Работы художника М Я ...

Художник — Маргер Янович Витолинь

М.Я. Витолиня
Страна: Латвия
Родился: 3 сентября 1912 г.
Умер: 2004 г.

Маргер Янович Витолинь(ш) (лат. Marģers Vītoliņš)

Среди замечательных латвийских графиков старшего поколения Маргер Янович Витолинь известен как художник-иллюстратор. Много лет отдано им оформлению и иллюстрированию изданий Госиздата Латвийской ССР. Художник обращался к классике отечественной и зарубежной литературы, а так- же искал новое образное решение для прозы и поэзии современных авторов.

Путь к вершинам профессионализма начался с обучения в Латвийской Академии художеств. После нескольких лет ученичества (1935 — 1937) Маргер Витолинь окунается в самую гущу художественной жизни. В 1937 -1940 годах мы видим его среди участников Объединения независимых художников. В это же время проявляется интерес к иллюстрированию книг. С 1937 года М. Витолинь постоянно экспонирует свои работы на выставках.

«Молодая гвардия» А. А. Фадеева (1947), «Детство» (1949) и «Старуха Изергиль» А. М. Горького (1950), «Дети горчичного рая» Н. Кальма (1951), «В гору» А. О. Саксе (1956) и другие произведения с иллюстрациями М. Витолиня известны широкому читателю. Отобрать самое главное, найти точное композиционное и образное решение — этому помогал опыт, полученный во время работы (с 1948 по 1952 год) в журнале «Берниба», а с 1959 года в журнале «Звайгзне». Работа с литературными произведениями требует большого художественного таланта, безукоризненности вкуса, лаконичности в выборе выразительных средств. Иллюстрации Витолиня, сопровождающие текст книги, сборник стихов, журнальную заметку, помогают читателю проникнуть в замысел произведения, раскрыть содержание эпизода, дать обобщенный образ главной темы. Немаловажна и помощь художника в эмоциональном восприятии литературного текста. За плечами Маргера Витолиня не только десятки иллюстрированных и оформленных книг, он известен и как график-станковист, участник многочисленных выставок.

Главное качество Витолиня-станковиста — подчеркнутая острота мировосприятия. Его быстрые точные рисунки всегда обращены к современности. Художник много ездит, и в его альбоме можно увидеть Дальний Восток и Кавказ, Латвию и Российскую Федерацию. Художник стремится сохранить свежесть впечатления, которая в дальнейшем может быть использована при создании станкового произведения.

В 60-е годы Витолинь все чаще обращается к технике линогравюры, получившей в это десятилетие большое распространение. Острая выразительность, четкость и определенность формы в линогравюре оказались привлекательными для многих мастеров. Витолинь создает листы с пейзажами, современной тематикой, а также работает в историческом и батальном жанре. Появившийся в эти же годы фломастер заинтересовал графика сочностью штриха, яркостью и насыщенностью цвета. Блокноты и альбомы пополнились рисунками в новой технике.

Начиная с 60-х годов Витолинь особое значение придает техническим возможностям графики. Это выражается и в расширении круга техник и материалов, и связанными с ними новыми образными ходами. Так, выпущенный в 1970 году альбом «Рига» вобрал лучшие акварели и линогравюры большой серии. В 1963 году за большой вклад в латвийское советское искусство Маргеру Витолиню было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР.

© Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.



Обложки изданий (2)

1951

Дети горчичного рая
1951 г.
1982

Трехдневный детектив
1982 г.

Внутренние иллюстрации изданий (2)

1958

Lidojums uz Mēnesi
1958 г.
1982

Трехдневный детектив
1982 г.

Издания не на русском языке (2)

1958

Lidojums uz Mēnesi
1958 г.
1982

Kreilis
1982 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх