FantLab ru

Йен Макдональд «Восставшая Луна»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Голосов:
88
Моя оценка:
-

подробнее

Восставшая Луна

Luna: Moon Rising

Роман, год; цикл «Луна»

Аннотация:

Пять Драконов – пять семейных кланов, контролирующих главные промышленные компании Луны – ведут между собой настоящую войну. Соперники не гнушаются ничем, чтобы проложить себе путь на самый верх пищевой цепочки – ни браками по расчету, ни корпоративным шпионажем, ни похищениями людей, ни массовыми убийствами.

Теперь эта битва подошла к концу, и тот, кто, казалось, потерял все, кто поднялся из руин корпоративного разгрома, захватил контроль над Луной благодаря изощренным манипуляциям и невероятной силе воли. Но война никогда не заканчивается, и теперь против победителя выступает его родная сестра. Вот только мир вокруг не стоит на месте, Луна и Земля никогда не будут прежними, неумолимые силы истории придадут бесконечной борьбе за власть совершенно иной масштаб, а человечество уже готово двигаться дальше – за пределы Солнечной системы.

Входит в:

— цикл «Луна»


Награды и премии:


лауреат
Еврокон / EuroCon (ESFS Awards), 2020 (Futuricon) // Награда за достижения. Лучшее художественное произведение. (Великобритания, номинация от Ирландии)

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2020 // Лучший роман

номинант
Локус / Locus Award, 2020 // Роман НФ


Издания: ВСЕ (2)

Восставшая Луна
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Luna: Moon Rising
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что захотел увидеть автор в новых поселениях на спутнике Земли? Какую картину захотел нарисовать и представить читателям? Финал трилогии дает ответы.

.

В первую голову — показать, как человек еще может двинуть вперед нашу цивилизацию. Личность, индивидуальность, характер — становятся определяющими качествами для исторического масштаба событий. При том, что у многих индивидуальные ИИ, высчитывающие проценты прибылей и варианты угроз, за человеком остается воление. Упорство. Месть. Ярость. И пока лидеры могут воплощать эти свойства человеческой натуры — они ведут за собой людей. Иногда как организаторы, иногда — как живые примеры;

.

Интригам будущего нужны технологические ограничения. И дело не только в особенностях реголита, уровне радиации или трансформации человеческих костей. Как бы не были энергичны лунники — человеческое разнообразие может смениться лишь машинной биржей, которая приведет к уничтожению всех людей на Луне. Есть человеческие субъекта и есть растущая безличностная техносфера, которую относительно легко прогнозировать, и которая опасна не меньше пожара или наводнения. Приходиться быть инициативнее машин, чтобы управлять ими. И демонстрация этой постоянной угрозы — несомненный успех третьей книги;

.

С одной стороны показано физиологическое — из-за особенностей скелетов — рождение нового народа. С другой — носители новой культуры, которые еще недавно были «варварами» на Земле — очень быстро превращаются в отдельную общность. Вчерашние жители фавел, кое-как обучившиеся работать с оборудованием, и сдавшие десяток экзаменов — волею судьбы становятся миллиардерами и основателями новых кланов. В таком культурном переходе — максимум чувственных переживаний, когда от приевшегося обжорства или надоевшего разврата приходиться переходить к более возвышенным удовольствиям и более серьезным целям. Но от низких удовольствий так непросто отказаться :) Фактически, поселения лунников — это города итальянского Возрождения. Гордись, Фьоренца, долей величавой! / Ты над землей и морем бьешь крылом, / И самый Ад твоей наполнен славой! — новые социальные структуры держаться буквально на нескольких семьях, которые только начали обрастать непробиваемым коконом из приживалок, помощников и придворных. Потому роль личности — просто зашкаливает. Любой недостаток или порок могут стать критической уязвимостью, мультиплицироваться в подражании тысяч других людей. А позитивные качества — основой для созидание новой империи. Как интеллект, так и физиология — архиважны для сюжета вообще и раскрытия персонажей в частности. Обилие эротических описаний, и реконструкция дуэльных поединков — красной нитью проходят сквозь всю трилогию.

.

