Работы художника М Полякова

Художник — Михаил Иванович Поляков

М. Полякова
Страна: Россия
Родился: 25 мая 1903 г.
Умер: 1978 г.

Михаил Иванович Поляков

В Саратове прошли детство и юность художника. Здесь были первая персональная выставка, а затем и вторая, посмертная. В Радищевском музее самое полное собрание его произведений, и почти все они были подарены автором. В 1926 году он окончил живописное отделение саратовского художественного техникума и поступил в московский ВХУТЕИН на живописный факультет, но со второго курса перешел на графический, где его наставником стал Владимир Фаворский. Он испытал сильнейшее воздействие системы учителя, но не стал эпигоном. К началу 1930-х годов М. Поляков — вполне самостоятельный мастер, способный решать сложнейшие задачи конструирования и иллюстрирования книги.

Среди ранних его работ иллюстрации к книгам Гоголя, Гюго, Пушкина, Тынянова и ряда других. Любопытно, что Тынянов, считавший, что иллюстрации только вредят тексту, доброжелательно отнесся к поляковским гравюрам: они передавали экспрессию текста, его обобщенную суть.

В эти же годы он оформил книгу Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка». Поэма пропитана презрением к строю жизни, в которой воскресают кошмарные призраки средневековья, где царит атмосфера самодовольной тупости, принудительной восторженности, агрессивного шовинизма. Вершиной довоенной книжной графики Полякова стало оформление издания романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Историческая эрудиция и художественное чутье мастера помогли ему решить сложнейшее согласование времен — времени, изображенного в романе, времени его создания и времени его иллюстрирования.

Художник сохраняет свою приверженность к литературной классике и в послевоенные годы. К 1948 году им был подготовлен альбом иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина....

В своем графическом прочтении книги художник всегда стремился сберечь ее эмоциональный строй и духовный смысл. Он предельно усиливает роль всего книжного декора: буквицы, эпиграфы, заставки, виньетки, концовки у него всегда содержательны. Это не просто элементы книжного убранства, но изобразительные реплики, сопровождающие писательское повествование, которые сливаются в единое сквозное повествование, организуя композицию книги в законченный целостный ансамбль. В этом убеждает его работа над «Пиковой дамой» Пушкина, «Фаустом» Гете, сборником «Поздняя греческая проза». Продуманность и смысловая обоснованность каждого элемента книжного убранства способствует прочтению, которое соответствует и букве, и духу текста.

Поляков хотел быть настоящим конструктором книги. Стремясь к выразительности самой книжной формы и не всегда имея такую возможность в издательствах, он создает уникальные книжечки одного единственного стихотворения. Чаще всего это стихотворения Пушкина или Франсуа Вийона, но встречаются и другие авторы, к примеру, он задолго до первой публикации оформил и рукописно «издал» еще в 1967 году «Реквием» Анны Ахматовой. В этих замечательных книжечках ощутима забота о страстном библиофиле, о настоящем ценителе культурно сработанной книги.

О книголюбах рассказывает мастер и в своих экслибрисах, которых он создал около 30. В них всегда что-то происходит: венецианцы в плащах фехтуют на фоне дворца Дожей, древний парусник взлетает на гребень могучей волны, парящая муза увенчивает голову валяющегося в траве поэта, аисты лепят гнездо на развалинах триумфальной арки, в полном разгаре спектакль итальянской народной комедии. Не отказываясь от традиционной для книжного знака опоры на геральдику и символику, Поляков стремится к простым и легко читаемым решениям. Его образы внутренне ассоциативны: метафора, намек заменяют обстоятельное повествование.

Портретная задача интересно решается художником в серии его станковых гравюр, посвященных великим композиторам. Поляков как бы перелагает звучание музыки на язык зрительных образов, передавая и трагедийную патетику Бетховена, и сложную ясность Моцарта, и окрыленность Шопена, и мрачноватую экспрессию Рахманинова.

Ассоциативный монтаж Михаил Иванович использовал и в цикле своих «Воспоминаний». Это повествовательные гравюры со множеством персонажей и ситуаций. Временной поток в них как бы дробится, распадается на множество эпизодов, важных прежде всего биографически: отчий дом, пристани пароходства «Кавказ» и «Меркурий», допотопный колесный пароход, старый собор, семинария, шарманщик с обезьянкой и девочкой-танцовщицей, Глебучев овраг, Радищевский музей и классы Боголюбовки, солдаты, идущие на фронт с песней «Пишет, пи-и-шет царь герма-а-нской, пишет ру-у-усскаму царю...», консерватория, сцены из «Пиковой дамы» и «Риголетто», концерт певицы Зои Лодий, красногвардейский патруль на улицах Саратова и лихо отплясывающие анархисты, студенты местного ВХУТЕМАСа, изживают наследие академизма, раскрашивая гипсовых «аполлонов» и «венер», они же роют окопы, готовясь отражать наступление деникинцев, уроки акробатики в театральных мастерских и любимый художниками саратовский цирк, вокзал с мешочниками, везущими в столицу соль... И, наконец, окно последней квартиры с видом на Московский университет и стадион «Динамо». Не случайно появляется в этих гравюрах символический значок: песочные часы с крылышками — а время летит, летит... «Эти гравюры родились от неудержимого желания вспомнить о прожитой жизни, которое одолевает каждого человека, подошедшего к известному возрастному рубежу», — писал Михаил Иванович. «Воспоминания» — это мемуары, рассказанные с помощью штихеля.

В одном из своих писем, отвечая на заданные вопросы, Михаил Иванович Поляков четко изложил свое творческое кредо: «Незыблемые принципы? — Не лгать в искусстве, не думать о моментах текущих. Излюбленные приемы иллюстрирования? — Собственно, приемов нет. Приемы тоже ведь «от лукавого», а есть прочтение текста, ответ на него, иногда сопутствие тексту, добавление к тексту, по поводу текста».

(Из статьи Ефима Водоноса «М.И.Поляков», издание «Новые Времена»)

© АртРу.инфо



Обложки изданий (8)

1952

Ветер на речке
1952 г.
1955

Классическая драматургия стран народной демократии. Том 1
1955 г.
Царевна Вавилонская
1955 г.
Кандид
1955 г.
1956

Сказки для театра
1956 г.
1962

Фауст
1962 г.
1966

Пиковая дама
1966 г.
1989

Пробуждение
1989 г.

Внутренние иллюстрации изданий (12)

1941

Ёлка. Песенки, сказки, стихи и рассказы
1941 г.
1952

Ветер на речке
1952 г.
1956

Сказки для театра
1956 г.
1958

Венгерские народные сказки
1958 г.
1959

Люсьен Левен
1959 г.
1960

Поздняя греческая проза
1960 г.
1962

Том 1
1962 г.
Том 2
1962 г.
1966

Пиковая дама
1966 г.
1970

Избранное
1970 г.
1974

Аврора № 6, июнь 1974 г.
1974 г.
1985

Избранное
1985 г.

Другое (1)

1960

Поздняя греческая проза
1960 г
(оформление)




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх