Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 апреля 2016 г. 12:44

При всех недостатках сериала "Чужестранка" — их там есть — смотрю его с точки зрения экранизации книг Б. Хэмбли и, отчасти, У. Ле Гуин.

Это хорошо снятое "женское фэнтези" (термин условен, по нему идет диспут в режиме 24/7, но в данном случае — он хорошо описывает явление).

Героиня/герой/эпоха/приключения — квартет, на котором держится развитие событий.

Героиня — феминизм и любовь в человеческой пропорции. Знания из будущего дают фору, но не всегда. Эмоции весьма выпуклы, работают основным мотиватором, но голова вполне ясная.

Герой — храбрость и расчетливость в умеренно-романтической пропорции. Набор его травм и проблем — идеален для излечения именно героиней.

Эпоха — эстетизация тогдашних "роялей с сыром", эффектных моментов времени, которые сейчас отчасти забыты, отчасти искажены и разрекламированы до невозможности. Пытаются показать гармоничный набор — "как все было на самом деле, если смотреть через умеренно розовые очки". Свои искажения, задаваемые желанием показать и подчеркнуть доброту-красоту-уют — тоже есть. Равно как и реализм — старались показать без чернухи (скажем так, старались, но не всегда удерживались).

Приключения — есть повороты сюжета, они отчасти предсказуемы. Героине недостает понимания политических пружин эпохи, но современники, которые на местности ориентируются лучше, подвержены страстям и своим политическим симпатиям.

"Драконью погибель" и "Планету изгнания" — надо снимать именно так.


Статья написана 16 апреля 2016 г. 20:57

Герметичный детектив в горящем борделе.

декорации — достаточны

Пепеляев взял Пермь — за окнами 1918-й.

Белой армии отчаянно нужны деньги, провиант, патроны, снаряды. Но еще больше нужен хоть какой-то порядок.

Порядком не пахнет. Категорически. Весь фильм практически все персонажи пытаются хоть как-то утвердиться, ну хоть на каких-то основаниях, найти базу, упереться рогами в дно.

И каждый раз — снизу стучат.

Пепеляев созвал местных буржуев — дайте денег. Фиг тебе — ответили те. Наша частная собственность, никому ничего не дадим.

Сцены вдавливания средств из буржуазии — ах, давно я такого не видел! За триста процентов прибыли идёт коллективное самоповешение...

/события 2014-20... — показывают, что часть бизнесменов охотно вписывается в структуры власти. Выгодное это дело, даже в самые горячие времена. Не показали этот момент. Хотя, с другой стороны, что за человек Пепеляев — с таким и денег можно не заработать, и в землю лечь/

Генерал — расстреливает каждую секунду, пытается давать примеры бескорыстия и точности. Но все — напрасно. Он будто лягушка в медленно нагреваемой кастрюле с кровью. Сколько не бейся, масла не собьешь, а все равно сваришься.

Подчиненные ограничены или запуганы. Солдаты воюют как оловянные фигурки со свинцовыми мозгами — стойко, но тупо. Хотя временами с тупостью солдат откровенно перебирают авторы. А всякая хитрая сволочь желает быстро сорвать банк и раствориться в ночи...

Хорошо видно, что молодой (тогда ему и тридцати лет не было) генерал оказывается злой пародией на Бонапарта: толковый военачальник, волевой человек, он просто бессилен в административных вопросах, и немедленно превращается в наивного обывателя, стоит только отойти от карты. Когда ему приносят расстрельные списки со словами "раз уже составили надо расстреливать, а кто там — дело десятое", он просто подмахивает, хотя и возражает поначалу. Управлять машиной террора он даже не пытается, нет административных возможностей.

Как никогда в этом фильме показано, что идея, время которой прошло — бессильна. Кадры решили всё — вешайтесь. И любая ярость не придаст мощи удару...

На секунду в действии мелькает брильянт — именно этим камнем можно заинтересовать местных состоятельных господ или даже иностранных. Камень крадут чуть не из генеральских рук.

Приходится срочно отводить от расстрельной стенки следователя — который с красными сотрудничал — потому как надежда только на него (и отчасти фантастикой выглядит экспресс-расследование).

В этом хороводе кривых зеркал — авторы не удержали уровень драмы, когда и людей можно показать во всех ракурсах, и сюжет раскрутить. Увы, люди большей частью представлены гротескными масками. К завиткам этих масок имеются претензии, хотя в основе своей идея очень сильная.

К сожалению, камерный формат иногда превращает монологи актеров из реального общения — в речи говорящих голов.

Но какое-то количество сцен под открытым небом — имеется (на 30-ти градусном морозе у актеров не идет пар изо рта — ага, ага, снег бутафорский...)

