Художник — Маргер Янович Витолинь
Родился: 3 сентября 1912 г.
Умер: 2004 г.
Маргер Янович Витолинь(ш) (лат. Marģers Vītoliņš)
Среди замечательных латвийских графиков старшего поколения Маргер Янович Витолинь известен как художник-иллюстратор. Много лет отдано им оформлению и иллюстрированию изданий Госиздата Латвийской ССР. Художник обращался к классике отечественной и зарубежной литературы, а так- же искал новое образное решение для прозы и поэзии современных авторов.
Путь к вершинам профессионализма начался с обучения в Латвийской Академии художеств. После нескольких лет ученичества (1935 — 1937) Маргер Витолинь окунается в самую гущу художественной жизни. В 1937 -1940 годах мы видим его среди участников Объединения независимых художников. В это же время проявляется интерес к иллюстрированию книг. С 1937 года М. Витолинь постоянно экспонирует свои работы на выставках.
«Молодая гвардия» А. А. Фадеева (1947), «Детство» (1949) и «Старуха Изергиль» А. М. Горького (1950), «Дети горчичного рая» Н. Кальма (1951), «В гору» А. О. Саксе (1956) и другие произведения с иллюстрациями М. Витолиня известны широкому читателю. Отобрать самое главное, найти точное композиционное и образное решение — этому помогал опыт, полученный во время работы (с 1948 по 1952 год) в журнале «Берниба», а с 1959 года в журнале «Звайгзне». Работа с литературными произведениями требует большого художественного таланта, безукоризненности вкуса, лаконичности в выборе выразительных средств. Иллюстрации Витолиня, сопровождающие текст книги, сборник стихов, журнальную заметку, помогают читателю проникнуть в замысел произведения, раскрыть содержание эпизода, дать обобщенный образ главной темы. Немаловажна и помощь художника в эмоциональном восприятии литературного текста. За плечами Маргера Витолиня не только десятки иллюстрированных и оформленных книг, он известен и как график-станковист, участник многочисленных выставок.
Главное качество Витолиня-станковиста — подчеркнутая острота мировосприятия. Его быстрые точные рисунки всегда обращены к современности. Художник много ездит, и в его альбоме можно увидеть Дальний Восток и Кавказ, Латвию и Российскую Федерацию. Художник стремится сохранить свежесть впечатления, которая в дальнейшем может быть использована при создании станкового произведения.
В 60-е годы Витолинь все чаще обращается к технике линогравюры, получившей в это десятилетие большое распространение. Острая выразительность, четкость и определенность формы в линогравюре оказались привлекательными для многих мастеров. Витолинь создает листы с пейзажами, современной тематикой, а также работает в историческом и батальном жанре. Появившийся в эти же годы фломастер заинтересовал графика сочностью штриха, яркостью и насыщенностью цвета. Блокноты и альбомы пополнились рисунками в новой технике.
Начиная с 60-х годов Витолинь особое значение придает техническим возможностям графики. Это выражается и в расширении круга техник и материалов, и связанными с ними новыми образными ходами. Так, выпущенный в 1970 году альбом «Рига» вобрал лучшие акварели и линогравюры большой серии. В 1963 году за большой вклад в латвийское советское искусство Маргеру Витолиню было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР.
©
Обложки изданий (2)
Внутренние иллюстрации изданий (2)
Издания не на русском языке (2)
Примечание