Художник — Жан Эффель
Родился: 12 февраля 1908 г.
Умер: 16 октября 1982 г.
Жан Эффель (Jean Effel), настоящее имя: Франсуа Лежён (François Lejeune) — французский художник-карикатурист.
Родился в близком пригороде Парижа — Батиньоле, уже давно вошедшем в состав города. Там родились его родители, деды и прадеды. Он получил разностороннее образование, изучал языки, философию, музыку, рисовал. Его отец был коммерсантом и мечтал видеть сына своим преемником. Однако юношу совсем не интересовала коммерция. Поссорившись с семьей, он уходит из дома с твердым намерением заняться драматургией. Лежён пишет пьесу, пробует свои силы в области живописи. Неожиданный успех приносят ему карикатуры для газет, с которыми он начинает сотрудничать с 1933 года. Тогда он и стал подписывать свои произведения псевдонимом Жан Эффель.
С тридцатых годов Эффель работал преимущественно с коммунистическими газетами. На страницах этих газет появляются злые карикатуры Эффеля на Гитлера, Геринга, Риббентропа, Муссолини, Франко. Под сатирическое перо мастера попадают и французские политики: Лебрен, Бонне, Эррио и другие.
Известным Эффеля сделала политическая карикатура.
Во время фашистской оккупации Франции Эффель участвовал в движении Сопротивления. Он работал в подпольном «Полночном издательстве», выпуская вместе с Луи Арагоном и Полем Элюаром антифашистские сатирические листовки.
Расцвет его творчества приходится на послевоенный период. Одно из сильнейших его произведений — книга «Всё ещё в оккупации», где собраны лучшие карикатуры 1947—1955 годов. По меткому замечанию Сергея Юткевича, этот сборник следовало бы назвать «Янки, убирайтесь домой!». Действительно, все рисунки серии объединены общей идеей, о чем вполне определенно сказано в авторском предисловии: «1947 год… Три года, как мы освобождены от немцев. Но не от освободителей. Напротив... Оккупация продолжается». В этих карикатурах обличаются насилие, грубость и невежество американцев, хозяйствующих на французской земле, раскрывается лицо «освободителей» — от солдат, свистящих вслед парижанке, до Трумэна и Эйзенхауэра, посредством «кнута и пряника» направляющих политику французских министров.
Крупнейшее произведение — сборник «Сотворение мира» на темы Ветхого Завета. В сборнике представлены около 800 графических миниатюр. В силу своей оригинальности, живости текста, удобного карманного формата, юмористического содержания издание имело большой успех у читателей.
«Сотворение мира» — шедевр, который читают и дети, и взрослые, и каждый видит там свое: дети – веселые рассказы, взрослые — социальную карикатуру.