Работы художника В Г Перова

Художник — Василий Григорьевич Перов

В.Г. Перова
Страна: Россия
Родился: 21 декабря 1833 г.
Умер: 29 мая 1882 г.

Перов Василий Григорьевич [21.12.1833 (2.1.1834) или 23.12.1833 (4.1.1834), Тобольск, ‒ 29.5(10.6). 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы], русский живописец.

Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступила (1846‒49; с перерывами) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853‒61) у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. Пенсионер АХ (1862‒69, до 1864 в Париже). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

В начале 60-х гг. Перов создал ряд обличительных жанровых картин: подробно рассказывая о несложных будничных событиях, усиливая и заостряя (вплоть до гротеска) социальные характеристики персонажей, Перов указывал на конкретных носителей общественного зла в крепостнической России [«Сельский крестный ход на пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862) ‒ обе в Третьяковской галерее]. Стремясь преодолеть пестроту академической живописи, Перов в этих картинах использовал коричневые и серые цвета, которые сближал друг с другом посредством светотени. Работы парижского периода отмечены растущим интересом к человеческой индивидуальности, тягой к тональному колориту («Слепой музыкант», 1864, Третьяковская галерее).

Во 2-й половине 1860-х гг. критические тенденции в творчестве Перова реализуются в произведениях, проникнутых сочувствием и состраданием к нищему, обездоленному люду. В картинах, ставших лаконичнее по композиции, выдержанных в единой серовато-коричневой гамме, большое значение приобретает пейзаж, получивший «социальный» характер и создающий общий эмоциональный строй произведения («Проводы покойника», 1865, «Тройка», «Ученики мастеровые везут воду», 1866, «Утопленница», 1867, «Последний кабак у заставы», 1868,‒ все в Третьяковской галерее). Во 2-й половине 1860-х гг. Перов создал ряд картин, близких по жанру к портрету, в которых стремился передать индивидуальные качества людей из народа, их способность глубоко мыслить и чувствовать («Фомушка-сыч», 1868, «Странник», 1870,‒ обе в Третьяковской галерее).

В начале 70-х гг. в поисках положительных героев Перов работал над портретами представителей передовой русской интеллигенции, подчёркивая в них творческое начало. Для портретов Перова характерны объективность отношения к модели, точность социальной характеристики, единство композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека (портреты: А. Н. Островского, 1871, В. И. Даля и Ф. М. Достоевского ‒ оба 1872: все три ‒ в Третьяковской галерее).

В 1870‒80-х гг., в условиях роста общественных противоречий в пореформенную эпоху, когда были исчерпаны возможности просветительской критики действительности, Перов испытал идейный кризис (в 1877 порвал с передвижниками): от обличительных жанровых тем он перешёл преимущественно к бытописательским «охотничьим» сценам («Птицелов», 1870, «Охотники на привале» и «Рыболов» ‒ обе 1871; все три ‒ в Третьяковской галерее), а также к исторической живописи, потерпев в ней ряд творческих неудач («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва).

Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871‒82). Ученики: Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.

© Д. В. Сарабьянов. Большая советская энциклопедия



Обложки изданий (21)

1955

Художник Перов
1955 г.
1998

Братья Карамазовы
1998 г.
Достоевский
1998 г.
2000

Меж трех времен
2000 г.
2006

Записки охотника
2006 г.
Дневник писателя
2006 г.
Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка
2006 г.
2007

Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка
2007 г.
2008

Яма
2008 г.
Яма
2008 г.
2009

Яма
2009 г.
Мистика, ужасы. Лучшие произведения
2009 г.
Толковый словарь русского языка. Современное написание
2009 г.
2011

Уединенный домик на Васильевском
2011 г.
2015

Первенцы свободы
2015 г.
О том, о сём...
2015 г.
2016

Капитанская дочка
2016 г.
2017

Проблемы поэтики Достоевского
2017 г.
Роман-газета № 19, 2017
2017 г.
2021

Плаха
2021 г.
2022

Бесы
2022 г.

Внутренние иллюстрации изданий (26)

1903

Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый. А-З
1903 г.
1911

На пути къ свободѣ
1911 г.
1934

Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый. А-З
1934 г.
1937

Костёр, 1937'11 ноябрь
1937 г.
1949

Полное собрание сочинений. Том 1. Пьесы 1847-1854
1949 г.
1954

Собрание сочинений в 12 томах. Том 3
1954 г.
1960

Причитания
1960 г.
1962

Избранные сочинения в двух томах. Том 2
1962 г.
1965

Избранные произведения
1965 г.
1971

Аврора № 9, сентябрь 1971 г.
1971 г.
1981

Достоевский
1981 г.
1982

Полное собрание сочинений и писем. Сочинения. Том 9
1982 г.
Аврора № 8, август 1982 г.
1982 г.
1983

Избранные произведения
1983 г.
1985

Юность № 6, июнь 1985 г.
1985 г.
Бикей и Мауляна
1985 г.
1986

Кружевница
1986 г.
1994

Смена № 7 1994
1994 г.
2007

Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка
2007 г.
2009

Перов
2009 г.
2010

Беглянка
2010 г.
2014

Антологія української готичної прози I
2014 г.
Антологія української готичної прози II
2014 г.
2021

Независимая газета № 153 (8204), 22 июля 2021
2021 г.
Три века русской поэзии
2021 г.
2022

Ступени Оракула № 3, 2022
2022 г.

Другое (8)

1897

Полное собрание сочинений. Том первый
1897 г
(репродукция картины)
1978

Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый. А-З
1978 г
(репродукция картины)
1996

Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый. А-З
1996 г
(репродукция картины)
Толковый словарь живого великорусского языка. Том второй. И-О
1996 г
(репродукция картины)
Толковый словарь живого великорусского языка. Том третий. П
1996 г
(репродукция картины)
Толковый словарь живого великорусского языка. Том четвёртый. Р-Ѵ
1996 г
(репродукция картины)
2004

Дополнительный иллюстрированный том «Толкового словаря живого великорусского языка» с приложениями
2004 г
(репродукция картины)
2012

Роман-газета № 14 2012 год
2012 г
(репродукция картины)

Издания не на русском языке (1)

2010

Вишневі усмішки. Заборонені твори
2010 г.



⇑ Наверх