Но что добавляется в третьей книге? Идет завершение войны. Нашествие землян было во второй. Личности, которые подобно ниобиевым магнитам собирали вокруг себя узоры из железных опилок — заканчиваются. Или умирают, или меняются, или настолько теряют собственную репутацию, что уже не могут быть живыми кумирами. Те, кто хотел проявить себя в качестве злодея — раскрылись, и должны погибнуть. Кто оказался недостаточно храбр или удачлив — отсеялись. Их не стоит принимать во внимания. В пространстве человеческих отношений формируется новый рельеф, который теперь больше зависит от законов и потребностей общества, чем от капризов и случайных встреч двадцатилетней давности. Чисто личностные конфликты, как завод часовой пружины — постепенно исчерпывают себя, но еще далеко не кончились. Раз за разом автор показывает концовку очередных противостояний — кого-то отравят ядовитыми иглами в грязевой ванне, а кто-то не станет выпускать родственнице кишки на арене. При том, что дружба и любовь — продолжают жить. Не все линии развязаны, и при желании легко можно выйти на четвертый и пятый том — но это будет история про совсем другой мир...

.

А будет это мир другим, потому что завершается золотой век становления кланов — идет становление государства. Лунного государства.

Солдаты-бизнесмены, которые с ножом в руках были готовы выходить на судебные поединки, сменяются юристами. То есть вопрос власти отделяется от вопросов управления — и Луной теперь руководит промежуточная фигура адвокатессы.

А с чего начинается становление государства в плане законов? Старик Энгельс не даст соврать — с введения социальных гарантий. Если Солон запретил продавать афинян в рабство — то на Луне становятся бесплатным «четыре базиса». Воздух, вода, углерод и данные — для всех, даром. Это означает снижения уровня напряжения сил, когда каждый лунник точно знал, что если он не заработает сколько-то денег — задохнётся. И если в обществе есть единый для всех контракт, который никогда не подписывался и никак не скреплялся даже личными обещаниями — и он имеет власть над каждым — то это называется «закон». Анархические договоренности — ты мне я тебе и плевать на все остальное — уходят в прошлое. То есть общество фронтира, которое в чистом виде существовало несколько десятилетий — готово исчезнуть. Легендарная эпоха завершается.

.

Этот диалектический (Карл!) процесс — когда из вражды кланов рождается государство — показан идеально, и трилогия может считаться образцом научно-политической фантастики, иллюстрацией «хитрости исторического разума».

Но читателю придется делать изрядную скидку — автор откровенно подыгрывает лунникам. Это, конечно, не уровень Хайнлайна, когда в «Луне, суровой хозяйке» игра шла в одни ворота, а скорее амальгама из нескольких «бонусов».

В отношении с землянами — полный аналог сериала «Правосудие». Есть некая провинция, временами туда приезжают ребята из центров мира, которые раз за разом пытаются купить всех провинциалов за три копейки, но в силу местной специфики — у них ничего не получается. Местные продолжают враждовать между собой, воровать и охранять, и по отдельности это не самые замечательные люди. Только вот дух глубинки неизменно берет своё.

В отношении с наукой — удача. Есть университеты на темной стороне Луны, которые готовы фактически собирать заново личность человека. Это уже почти воскрешение. Есть воплощенные в фабриках прорывные технологии. И фактическое опережение земных разработок. Земля упорно показывается как территория, утратившая задор и тягу к новизне — будто США 19-го века, говорят Старому свету 21-го — «а в тылу путь Европа дальше гниет без нас». Луна может быть фронтиром, где части научных разработок будет комфортнее, чем в тисках земных законов. Но сложность и разнообразие конфликтов на Земле — громадные. Количество кадров — миллиарды. Инфраструктура — уже создана. Значит снова и снова земляне будут вытаскивать белого кролика из цилиндра. И не только биологическое оружие, которого так опасаются лунники. Автор слишком уж нарочито проводить аналогию с загнивающей Римской империей...

Наконец, в отношении трансформации человека — Макдональд продолжает линию первой книги на сумму новых черт, которые формируют новый этнос или даже расу. Технологические фокусы, которые позволяют работать с шизофренией или бороться с параличом — работают на единство лунников. Но нет эпидемии расчеловечивания, описанной во «Всесожжении» Збешховского — когда бы у каждого лунника крыша ехала на свой градус и они бы отчаянно конкурировали, имплантируя себе ярость, талант к интриге или же сообразительность...

.

Итого: рождение нового народа и государства — из чувственной ярости и запутанной интриги.

.

П.С. Название лично я — перевел бы как «Восходящая Луна». Здесь она восставшая не «против тирана», а «из праха», причем тотальной катастрофы не случилось. Идет рождение, восход, подъем.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Завершение трилогии о свободолюбивых лунтиках, на мой взгляд, получилось размытым и неубедительным. Здесь нет педалирования гомосексуальных отношений, как в первой книге (тема отработана), нет драйва — потрошилова как во второй (и это прошло), здесь присутствует мылодрама, причем уровень розовых соплей такой же навязчивый, как гомопропаганды в первой части трилогии.

Конечно, без острых эпизодов не обошлось, но и погони, и захваты заложников, и даже удары возмездия негодяям сделаны с таким отсутствием логики действий, что реально возникает ощущение какой то сентиментальной сказки.

Политико — экономические мероприятия аналогичны по своей сказочности, земляне выставлены не просто лошарами последними, но и терпилами безропотными, при этом какой то обоснованности такого поведения со стороны лунариев — пассионариев нет. Есть планов громадье, от межпланетных лифтов до добычи сырья на астероидах, только вопрос.- для кого и за чей счёт весь этот банкет, если Земля почему-то готова лишь на организацию виртуальной биржевой торговли как основной деятельности для Луны.

В целом произведение рыхлое, много ненужных диалогов и соплей, отсутствие логики даже в элементарных стандартах придуманного мира. К примеру, у каждого лунтика встроен чиб — фамильяр, фиксирующий каждый вдох/глоток/килобайт, при этом такой источник данных не применяется для восстановления памяти человека — ее восстанавливают на основе следов в социальных сетях и воспоминаний других людей.

И как система — попросту детский произвол автора в отношении законов и обычаев Луны — всегда применяемых в пользу «правильных» персонажей, хотя ранее указывалось, что все на этой серебряной планете регулируется исключительно договорами между сторонами, а в остальном — все режут всех.

Как вывод: роман значительно ниже по качеству, чем предыдущие книги серии.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, что могу сказать в конечном счете? Вторая книга так и остается лучшей в цикле, а за ней следует первая, а самая слабая — как раз третья.

А все почему? Да потому что в третьей книге конкретно так провисает середина, чего нет в первых двух. Тут сначала идут ударные первые 150-200 страниц, потом идет нудятина про политику еще 200 страниц, затем снова начинается экшен и угар в финальных 200 страницах. Для сравнения — во второй книге экшен и угар происходят ВСЮ КНИГУ.

Еще очень сказывается недостаток героев из первых частей — фактически 2/3 персонажей автор успешно замочил и остались лишь сплошные калеки и инвалиды. Это тоже сказывается на общем интересе при чтении.

Теперь, еще косяк — сюжетная линия Марины. Я до самых последних страниц ждал, что нам автор про нее еще расскажет что-нибудь. И чего? И нихрена! Вот так вот! Думали это была шутка последняя глава с ней? Нет, это такой вот финал девицы. Вообще охренеть можно. Три книги был такой замут, а в конце слабый пук.

Все остальные персонажи нормально прошли финал, но, повторюсь, почти все из них разбитые корыта и развалины. Не ждите энергии и молодежного духа первых книг.

Вот такие дела. Вся трилогия, без сомнения, просто бомбическая и обязательная для чтения. Лучше, конечно, читать залпом, потому что после перерыва от местных имен, терминов и названий может снова заболеть голова.

Всем рекомендую!

Ой, и чуть не забыл — так уж вышло, что почти все главные герои этих книг либо геи, либо лесбиянки. Да, да — в конце можете заглянуть в список действующих лиц, тыкнуть наугад в любое имя и этот герой с вероятностью 95% будет геем или трибадисткой. Так что приготовьтесь к атаке на собственную ориентацию!

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и завершилась трилогия Йена Макдональда «Луна».

Хотя кто знает. Быть может, как и с сагой про «Алое восстание» Брауна, из цикла вырастут новые книжные побеги.

Пока же — три романа. Первый, «Новая Луна», нашел читателей (не считая старых поклонников и фэнов автора) благодаря поп-волне от бумажной и цифровой «Игры престолов». Мне же кутежи, дуэли, сексуальные эксперименты и космический «черный» бизнес лунной аристократии приглянулись как красивый оммаж и качественно выстроенный поклон Фрэнку Герберту с его «Дюной». Новое Средневековье между звезд в антураже ретро-футуристического капитализма — это круто и стильно. Но лишь в масштабах одной книги-эксперимента. А Йен решил не останавливаться и продолжать. Вторая книга подарила парочку сцен со старушки Земли, которая практически не изменилась по сравнению с почти лемовскими пейзажами Луны. И дальнейшее развитие персонажей, пестрой химии для всех гендеров и цветных идентичностей (без сарказма, иронии и порицания, если что). Но вот третья книга...

А что в ней такого примечательного? Ничего кардинального нового, без нежданных поворотов и классных сцен. Несколько героев успели переобуться по сравнению с прошлой книгой, притом некоторые пару раз подряд за действия финального романа. Например, экс-жена Лукаса из клана китайских лунных господ. И вообще темная линия тонких махинаций Суть оказывается в стороне. Лукасинью Корта, который многих русскоязычных (и не только?) читателей раздражал первые две книги — но не меня, кстати (док-ва в предыдущих рецензиях) здесь оказался выброшенным на обочину сюжета. Честно, теперь вообще непонятно, а требовалась ли его линия, столь детальная и навязчивая, в предыдущих частях саги? Я думал, Макдональд не просто так держит этого героя на виду у читателя. Держит как скрытого туза, который еще себя покажет. Но нет! Зато мы получаем еще охапку персонажей — честно, их даже больше, чем в толстовской «войно-мировой» саге, и запомнить их здесь гораздо труднее. И, уж извините, глоссарии многочисленные не помогают в этом деле. Потом, несмотря на то, что Йен Макдональд очень точно описывает сцены секса и эротических заигрываний, именно в «Восставшей Луне» некоторые из них были лишними. Например, зачем было намечать нечто подобное между земной кузиной Корта и дальней родственницей Воронцовых? Лучше бы продолжили развивать химию и отношения между Мариной и Корта-адвокатессой. Как видите, обильное количество имен оставляет свои следы в виде имен забытых. Но, в конце концов, было и кое-что неплохое в книжке. Худо-бедное, но приличное завершение литературного проекта Макдональда. Как всегда, великолепные пейзажи Луны, в которых стало на один эпизод из «Дюны» больше и что только прибавило хороших впечатлений (кто знает, тот поймет). Один неплохой поворот в повествовании в виде старого «друга» из серии опять же «дюновских» героев (аналогично). Далее — интересные измышления представителей семей Лунных Драконов о том, как развивать и использовать дальше спутницу Земли. Тут и радикальные терраморфинги с последующим преобразованием всей Солнечной системы, и космическая экспансия, и био-генная инженерия, и киберморфинг с квази-коммунистическими утопиями... Кстати, Макдональд плохо в коммунизм, так сказать, даже технического розлива. Хоть десять раз там будет супер технологическое постдефицитное общество, но общественное бытие в форме рыночного компьютера космических масштабов с правыми анархо-либертарианцами не есть коммунистическое бытие. Никакого преодоления отчуждения во всех его формах и вариантах не произойдет. Тут педагогические технологии с психологическими преобразованиями требуются... в Загорском эксперименте коммунизма больше, чем в такой воображаемой квантовыми компьютерами потенции. И раз уж немного ушел в политику я, то вспомню, как на протяжении всех трех книг сам автор уходил в нее. В этом плане, описаний, достаточно скупых, земной политической ситуации в связи с Луной, Макдональд не просто научный фантаст, а скорее магический реалист, а точнее — простенький фэнтезист. Действия земных государств выглядят крайне неестественно хотя бы потому, что на спутнике, от которого зависит не только энергетическая, но в потенциале и военно-стратегическая безопасность Земли, ведут себя, по крайне мере на 90% страниц трехкнижия крайне нелепо и безучастно.

Ну, и последние недовольства — повторы. Притом речь не только и не столько про сюжетные заимствования из сторонних произведений, самоповторы. В конце концов, лунная эпопея Йена Макдональда — это ревизия «Дюны» Герберта в соусе новомодных тенденций нашего позднего империалистического капитализма с виртуальными примочками. Я говорю про два очень часто мелькающих и режущих глаз повторений. Первый тип их — пафосные фразы для пацанских, киношных и бизнес-цитатников. Корта такие-то, Луна такая-то, мы ого-ого, а они, а жизнь есть сие, а смерть — тю. Персонажи почти не разговаривают как люди, нормально, без дебильных высокопарных шаблонов. В первой книге это прощалось в связи со спецификой и низкой частотой, во второй такого вообще почти не было. А здесь хоть отбавляй. И вторая группа из назойливых моментов — это через страницу размышление о гендерной свободе Луны, особистых брачных отношениях здесь и песни про либертарианский капитализм. Вот одного-двух упоминаний мне, как среднему читателю, хватило, чтобы уловить мысль автора — здесь любовь свободная, а брак — для дела! И вообще сначала дело, а любовь в стороне. Это тяжело, но таков путь! И у нас тут вот такое вот устройство экономики... Ну зачем так часто-то было напоминать обо всем этом?

Тем не менее, при всех замечаниях выше, книжку все-таки надо прочитать и дочитать. Хотя бы потому, что циклы надо завершать, проходить до конца. И пусть «Луна» Макдональда не выдерживала везде высокий уровень, это все равно любопытная трилогия, которой можно убить недельку из свободных вечерков.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх