гамбит» — всего лишь выражение задуманной людьми контр-операции на шахматном жаргоне. «Одиссей покидает Итаку» — тоже символ, символ провала инопланетной авантюры, выраженный языком древнегреческого мифа: Одиссей после Троянской войны 10 лет искал обратный путь домой, скитаясь по разным странам и народам, хотя от Трои до Итаки — всего несколько дней пути. Похоже, такой же путь автор романа решил устроить и злокозненным иномирянам: серия романов об их вмешательстве в земную историю включает в себя 21 книгу! Не касаясь остальных произведений, скажу, что второй роман мне понравился больше. Потому что дальше пошел один и тот же шаблон: герой внедряется в ключевые личности нашей истории (даже в самого Сталина!) и пытается направить события в нужное русло, используя свое служебное положение. Уже на пятой части мне стало скучно, и я прекратил свое дальнейшее знакомство с творениями Звягинцева. Если уж и читать что-то из них, так это вторую книгу, которая дала имя всему циклу. А первую книгу можно прочесть только для того, чтобы вникнуть в суть самой проблемы. Особого блеска в ней нет, хотя ее литературный язык должен вам понравиться.
-----------
РЕЗЮМЕ: начало противостояния инициативной группы землян амбициозным планам инопланетной цивилизации по изменению человеческой истории. Поклонники Азимова будут явно разочарованы отсутствием сильной интриги — это вам всё же не «Основание«!
mputnik, 20 мая 2019 г.
Какая же всё-таки принципиальная разница в попаданческих текстах ДО и ПОСЛЕ Рубикона (1991 – 1993 гг.). Брежневско — горбачевский период буквально угробил массу потенциально шедевральных текстов, приземленностью своей угробил, мизерностью потенциально доступных объемов «фантазирования». При известном минимуме философских обобщений (для книжек, осознанно «стремящихся» остаться в лоне исключительно приключенческой НФ) действительность живописуется настолько удручающе кастрированной, настолько невообразимо киселеобразной, что просто руки опускаются. Вплоть до бытовых мелочей: «обычный» советский человек, перечисляя технические изыски спецслужб, упоминает американскую АНБ, израильскую МОСАД, но не произносит вслух аббревиатуру «КГБ». Да это же бред собачий, это же настолько насквозь фальшиво, что даже упоминания достойно лишь в качестве хохмы.
Правда, надо сразу же оговориться: в этой книге — фактически два разных текста, вот первые две трети — какие-то розовые сопли с техническим уклоном, какая-то вполне приличная первично заготовка шпионского боевика, но прошедшая уничижительную редактуру в идеологическом отделе Горкома комсомола. Жалкое зрелище. Все плюсы, которыми эти первые две трети несомненно обладали в прошлом, теряются в рамках примитивной брежневской концепции мироздания, мироощущения и мироустройства. Реальность, как и всегда, оказалось гораздо более фантастичной, чем любые сказочные представление о ней.
Но это — первые две трети текста. Еле-еле осилил, опух буквально от скуки и раздражения. Но последняя треть — это ДА, нормальный, адекватный фантбоевик, с хорошей динамикой, с невооружённым глазом видимым интеллектом Автора, с прочими прелестями качественного фантЧтива.
Вот как эти две части — диаметрально противоположные — уживаются в рамках одной книги, вот это для меня — загадка. Сколько лет же прошло. Неужели нельзя «подправить» хоть как-то. Ну, есть же какие-то рамки, как говорится. Ведь неплохая же книжка-то, в общем и целом
dxbckt, 25 сентября 2019 г.
По мере прочтения становится понятно что в целом охарактеризовать книгу наврядли получится сразу — поэтому делюсь (субъективными) впечатлениями по мере прочтения частей данной книги. Вообще складывается такое впечатление что автор строил свое произведение «из разных блоков». Первая часть — это (совсем) далекое будущее «случайно» пересекшееся с неким «параллельным» миром, который «чем то (в свою очередь) параллелен» нашему «сегодня». Вообще начало здорово смахивает (на вышедшую гораздо позднее первую трилогию Валентинова «Око силы»). Те же «злобные силы» (непонятного, но внеземного происхождения), тот же «резервный мир» (в «Око силы» это Тускула), и те же сограждане пытающиеся противостоять «инопланетным оркам»...
Вообще несмотря на всю закрученность — первая часть выступает как некая предистория, в которой подробно описывается «что и почему»... и как «мы дошли до жизни такой»... И да! Пока не забыл... В этой части большое изобилие философских размышлений на тему «имею ли я право или тварь дрожащая»...))