Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bvelvet» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 декабря 2020 г. 16:40

Бремя мёртвых книг: Рассказы /Артур Грэй, cэр Джон Робинсон, М. Р. Джеймс; Пер. с англ. Е. Беренштейна, Л. Бриловой, А. Сорочана, С. Тимофеева. — оПУС М. — 280 с., илл. (Странная классика)

[/b]

В настоящем сборнике представлены сочинения авторов из круга М.Р. Джеймса, которые могут показаться наиболее архаичными. Книга Артура Грэя даже была озаглавлена в оригинале «Утомительные рассказы о Гранте и чародействе» (Гранта — старинное название реки Кэм, на берегу которой расположен Кембридж). Но само это заглавие довольно иронично. Артур Грэй стал главой колледжа Иисуса в 1912 году, а с 1910 г. под псевдонимом Ингульф (Ingulphus) публиковал в студенческом журнале «Кембридж ревью» и в других периодических изданиях рассказы, стилизованные под старинные хроники, местом действия которых и был Кембридж. Ингульф — имя бенедиктинского монаха (ум. 1109) из Кроулендского аббатства в графстве Линкольншир, который долгое время ошибочно считался создателем «Кроулендской хроники» на латыни. Свое авторство Грей раскрыл в 1919 г., когда его рассказы из кембриджской периодики были изданы отдельно; это роскошное издание мы и воспроизводим — рисунки, изображающие место действия, стали неотъемлемой частью повествования. А в статье Розмари Пэрдо вы найдете информацию о жизни Артура Грэя.

Сэр Джон Чарльз Робинсон, биографию которого вы также найдете в книге, также известен не литературными достижениями и даже не успехами в живописи (в книге мы воспроизводим некоторые его рисунки). На протяжении многих лет он был Королевским хранителем картин и в качестве куратора и составителя каталогов пользовался огромным авторитетом. Рассказы его, написанные в конце XIX века, нарочито старомодны, и влияние "историй антиквариев" на почтенного искусствоведа кажется очевидным.

А в приложении мы публикуем расширенный вариант новеллы «Мистер Хамфрис и его наследство», сохранившийся в архиве М.Р. Джеймса. Этот текст существенно отличается от опубликованного рассказа и демонстрирует основы той «готической традиции», на которую опирался Джеймс. Тем же основам посвящены и две статьи писателя, публикуемые в приложении. Рассуждая о творчестве Дж. Ш. Ле Фаню, Джеймс выражает свое отношение к литературе ужасов. Высокая оценка работ предшественника в данном случае очень важна — всем сочинениям Джеймса свойственен традиционализм, пусть и своеобразно понимаемый. И развитие традиции было бы невозможно без опоры на сочинения других авторов…

А в качестве финального аккорда — небольшой рассказ анонимного автора, опубликованный в кембриджском журнале. И все любители старины могут отправиться на поиски сокровищ…

Таким образом, в настоящее время издание "М.Р. Джеймс и его окружение" выглядит так:

Т. 1. Рассказы антиквариев

Т. 2. Бремя мёртвых книг

Т. 3. Повелитель теней

Т. 4. Тайна колледжа

Ничего подобного до сих пор никто не сделал, как ни странно...

Пятый том планирую выпустить в 2021 году.

Отдельными изданиями выйдут книги Д.К. Бростер и Г.Р. Уэйкфилда, которые явно не вписываются в формат издания. Сочинения Р.Х. Бенсона и А.К. Бенсона будут выпущены в серии "Книга Чудес", где уже вышел двухтомник Э.Ф. Бенсона. Таким образом, мы планируем представить на русском всех авторов из круга Джеймса.

По всем вопросам можно писать в ЛС.

В этом году, видимо, больше книжек не будет — ближайшие планы к концу декабря сообщу




Статья написана 25 октября 2020 г. 20:31

Неканоническая эстетика. Вып. 7: Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве: Сб. статей. Тверь: Тверской государственный университет, 2020. — 352 с.

В основе сборника — материалы VII Апрельской междисциплинарной научной конференции, проведенной режиме интернет-блога 27–28 апреля 2020 г. в рамках научного проекта «Неканоническая эстетика».Исследователи обратились к категории «запрета» и рассмотрели ее репрезентации в различных видах искусства и литературы, в индивидуальных авторских воплощениях.

Адрес блога конференции: Tabu2020.blogspot.com

Редколлегия: С. В. Денисенко (отв. ред.), А. О. Дёмин, И. В. Мотеюнайте, А. Ю. Сорочан

Составитель: А. О. Дёмин

СОДЕРЖАНИЕ




Статья написана 24 октября 2020 г. 14:00

Старость как сюжет: Статьи и материалы / Ред. С.А. Васильева, С.В. Денисенко, А.Ю. Сорочан; сост. А.Ю. Сорочан. — Тверь: Тверской государственный университет, 2020. — 368 с., илл. (Время как сюжет; Вып. 9).

В издание включены статьи и сообщения, посвященные анализу сюжетного потенциала времени в литературе и искусстве. В центре внимания участников проекта — различные модели «старости», художественные формы воплощения индивидуального времени.

Блог конференции — starost2020.blogspot.com

Книга посвящена памяти Вячеслава Анатольевича Кошелева и Сергея Ивановича Кормилова

[/b]Содержание




Статья написана 13 октября 2020 г. 19:04

Давно у нас не было готической прозы...

Эйнсворт У.Х.

Эликсир жизни: Роман / У. Х. Эйнсворт. Пер. с англ. — оПУС М. — 224 с., илл. (Странная классика) [/i]

Впервые на русском – один из самых загадочных романов Уильяма Харрисона Эйнсворта, популярнейшего писателя викторианской эпохи. Грабители могил и тайные ритуалы, сокровенное знание и «великое делание» — всем фобиям викторианского общества нашлось место в этой небольшой книге.

Подробнее об Эйнсворте и о его романе — здесь

Иллюстрации Физа (Х. К. Брауна) — полный комплект!!!


Статья написана 10 октября 2020 г. 23:01

"Библиотека Джона Госворта" продолжается...

Мороз по коже: Двадцать новых историй о тайнах, преступлениях и кошмарах / Сост. Джон Госворт; Пер. с англ. — оПУС М. — 340 с., илл.

Когда Джон Госворт издавал свои первые антологии, жанр "триллера" только приобретал очертания — и напряжение, которое создавалось в этом жанре, было достаточно близко не к саспенсу, а к хоррору. В этом причина недолгой популярности и долгого забвения этих книг, о которых мне уже случилось написать обстоятельный обзор.

Сегодня я представляю русскую версию самой, пожалуй, доступной из антологий Госворта — в переводе она получила (весьма подходящее) название "Мороз по коже".

В этой книге нет психологических тонкостей "Коллекции кошмаров" и странных фантомов "Новых страшных историй". Перед нами, как сказано в подзаголовке "истории о преступлениях, тайнах и кошмарах". В книгу вошли 20 историй разных авторов (наиболее основательно представлен Эдгар Джепсон — и под собственным именем, и под псевдонимом "Р. Эдисон Пейдж"). Есть и другие сочинители, также известные читателям предшествующих антологий — Фрэнсис Марсден, Э.Х. Визиак, Герберт Де Гамель. Но есть и совершенно новые имена — Л.Э.Д. Стронг, Освелл Блэйкстон и др. И конечно, запоминается прекрасная история, которую в соавторстве создали Д. Госворт и М.Ф. Шил.

"Образец дедукции" — прекрасный пример смешения жанров. Два обкуренных сыщика-любителя решают загадку, которая кажется сверхъестественной, пугающей и необычной, а на самом деле... В этой истории ирония, ужас и тайна сталкиваются, порождая нечто совершенно новое и непривычное.

То же делают на свой лад и другие авторы. Чаще всего рассказы посвящены преступлениям — можно сказать, что Госворт определяет границу между детективом и хоррором. И сделано это занимательно. Есть в антологии тексты о фантастических изобретениях (рассказы Саймона и О. Блэйкстона), этюды о безумной одержимости (Д. Госворт, Э.Г.У. Мейерштейн), есть и рассказы, в которых появляются призраки и невидимые твари. Но страшнее всего маленькие трагедии, когда маховик ужасных событий запускают совпадения, мелочи, нелепые случайности... Однако среди кошмаров и фантомов находится место и наваждениям вполне безобидным, когда благородные побуждения героев становятся известны сыщикам и вызывают скорее улыбку. Впрочем, речь пойдет и о вторжениях хтонических сил, и о чудовищной женской жестокости (едва ли не самые запоминающиеся рассказы в сборнике посвящены этой теме), и о войне и насилии...

Но мне хотелось бы представить читателям единственный рассказ, который выбивается из общего ряда — преступления в нем нет, если не считать преступлением нарушение условных "нравственных норм". Есть стремление в недостижимый фантастический мир, таящий множество открытий, но не позволяющий воспользоваться их плодами... Эта грустная история продолжает традицию "Волшебного окна" Дансени и "Двери в стене" Уэллса. А написал ее великий Томас Берк. Думаю, вскорости придется посвятить ему и его многообразному творчеству отдельный очерк. Итак, рассказ о золотом гонге можно прочитать.

Иллюстрации к этой книге выполнил Норман Кин, мастер женских портретов и рекламных плакатов. То, что у него получилось, можно назвать "нервным нуаром" — ничего сверхъестественного, но напряжение передано отлично. Я не стал ничего менять в книге, даже биографические справки оставил в изначальном виде, с забавными мистификациями и без дополнений...

Но, конечно, главное — тексты. Я не раз писал о причинах забвения Госворта и его книг. По-прежнему считаю, что в жанре "триллера" до сих пор не создано ничего сопоставимого с этими антологиями — необычными, странными и пугающими.

"Библиотека Джона Госворта" продолжается...







  Подписка

Количество подписчиков: 265

⇑ Наверх