Итого: сериал создает впечатление "нашедшего равновесие маятника". В том смысле, что какое-то время после 1991-го на коне были фильмы с хрустом французской булки. Светлые образы агентов охранки против вахлацко-заговорщицкой массы немецких агентов. Сериал "Колчак" или вот недавний "Герой" — своего рода "божецаряхрани" в киношном исполнении.

И тут мы видим белый террор анфас. И в профиль. Показано — почему "Белое дело" проиграло.

Вещь не без проблем, но к просмотру — рекомендую.


Статья написана 5 апреля 2016 г. 21:15

"Уважаемые авторы сборника "Сингулярность: Образы постчеловечества"

Издательство "Алгоритм" по просьбе составителя сборника К.Фрумкина должно сообщить вам следующее:

1. Раздел "Об авторах" выпал из состава сборника по вине издательства. Приносим свои извинения. Издательство обязуется включить его в следующие

издания сборника, а также выложить на своих интернет-ресурсах.

2. Статьи В.Моисеева, Э.Витола и В.Мадгазина исключены из сборника по инициативе издательства в связи с техническими трудностями по верстке

иллюстраций к этим текстам.

3. Имя К.Фрумкина помещено на обложку сборника по инициативе издательства по маркетинговым причинам: без имени известного автора на обложке

продажи книг практически невозможны.

4. Вопрос об авторских экземплярах будет решен после того, как К.Фрумкин передаст в издательство сведения о консолидированной потребности в

экземплярах.

директор издательства "Алгоритм"...

_______________________

С уважением,"


И тихий посвист во мгле...


Статья написана 31 марта 2016 г. 19:44

Социальная реклама для противления "апокалипсису"...

Социальная реклама для противления "апокалипсису"...

В российской фантастике последних лет — аналогичную роль выполняют книги "Мародер" и "Каратель", "Ночная смена" и масса других.

Общий посыл: в случае пришествия большого белого песца вовсе необязательно прятаться в норку, и, более того, в этой норке вы тихонечко помрете. Напротив, надо пытаться найти людей, как-то организоваться, пытаться жить...

Кратко о содержании:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Девушка приходит в себя после аварии, вокруг частное бомбоубежище (небольшое, такие массово строились в Штатах, когда тамошние обыватели ждали ядерных ударов от Союза). Там всего трое обитателей. Старший — отмотавший сорок лет в армии/на флоте человек, который быстро решил прятаться как только услышал о проблемах с пришельцами. Девушку взял в убежище потому как по его вине случилась авария.

Та не очень верит в пришельцев. А молодой человек — третий в убежище — вообще готов рассуждать о зомби. Но когда девушка прорывается к выходной двери — с той стороны стучится женщина с "легкими ожогами на лице", и во чтобы то ни стало требует её впустить...

Только вот дальше начинается типичный стэнфордский тюремный эксперимент: хозяин убежища желает все контролировать и совсем не думает о будущем. Еда-вода пока есть — надо спокойно провести оставшееся время. Может, все рассеется, а может просто повезет умереть в своей постели.

Потому, когда находит ножницы и заготовку для кройки (двое "пассажиров" захотели сделать защитный костюм, посмотреть, чего там снаружи) просто убивает парня.

В итоге девушка:

а) убивает старшего;

б) вырывается из горящего убежища;

в) выясняет, что и воздухом снаружи дышать можно, и даже тупого робота пришельцев грохнуть — не проблема.

г) ловит по радио машины призыв о помощи — и едет туда.

Но фильм, при всей своей гражданско-воспитательной функции — ставит проблему. Как себя вести во время "аллес капута"?

Выходить на площадь и радоваться жизни? Или забиваться в самый дальний угол и не отсвечивать?

Года три назад смотрел фильм о метаниях девушки во время современной гражданской войны в Британии (социальная фантастика). Поначалу не мог понять — чего это она так стремится к домику, где прожила лето и встретила свою любовь (при том что парень — черт знает где). Но ситуация вокруг после 2014-го — показывает, что есть масса людей с самыми разными программами поведения, и порой не все они глупые, хотя и кажутся странными (есть люди, которые вполне остались в городе, который периодически обстреливают из пушек, и таких людей — сотни тысяч).

Тут уж каждый решает сам — и никакой моралитически-воспитательный совет не будет полным.

Что до качества картины — то это типичный камерный фильм с несколькими "батальными" сценами ближе к финалу — чтобы разнообразить впечатление зрителя, и на заставлять его испытывать приступы клаустрофобии.

Внутренности убежища — подобрали толково, набор предметов там, как декорации на сцене, и ружья стреляют вовремя.

По ощущению "внешнего пространства" — то мир вокруг умер, то он снова жив — отчасти напоминает старенькую польскую "Секс-миссию", хотя в полную смерть не очень верится.

Хорошо показан эффект избыточности гипотез — парень и девушка не понимают, что снаружи, а старший, хоть и слушает сам радио, но им слушать не дает. Это работает на детективную интригу. Кстати, линия "побега от маньяка" сработана вполне на уровне.

Что важно — в середине фильма мы не понимаем, адекватна ли девушка: если снаружи действительно всё так плохо — может, надо отсиживаться? И открыв дверь она действительно уничтожит все шансы на выживание трех людей. Движетелем интриги выступает скрытно-властный характер старшего.

Актеры хорошо исполнили роли, и образы очерчены вполне ясно:

— социальный самоубийца — американский "премудрый пескарь в домике", параноик в отставке;

— вялый, плывущий по течению парень, "лишний человек";

— девушка, как воплощение будущего — медленно растущая жажда жизни, которая может снести всё на своём пути.

Итого: как детектив "постапокалиптики" — вполне годный представитель жанра (чуть на с "Иприта", с 1920-х, такие произведения). Для однократного просмотра — вполне рекомендую.


Статья написана 30 марта 2016 г. 10:11

Что можно сказать о конкурсе "СССР-2061"?

Отличное, великолепное графическое оформление. Работа с двумя составами жюри: лучшую "двадцатку" отбирали одни (из многих сотен присланных текстов), а судили отобранные тексты — другие. И это правильно, потому как провести первоначальный отбор — подвиг.

Плюс — читательское голосование.

Что до присланных текстов — основной их мотив это романтическая мечта, о том, как все будет хорошо и прекрасно в обновленном Союзе. Как люди смогут быть собой — в лучшем смысле этого слова (замечу, именно собой, а не постлюдьми).

И это правильно — потому как никакая мечта не начинается с чего-то скучно и детального.

Хоть и вышел в финал, но призовых мест вообще не занял и был даже помянут судьей, как автор текста "напоминающего производственную прозу СССР", хоть текст и гладкий http://gleb-gusakov.livejournal.com/30430...

Сейчас лекция, которая не вошла в рассказ :)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

А если брать состояние социалистической идеологии — то у нас большие сложности. Хорошо видно, что страница СССР — перевернута — и многим хочется начать с чистого листа (конкурс-то о втором Союзе), одновременно ностальгируя изо всех сил.

Но. Давайте подумаем о неудачах на старте — и в качестве примера возьмем капитализм.

Он утверждался далеко не сразу, не с первой попытки.

Флоренция:

— ряд технологических успехов, возник рынок продукции мануфактура (вполне буржуазный), под него начал формироваться пролетариат, да еще и малодетный тип семьи, как в 20-м веке.

Потом прибыль, которую давал потенциал технологического рывка — исчерпалась. На рынках — самая разная конкуренция, проблемы и т.п. В результате — схлопывание капиталистического эксперимента, причем с активной помощью рабочих, которые дали жару капиталистам.

Думается мне — многие идеологи феодализма (даже если они слова такого не знали) — потом с удовольствием делали выводы.

замечу, что с тех пор капитализм так и не решил проблему падения прибыли от каждой инноваций и проблему ограничения рынков. Он подражает черепахе, убегающей от Ахиллеса — каждый раз находится новая область, куда можно расшириться, новый вид товара, а под это требуется новая технология и т.п. При этом финансовая система находится в состоянии перманентного банкротства... Что Британия времен Семилетней войны, висела на волоске, одновременно добывая себе господство над мировой торговой системой, что США последний десятилетий — живут явно не по средствам.

Маркс отлично показал предпосылки капитализма, создал модель. С тех пор много чего добавили в эту модель, но как быть с рамками, с предельными условиями в которых она может осуществиться?

Итак, если вернуться в какой-то 16-й век — с его религиозными войнами, кризисами и прочим. Как виделось будущее социального устройства, и какие реальные перспективы были у этих мечтаний?

Образы:

— идеальной общины (религиозной) — нет. Общин было создано много, но они оказались плохо совместимы с идеей развития.

— идеального города — заведомо тупиковый. Флоренция-2 состояться не могла;

— идеальной удаленной или замкнутой страны — те же проблемы рынка, стабилизации;

— идеальной монархии, централизованного государства. Попытки воплощения делались в следующие 200 лет, но тоже свои проблемы.

В реальности капитализм совершил свой рывок — когда смог взять под контроль торговую систему мира, и на её основе начать промышленную революцию. То есть механизм перманентного создания новых технологий/товаров смогли запустить — когда был достаточный рынок и достаточная финансовая подушка (взятая в колониях).

То есть 3 условия:

— буржуазность (в смысле накопления капитала и модели поведения);

— уровень технических знаний (для перманентного изобретательства);

— свободные объемы рынка (позволяют удлинить извлечение прибыли, углубить разделение труда);

Возвращаемся к социализму:

Союз был приговорен:

— накоплением семейного социального капитала, который не умели конвертировать в качество человека (семьи накапливали связи и средства, которые могли вкладывать только в обеспечения имущественного и административного неравенства — потому что вложение в образование по эффективности стало снижаться. Инженер в 1930-е и в 1970-е — это очень разные статусы);

— исчерпанием темпов индустриального проекта развития ("Построили домны, победили в войне, обеспечили безопасность — что дальше?")

— исчерпанием дешевой рабочей силы (урбанизация), на смену которой не успели прийти полноценные роботы.

Чем именно капитализм лучше феодализма — написаны тысячи книг.

В упрощенной модели:

— улучшает отдачу от человека (как работягам приходится вкалывать на износ, так и буржуазии приходится постоянно крутиться);

— снижает удельные издержки при борьбе проектов, при выборе альтернатив (как бы это не показалась циничным на фоне мировых войн, но конкуренция позволяет "играть" там, где до этого господствовала или война, или чисто традиционные подходы).

Преимущества социализма над капитализмом:

— техника развивается настолько, что роль "напряга до последнего" уже не так велика. Позволяет ограничить воздействие конкуренции на человека и гарантировать его воспроизводство (пенсия, детские садики и т.п.) — то есть получить работника более высокого потенциала;

— еще сильнее снижает издержки при выборе альтернатив — потому что выбор должен осуществляться в моделях (планированием), а не голой конкуренцией (когда люди воплощают собой соперничество финансовых проектов).

Но как буржуазии — требуется изобретение+торговля+рынок, так и социалистам требуется:

— опережающий проект развития, который можно реализовывать быстрее, чем в рамках капитализма (индустриализация 30-х в Союзе);

— люди, которые готовы отказываться от безграничного личного накопления, как гарантии социального статуса семьи. И таких людей должно быть много (крестьянская община — люди хотели немногого, при том для всех);

— достаточные резервы рабочей силы (технологический проект требует затрат — "зона разделения труда" + вчерашние крестьяне, переехавшие в город).

Как это может быть достигнуто?

— опережающее планирование. (Все отыгрывается на моделях, причем в полном объеме и в самых разных условиях. "Сим-сити" Если полноценного отыгрыша не происходит — упираемся в тупик развития);

— разрыв "семья-деньги-стартовая площадка детей". (очень возможно, что мы увидим просто достаточно долгоживущих людей, чтобы срок их жизни превышал характерные кризисы и циклы воспроизводства человека — то есть их правнуки уже выросли, а прадеды все остаются где-то на верхних этажах власти. Всех наверх не возьмешь, а к правнукам уже приходит безраличие...);

— роботизация (этого добра всё больше).

Если говорить о кризисе, который может подтолкнуть к воссозданию социалистических моделей — это исчерпаемость рынка Земли, как планеты. Дико-капиталистическая конкуренция окажется слишком дорогой. Придется переходить к планированию, как к более дешевому виду развития...

И последнее.

Оуэн — был предпринимателем. Энгельса не портило, как теоретика, родство с братом-промышленником. Ленин по происхождению дворянин.

Социализм легко принимал идеи и людей — которые шли из вполне буржуазных кругов.

Но в начале 21-го века возникла проблема — мы желаем воспринимать как социалистическое — лишь то, что было опробовано в Союзе. Или — на худой конец — объявило себя "красным", "левым" и т.п. Оттуда мы берем романтические образы, теми примерами вдохновляемся (или ужасаемся им).

В мире так много вещей, который были совершенно неизвестны во Флоренции 13-го века, но без которых не смог обойтись капитализм.

Возможно ли совместить технологическую сингулярность и коммунизм?

Что произойдет с коммунистическими проектами, если мы сможем переписывать свой генетический код?

Как теория хаоса может быть использована в планировании, и как она уже используется в экономике?

Насколько могут стать элементом социалистического общества "пиратские" сайты и краудфайдинг (который "с миру по нитке")?

Это вопросы архисерьёзные.

Мой же рассказ — это попытка вполне традиционными образами показать, как в случае "социалистического ренессанса" люди будут осмысливать проблему накопления социального капитала в семьях. Как строить семейный очаг второму поколению живущих при социализме, если оно не желает быть последним...





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх